Научная статья на тему '2011. 02. 008. Джилади А. Лиминальное ремесло, исключительное юридическое положение: повивальные бабки в средневековых мусульманских сочинениях. Giladi A. liminal craft, exceptional law: preliminary notes on midwives in medieval Islamic writings // Intern. J. of middle East studies. - Cambridge, 2010. - n 42. - Р. 185-202'

2011. 02. 008. Джилади А. Лиминальное ремесло, исключительное юридическое положение: повивальные бабки в средневековых мусульманских сочинениях. Giladi A. liminal craft, exceptional law: preliminary notes on midwives in medieval Islamic writings // Intern. J. of middle East studies. - Cambridge, 2010. - n 42. - Р. 185-202 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ АРАБСКИЕ СТРАНЫ / РОДОВСПОМОЖЕНИЕ АРАБСКИЕ СТРАНЫ / ЖЕНЩИНЫ-ВРАЧИ АРАБСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Демидов К.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 02. 008. Джилади А. Лиминальное ремесло, исключительное юридическое положение: повивальные бабки в средневековых мусульманских сочинениях. Giladi A. liminal craft, exceptional law: preliminary notes on midwives in medieval Islamic writings // Intern. J. of middle East studies. - Cambridge, 2010. - n 42. - Р. 185-202»

20% самых бедных в РС, то выясняется, что для передачи им в виде субсидии на покупку бензина 1 доллара бюджет должен затратить 33 доллара, так как 97 долларов из каждых 100 долларов субсидий достается остальным 80% населения... С другой стороны, немедленный и полный отказ от субсидий и быстрый рост цен нефтепродуктов существенно ударит именно по беднейшим слоям населения. Поэтому следует отказываться от них постепенно, исходя из того, что все-таки наилучшей системой с бюджетной точки зрения является полная ценовая либерализация на рынке нефтепродуктов» (с. 17).

С.В. Минаев

КУЛЬТУРА

2011.02.008. ДЖИЛАДИ А. ЛИМИНАЛЬНОЕ РЕМЕСЛО, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: ПОВИВАЛЬНЫЕ БАБКИ В СРЕДНЕВЕКОВЫХ МУСУЛЬМАНСКИХ СОЧИНЕНИЯХ.

GILADI A. Liminal craft, exceptional law: preliminary notes on mid-wives in medieval islamic writings // Intern. j. of Middle East studies. -Cambridge, 2010. - N 42. - Р. 185-202.

Автор (Университет Хайфы, Израиль) отмечает изначальную противоречивость мусульманского отношения к женщине и деторождению, что проявилось и в том, как арабы относились к повивальному ремеслу (синаат ат-тавлид). Хотя Коран всячески подтверждает статус женщины как продолжательницы рода (так, кормление грудью упоминается в шести айатах), тем не менее доисламские обычаи и представления еще долгое время давали о себе знать. «Двойственность отношения мужчин к роженицам и деторождению, возможно, способствовала относительной маргинально-сти повивальных бабок в арабо-мусульманских текстах. Будучи отрешенными от участия в этом процессе, мужчины чувствовали угрозу своему более высокому общественному статусу, что, в свою очередь, побуждало их приписывать женщинам магические способности... и в то же время стремиться приуменьшить ту роль, которую они играют в деле продолжения рода (с. 193). С другой стороны, повивальные бабки располагали значительными социальными привилегиями; например, они в силу своей медицинской осведом-

