2011.02.026. КЛАРК Б.Й. ВЛИЯНИЕ И КОНФЛИКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В УНИВЕРСИТЕТСКО-ПРОМЫШ-ЛЕННОМ НАУЧНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ.
CLARK B.Y. Influences and conflicts of federal policies in academic-industrial scientific collaboration // Journal of technology transfer OnlineFirst. - 2010. - March. - D0I:10.1007/s10961-010-9161-z
Ключевые слова: сотрудничество; университетское научное сотрудничество; университетско-промышленное сотрудничество; государственные расходы на науку.
Автор - сотрудник Университета штата Джорджия (Атенс, США) - рассматривает роль федерального правительства в формировании отношений между университетскими учеными и промышленностью. Существует возможность потенциального конфликта между правительственной политикой поощрения сотрудничества внутри научного сообщества и политикой поощрения сотрудничества университетов и промышленности. Для проверки и моделирования потенциальных конфликтов автор использует данные, собранные в 2004-2005 гг. в рамках программы «Research Valuing Mapping Project» в Технологическом институте Джорджии и включающие информацию по более чем 2 тыс. университетских ученых и инженеров.
В последние десятилетия одной из целей государственной политики США было усиление сотрудничества в теоретической науке. Интерес правительства к поощрению взаимодействия университетских ученых и коммерческих фирм зачастую является результатом попыток извлечения социальной и экономической выгоды и связанных с ними побочных эффектов. Эти попытки проявляются в различных политических курсах, часть которых направлена на повышение взаимодействия внутри академической среды, другие - на улучшение взаимодействия университетских ученых в других секторах (государственном и промышленном).
В связи с тем что промышленность может ограничивать взаимодействие ученых внутри научного сообщества, в основном в связи с требованиями сохранения промышленно значимой информации, возможен потенциальный конфликт между этими двумя направлениями политики. Правительства многих развитых стран запустили программы, финансируемые по грантам, и одним из ус-
ловий получения средств является сотрудничество, поскольку считается, что эффективность научных исследований напрямую зависит от сотрудничества. Впрочем, некоторые требования более специфичны. Так, Министерство обороны США (Department of Defence - DoD) выделяет финансирование только в том случае, если исследование проводится минимум двумя независимыми исследователями.
Усилия федерального правительства не ограничиваются воздействием на исследовательские институты, оно активно способствует укреплению тесных связей между научным сообществом и промышленностью. Цель этих усилий - повышение экономической конкурентоспособности отдельных штатов и США в целом. Такое сотрудничество стимулирует процессы передачи технологий, поддержку фундаментальных исследований, расширяет возможности в рамках сообщества, повышает продуктивность и предоставляет необходимый исследовательский опыт аспирантам.
Основное направление государственной политики в области повышения университетско-промышленного сотрудничества - область передачи технологий. В этих целях на базе университетов создавались исследовательские центры и осуществлялись программы по передаче технологий малым предприятиям. В задачи университетских исследовательских центров входило развитие долгосрочных партнерских отношений между промышленностью, научной средой и правительством. Большую часть финансирования таких центров взяла на себя промышленность. Государство, в лице Национального научного фонда (ННФ), в основном предоставляло поддержку в развитии и эволюции. ННФ рассматривает исследовательские центры как источник позитивных изменений в производительности частных промышленных предприятий США.
В задачи Национального центра трансфера технологий (National Technology Transfer Center - NTTC) США входит соединение промышленности с государственными лабораториями и университетами, имеющими технологии, исследовательские центры и исследователей, которые необходимы промышленности для максимизации возможностей развития продукции.
Совместно с Администрацией малого бизнеса (Small Business Administration - SBA) восемь министерств США (сельского хозяйства, торговли, обороны, образования, энергетики, здравоохране-
ния и социального обеспечения, национальной безопасности, транспорта), а также Агентство защиты окружающей среды (Environmental Protection Agency - EPA), НАСА, Национальный центр трансфера технологий и ННФ участвуют в программе содействия сотрудничеству малого бизнеса, университетов и правительственных исследователей. На эти цели каждое из министерств выделяет средства из своего бюджета. Впрочем, как отмечает автор, наблюдаемое постепенное снижение объемов прямого финансирования также подталкивает ученых к более тесному взаимодействию с промышленностью.
Большая часть финансирования ИР в США осуществляется промышленностью и правительством. В 2006 г. 64% средств на университетские исследования предоставлялось государством, 5 -промышленностью, 24 - самими университетами и колледжами, 7% - некоммерческими организациями. При этом на долю университетов (если судить по общему объему расходов) приходилось только 14% ИР, 58% фундаментальных исследований и 13% прикладных.
Проведенное автором исследование показало, что усилия государства, направленные на укрепление сотрудничества между университетскими исследователями и промышленностью, в целом дали ожидаемый эффект. Предоставляя исследователям лучший доступ и большее разнообразие в источниках финансирования, правительство дало им возможность работать с более сложным, дорогим оборудованием, которое, что важно, требует большего числа сотрудников.
По мнению автора, будущее академической науки связано с возможностью ученого поддерживать постоянные потоки финансирования. Считается, что наиболее успешными являются те университеты, которые сумели диверсифицировать источники своего финансирования. Федеральная поддержка фундаментальных исследований становится все менее адекватной, а зачастую и обременительной для исследователей. В результате университетские ученые получают все больше стимулов работать с другими секторами экономики.
Однако, если проанализировать поведение более широкой группы ученых, то ситуация меняется. Увеличение объемов времени, потраченного ученым на взаимодействие с промышленностью,
уменьшает ожидаемое количество сотрудников из академической сферы. Автор делает вывод о том, что увеличение числа взаимодействий с промышленностью уменьшает количество сотрудников. Причиной этого зачастую служат требования сокрытия информации (к примеру, соглашения о неразглашении информации и т.п.), а также ограничения на общение. При этом они не обязательно будут исходить от представителей промышленности, это может быть самостоятельное решение ученого или требование университета. При увеличении постоянных связей с промышленностью число сотрудников может увеличиваться, поскольку ученые, получающие лучшее финансирование и лучшее оборудование, повышают свою репутацию и привлекают к себе других исследователей.
Результаты исследования, полученные автором, свидетельствуют о том, что до определенной степени государство может претворять в жизнь оба направления политики взаимодействия. Однако, начиная со среднего уровня взаимодействия с промышленностью, ученый снижает свои возможности по взаимодействию внутри академической среды.
В.О. Тимченко
2011.02.027. УИЛСОН Б.С. РЕТРОСПЕКТИВНЫЕ ОЦЕНКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.
WILSON B.S. Retrospective valuations of intellectual property // Journal of technology transfer OnlineFirst. - 2010. - May. -D0I:10.1007/s10961-010-9172-9
Ключевые слова: интеллектуальная собственность; патенты; оценка интеллектуальной собственности.
В данной статье автор приводит относительно простой метод непрерывной ретроспективной оценки объектов интеллектуальной собственности (ИС) в целях определения ставок роялти. Метод использует измеримые переменные, которые прямо определяют изменение ценности объектов ИС для лицензиата с течением времени. Более того, в данный метод встроены механизмы защиты для исключения роялти, которые могут быть несправедливы как для лицензиара, так и для лицензиата. В отличие от используемых методов, базирующихся на оценке стоимости и доходов, которым сопутствуют неопределенность и необходимость допущений, приве-