Научная статья на тему '2011. 01. 044. Клаклоу А. От международного порта к княжеству раннего нового времени. Cluclow A. from global entrepot to early modern domain // Monumenta nipponica. - Tokyo, 2010. - Vol. 65, n 1. - p. 1-35'

2011. 01. 044. Клаклоу А. От международного порта к княжеству раннего нового времени. Cluclow A. from global entrepot to early modern domain // Monumenta nipponica. - Tokyo, 2010. - Vol. 65, n 1. - p. 1-35 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
90
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ ВНЕШНЯЯ ЯПОНИЯ ИСТОРИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 01. 044. Клаклоу А. От международного порта к княжеству раннего нового времени. Cluclow A. from global entrepot to early modern domain // Monumenta nipponica. - Tokyo, 2010. - Vol. 65, n 1. - p. 1-35»

В Южной Корее ее используют целые группы политиков. В Национальном собрании работают несколько комитетов, занимающихся данным вопросом, которые функционируют под патронажем политических партий, например правящей партии Ханнара. Однако политики не отделяют вопрос о возвращении похищенных граждан Южной Кореи от проблем соблюдения прав человека в КНДР. Еще одна сторона вопроса, отличающая подход Южной Кореи от японского, сводится к следующему. В Южной Корее родственники находящихся в КНДР часто подвергаются притеснениям и психологическому давлению, поскольку они попадают под подозрение. Были случаи увольнения с работы и даже применения физического насилия со стороны полиции. Поэтому в парламенте, кроме вопроса о возвращении сограждан, рассматривается вопрос о материальной компенсации их родственникам.

Проблема существования жертв похищений чаще всего замалчивается в южнокорейских СМИ, отражающих левые и центристские политические взгляды. Она также не находит должного интереса в академической среде. За 12 лет (1995-2006) в Корее была опубликована только одна книга, касающаяся этой проблемы, и не была защищена ни одна докторская или магистерская диссертация по данной теме. В то же самое время в Японии каждая седьмая-восьмая книга, посвященная Северной Корее, рассказывает о проблеме похищений.

А.А. Лисицына

2011.01.044. КЛАКЛОУ А. ОТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПОРТА К КНЯЖЕСТВУ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ. CLUCLOW A. From global entrepot to early modern domain // Monu-menta Nipponica. - Tokyo, 2010. - Vol. 65, N 1. - P. 1-35.

Преподаватель университета Монаша (Австралия) характеризует развитие княжества Хирадо в 1609-1641 гг. Традиционно период до закрытия страны считается «золотым веком» Хирадо: город являлся международным портом, куда прибывали китайские, голландские и английские торговые суда, однако при более подробном рассмотрении становятся заметны существенные проблемы, с которыми сталкивался правящий клан Мацура. В изменении положения княжества нашли своеобразное отражение общие тенденции развития Японии в первой половине XVII в.

Несомненно, вовлеченность в мировые торговые сети приносила Хирадо экономические выгоды. Однако за исследуемый период правящий клан пережил несколько политических кризисов и все сильнее увязал в долгах. Основной причиной нестабильности были ограничения, навязываемые сёгунатом.

Княжество Хирадо было, в отличие от Тёсю - «супердержавы» о. Кюсю, скромным по размеру и не претендовало на то, чтобы составить серьезную конкуренцию сёгунату. Оно не имело прочной сельскохозяйственной базы и основные источники дохода были связаны с морем: международная торговля, пиратство и контрабанда. Именно эта деятельность входила в противоречие с политикой центральной власти, и поэтому Хирадо является ярким примером того, как княжества, делавшие ставку на участие в международной экономике, проиграли в результате процессов в Японии в первой половине XVII в.