ленности имели право выступать в суде в качестве свидетелей (ша-хидов), хотя свидетельство всех прочих женщин не считалось равноценным свидетельству мужчины. Тем не менее биографические сборники домамлюкского времени представительниц этой профессии вообще обходят молчанием. Лишь Ибн Аби Усайби'а (Х111 в.), собиравший биографии врачей, упоминает Зайнаб, пользовавшуюся широкой известностью в омеййадские времена женщину-хирурга. Позднее повивальные бабки изредка появляются на страницах биографических словарей, но лишь в том случае, если они в то же время были руководительницами суфийских монастырей, видными учеными или обладательницами ученой степени (иджа-зы). «Биографы медиков в средневековом мусульманском мире интересовались медициной прежде всего как видом интеллектуальной деятельности и в силу этого проявляли склонность фокусировать внимание на авторах медицинских компиляций и трактатов, а также на придворных врачах. По этой причине женщины, занимавшиеся медициной, в их сборниках представлены весьма скудно. Что же касается повивальных бабок, то они в особенности вызывали ассоциации не только с непрестижным медицинским ремеслом, но и с народными... суевериями и магией» (с. 187). Как и всем женщинам, им, как правило, приписывали особую склонность ко всему тому, что вредит благочестию и противоречит шариату.

Некоторые исключения из общего правила все же имеются. Андалусские биографы Х и 1Х вв. в целом высоко оценивают повивальное искусство, однако их описания слишком теоретичны и склонны идеализировать представительниц этой профессии. Лишь Халаф ибн ал-Аббас аз-Захрави в своем учебнике медицины приводит описание частных случаев повивальной практики, что свидетельствует как о том, что аз-Захрави, по всей видимости, общался с ними без посредников, так и о высоком уровне мастерства кордов-ских повивальных бабок. Косвенное подтверждение последнему обстоятельству обнаруживается и в том факте, что, согласно западным источникам, мусульманские повитухи из Толедо были приглашены в Наварру, чтобы помогать при родах королевы Леонор.

Однако и в Андалусии постепенно возобладало подозрительное отношение к ремеслу. Так, Абу-л-Фарадж ибн Лубб (Х1У в.) хотя и с уважением относится к повитухам, однако отмечает, что докторов следует ставить выше, так как они имеют дело с разви-

тым человеческим организмом, с человеком в полном смысле этого слова.

Безусловным апофеозом арабо-мусульманской литературы о повитухах является «Мукаддима» Ибн Халдуна, в которой целая глава посвящена их профессии. Повивальное ремесло (сынаат ат-тавлид), по мнению Ибн Халдуна, относится к числу наиболее важных видов человеческой деятельности и свидетельствует о наличии утонченной и развитой городской культуры. Кроме того, это занятие - наряду с пением, письмом, книгопроизводством и медициной - признается им одним из наиболее благородных. «С поразительной осведомленностью и весьма подробно - что, по всей видимости, является результатом продолжительного и тщательного чтения специальной литературы и/или расспросов достаточно квалифицированных информаторов - Ибн Халдун описывает женскую анатомию и психологию и дает представление о различных техниках, применяемых повитухами... Довольно неожиданно Ибн Хал-дун затем начинает философское рассуждение о возможности воссоздания человеческого рода, если тому невзначай случится прерваться» (с. 185-186). Малая вероятность подобного воссоздания побуждает Ибн Халдуна еще раз подчеркнуть важность повивального ремесла, которому он склонен придавать космологическое значение.

К.Б. Демидов

2011.02.009. МЕНДЕЛЬ М. МУСУЛЬМАНСКИЙ ЗАПРЕТ ВИНА -НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ И ОБЩЕСТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. Mendel M. Islamsky zakaz vina - mravni ideal a spolecenska realita // Novy orient. - Praha, 2010. - N 65. - P. 24-29.

Автор сосредоточивает внимание на том разрыве, который существовал с самого начала существования ислама, между этическими и юридическими установлениями, касающимися вина, с одной стороны, и тем фактом, что данные установления постоянно нарушались на всем протяжении истории мусульманского мира. В тех областях, где кабачки существовали в доисламскую эпоху, они продолжили процветать и после прихода арабов, и никакие запреты помешать этому были не в состоянии, тем более что это могло повлечь за собой экономическую и социальную дестабилизацию. Коран по отношению к вину отнюдь не однозначен. Так,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.