Научная статья на тему '2011. 02. 009. Мендель М. Мусульманский запрет вина - нравственный идеал и общественная реальность. Mendel M. Islamsky zakaz vina - mravni ideal a spolecenska realita // Novy Orient. - Praha, 2010. - n 65. - p. 24-29'

2011. 02. 009. Мендель М. Мусульманский запрет вина - нравственный идеал и общественная реальность. Mendel M. Islamsky zakaz vina - mravni ideal a spolecenska realita // Novy Orient. - Praha, 2010. - n 65. - p. 24-29 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПИРТНЫЕ НАПИТКИ АРАБСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Демидов К.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 02. 009. Мендель М. Мусульманский запрет вина - нравственный идеал и общественная реальность. Mendel M. Islamsky zakaz vina - mravni ideal a spolecenska realita // Novy Orient. - Praha, 2010. - n 65. - p. 24-29»

2011.02.009

тым человеческим организмом, с человеком в полном смысле этого слова.

Безусловным апофеозом арабо-мусульманской литературы о повитухах является «Мукаддима» Ибн Халдуна, в которой целая глава посвящена их профессии. Повивальное ремесло (сынаат ат-тавлид), по мнению Ибн Халдуна, относится к числу наиболее важных видов человеческой деятельности и свидетельствует о наличии утонченной и развитой городской культуры. Кроме того, это занятие - наряду с пением, письмом, книгопроизводством и медициной - признается им одним из наиболее благородных. «С поразительной осведомленностью и весьма подробно - что, по всей видимости, является результатом продолжительного и тщательного чтения специальной литературы и/или расспросов достаточно квалифицированных информаторов - Ибн Халдун описывает женскую анатомию и психологию и дает представление о различных техниках, применяемых повитухами... Довольно неожиданно Ибн Хал-дун затем начинает философское рассуждение о возможности воссоздания человеческого рода, если тому невзначай случится прерваться» (с. 185-186). Малая вероятность подобного воссоздания побуждает Ибн Халдуна еще раз подчеркнуть важность повивального ремесла, которому он склонен придавать космологическое значение.

К.Б. Демидов

2011.02.009. МЕНДЕЛЬ М. МУСУЛЬМАНСКИЙ ЗАПРЕТ ВИНА -НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ И ОБЩЕСТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. Mendel M. Islamsky zakaz vina - mravni ideal a spolecenska realita // Novy orient. - Praha, 2010. - N 65. - P. 24-29.

Автор сосредоточивает внимание на том разрыве, который существовал с самого начала существования ислама, между этическими и юридическими установлениями, касающимися вина, с одной стороны, и тем фактом, что данные установления постоянно нарушались на всем протяжении истории мусульманского мира. В тех областях, где кабачки существовали в доисламскую эпоху, они продолжили процветать и после прихода арабов, и никакие запреты помешать этому были не в состоянии, тем более что это могло повлечь за собой экономическую и социальную дестабилизацию. Коран по отношению к вину отнюдь не однозначен. Так,

2011.02.009

говорится и о «великом грехе и некой пользе для людей» (2:216), и о том, что «вино... - мерзость из деяний сатаны» (5:92). «Вино уже в период формирования ислама. стало феноменом, сосредоточившим в себе решение многих вопросов значительной общественной важности. В представлении самого Мухаммада вино, во всяком случае, играло заметную роль и он, похоже, сознательно медлил с наложением на питье вина полного запрета. Весьма теплое - и по сей день - отношение арабов к этому напитку и амбивалентное понимание вина в Коране. привели к тому, что как оно само, так и те растения, из которых оно вырабатывалось, так и не стали в прямое противоречие с новой религией и не являлись. предметом идеологически мотивированного уничтожения» (с. 25). Интересно отметить, что уважительное отношение к вину заложено в самом арабском языке. Так, слово «карм» (виноградная лоза) -однокоренное с «карам» (щедрость, великодушие).

К.Б. Демидов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.