Клан Мацура, возглавлявший княжество Хирадо, сравнительно скромный по происхождению, возвысился как самостоятельная политическая сила в 1560-е годы Мацура Таканобу смог победить конкурентов на собственной территории и отразить атаки соседних феодалов. Хирадо имел слишком скромную по размерам бухту, куда могли одновременно зайти не более десяти кораблей, однако он стал активно развиваться как международный порт. Сюда устремились богатые купцы из Киото и Сакаи, центров торговли и ремесла. Контроль над торговлей приносил князю большой доход, а также возможность приобретать у португальцев огнестрельное оружие, которое давало клану существенное преимущество при непрерывных вооруженных конфликтах. Территория, приобретенная в середине XVI в., оставалась во владении семьи Мацура в течение последующих 300 лет. И в течение почти ста лет международная торговля была главным источником доходов и могущества клана.

В 1586 г. кланом были самостоятельно установлены торговые связи с Филиппинами. Развитию же сельского хозяйства уделялось минимальное внимание. В то время, когда по всей Японии прошли масштабные реформы, отделившие самураев от крестьян с целью повышения эффективности сбора налога с земледельцев и его дальнейшего распределения, князья Хирадо позволяли своим вассалам жить в сельской местности и вести самостоятельное хозяйст-

во. Хирадо отличался от других призамковых городов, подавляющее большинство населения которых составляли самураи.

В то же время Хирадо заметно отличался и от торговых приморских городов Азии, правители которых собирали устойчивый доход, облагая налогом приходящие суда. Князья Мацура не установили системы сбора налогов с иностранцев. Прибывая в Японию, голландские торговцы в обязательном порядке приносили дары клану Хирадо и сёгуну. Дары второй категории состояли из экзотических безделушек, тогда как князья Хирадо получали в подарок шелк и другие ткани, перец, гвоздику, свинец, которые те затем перепродавали. Подарки преподносились не только самому князю, но также его братьям, дядьям и наиболее крупным вассалам. При этом купцов вынуждали постепенно увеличивать ценность этих принудительных даров.

Основной доход давало участие в торговле. Князья закупали ткани и прочие товары в большом количестве, перепродавая их затем местным торговцам или купцам из крупных торговых городов (Сакаи, Киото). Основной экспортной статьей являлся рис, который голландцы вывозили на Тайвань. В наиболее удачный год клан Хирадо продавал до 7,5% произведённого на его территории риса. Естественно, при закупке товара князья навязывали торговцам выгодные для них цены. Организовывались торговые экспедиции, также приносившие большую прибыль.

Хотя в первой половине XVII в. клан получал большой доход, задоленность князей Мацура постоянно возрастала. Причиной этому была политика сёгунов. Уже в первое десятилетие эпохи Эдо клану требовалось разрешение центральных властей для снаряжения торговых экспедиций. Между 1604 и 1611 гг. было организовано по меньшей мере пять таких экспедиций в Юго-Восточную Азию. Позднее сёгунат перестал выдавать клану Хирадо разрешение на международную торговлю.

Другая статья дохода - пиратство - была поставлена вне закона. В XVI в. Хирадо был одной из центральных баз китайско-японских групп пиратов, действовавших, в основном, у побережья Китая. Указами Тоётоми Хидэёси был нанесен удар по большим сетям пиратов, однако мелкие сохранились и частично продолжали базироваться на Хирадо. Токугава Иэясу сумел изыскать способы полностью изгнать все пиратские команды с Кюсю.

Правительство сёгуната проводило последовательную политику по изъятию практически всех средств, которые клан Хирадо мог получить от торговли, заставляя вкладывать ресурсы, к примеру, в общегосударственные строительные проекты. Наиболее эффективным способом изъятия доходов была система санкин ко:тай -принудительного проживания даймё: и их семей в Эдо. Сами дай-мё: должны были проводить в ставке сёгуна лишь часть времени, тогда как их семьи постоянно оставались там в качестве заложников. Постоянное передвижение по стране требовало колоссальных расходов. Процессия князя Хирадо, путешествующего в Эдо, составляла около 300 человек (с. 13). Транспортные расходы и расходы на поддержание резиденции возрастали одновременно с сокращением доходов. Росли долги как внешним, так и японским кредиторам. Долг голландской Ост-Индской компании вырос за 1624-1640 гг. почти в шесть раз с 41 до 236 каммэ (с. 15). Не имея возможности взыскать его, компания была вынуждена в 1648 г. простить этот долг.

У Хирадо была возможность брать деньги в долг у голландцев практически без процентов. Ростовщики же Эдо и Осака, к которым Мацура были вынуждены обращаться чаще, предлагали ссуду под 10%. В 1637 г. долг им составлял примерно 70 000 коку риса (с. 16). И эти долги практически не было возможности списать.

В то же время Мацура были вынуждены заискивать перед властями, поскольку надеялись вновь получить разрешение снаряжать торговые экспедиции, и допускали на территорию княжества дополнительные проверки со стороны сёгуната. Но в 1641 г., когда внешняя торговля, за исключением той, что велась через о. Дэдзи-ма, была запрещена, эти надежды окончательно рухнули. Серьезным экономическим ударом стал пожар 1614 г., уничтоживший замок Хирадо.

Не менее важны и политические причины упадка Хирадо. Князья Мацура были верными сторонниками Тоётоми Хидэёси. Они получили от него подтверждение своего статуса даймё:, поддерживали его политику и с большим энтузиазмом приняли участие в экспедиции в Корею, которая принесла им дополнительный доход. После смерти Хидэёси клан Хирадо отправил свои войска в поддержку противника Токугава, Исида Мицунари, но отозвал их в последний момент, что позволило княжеству избежать ликвидации

с установлением сёгуната Токугава. Однако новые властители не воспринимали Мацура как союзников. Ситуацию усугубило также и то, что Мацура продолжали тайно поддерживать связи с семьей Тоётоми Хидэёси до ее устранения в Летней войне 1615 г.

Антихристианская кампания, начатая в 1614 г., в которой, подчиняясь сёгунату, были вынуждены принимать участие власти Хирадо, также нанесла существенный урон интересам княжества, поскольку ранее с миссионерами был достигнут компромисс. Ма-цура допускали иезуитов на свою территорию и не препятствовали проповедям, в обмен иезуиты способствовали развитию международной торговли княжества. Христианами были и некоторые члены княжеской семьи: например, мать князя Таканобу. После начала кампании против миссионеров, чтобы избавить себя от подозрений в тайном христианстве, Таканобу был вынужден заключить мать в буддийский монастырь, где она оставалась до своей смерти. Чтобы угодить центральным властям, Таканобу провел репрессии против последователей христианства. Тем не менее христианство не удавалось искоренить, и один из вассалов Мацура донес властям сёгу-ната о том, что в Хирадо продолжает процветать христианское вероучение, чем поставил судьбу княжества под угрозу.

Князья Хирадо обвинялись и в беспорядках, чинимых иностранными моряками. Сёгунат Токугава возлагал ответственность за поведение голландцев на власти Хирадо. Недовольство вызывало и то, как Мацура выполняли функцию посредников в отношениях с голландской Ост-Индской компанией. Когда в отношениях с Ост-Индской компанией в 1627 г. произошел кризис, от этого проиграло, в первую очередь, княжество Хирадо. Глава посольства 1627 г., направленного из Батавии ко двору сёгуна, отказался от консультаций с княжеством Хирадо, настаивая на прямом общении с властями. Это вызвало агрессию со стороны князя Мацура Така-нобу, который решил доказывать сёгуну абсолютное отсутствие легитимности этого посольства: им были собраны свидетельства японских и китайских купцов, бывавших в Батавии, в пользу того, что компания представляет не государство, а лишь объединение купцов. Сёгунат принял сторону Хирадо, однако это принесло мало политических выгод княжеству, а торговля с голландцами была остановлена на четыре года, что нанесло непоправимый экономический урон Мацура. Перемещение международной торговли в На-

гасаки в 1641 г. избавило их от обязанностей посредников, но привело к резкому сокращению доходов княжества. Князья были вынуждены даже распустить часть вассалов.

Только аграрные реформы, аналогичные тем, которые другие княжества проводили в XVI в., смогли восстановить приемлемое существование княжества. Это ознаменовало окончательный переход Хирадо от клана, ориентированного на внешнюю торговлю, к аграрному княжеству, аналогичному другим по типу хозяйствования.

А.А. Лисицына

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.