Научная статья на тему '2011. 01. 027. Вэйпин У. Управление и стимулирование коммерциализации исследований в китайских университетах. Weiping Wu. Managing and incentivizing research commercialization in Chinese universities // Journal of technology transfer. - 2010. - Vol. 35, n 2. - p. 203-224. - doi:10. 1007/s10961-009-9116-4'

2011. 01. 027. Вэйпин У. Управление и стимулирование коммерциализации исследований в китайских университетах. Weiping Wu. Managing and incentivizing research commercialization in Chinese universities // Journal of technology transfer. - 2010. - Vol. 35, n 2. - p. 203-224. - doi:10. 1007/s10961-009-9116-4 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗЬ "УНИВЕРСИТЕТЫ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ" / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПРАКТИКА / РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 01. 027. Вэйпин У. Управление и стимулирование коммерциализации исследований в китайских университетах. Weiping Wu. Managing and incentivizing research commercialization in Chinese universities // Journal of technology transfer. - 2010. - Vol. 35, n 2. - p. 203-224. - doi:10. 1007/s10961-009-9116-4»

сти, использованию глобальных сетей, совместным ИР. Исследование выявило, что результативность программы носит ярко выраженный секторальный характер (sector-specific), в то время как схемы программ содействия ИР МНП должны быть связаны скорее с различными видами промышленности (industry-specific). Правительству следует более внимательно относиться к потенциальным кандидатам, способным дополнить промышленную структуру глобальных сетей и промышленных инноваций, особенно в сфере биотехнологий.

В-третьих, содействие формированию исследовательских взаимосвязей между МНП и национальной инновационной системой невозможно без трансформации национальных инновационных акторов в контексте развития более дружественной окружающей среды в части языка общения, разрешения на работу, исследовательской среды и благоприятной бытовой среды. Ключевыми также являются вопросы поддержки хорошей инновационной инфраструктуры, установления ИКТ-сетей, серьезной системы защиты прав на интеллектуальную собственность и т.д.

В-четвертых, правительству рекомендуется создание научного центра по оценке национальных исследовательских программ как необходимого условия обеспечения ее непрерывности.

М.Н. Лавров

2011.01.027. ВЭЙПИН У. УПРАВЛЕНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ В КИТАЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ.

WEIPING WU. Managing and incentivizing research commercialization in Chinese universities // Journal of technology transfer. - 2010. - Vol. 35, N 2. - P. 203-224. - D0I:10.1007/s10961-009-9116-4

Ключевые слова: связь «университеты - промышленность»; организационная практика; реформа высшего образования.

В статье автора (США) рассматриваются способы формирования организационных структур и стимулов в целях создания связей «университеты - промышленность». Исследование показывает, что в рамках университета существуют определенные основы для

укрепления коммерческих связей с промышленностью и создания стартап-компаний.

В дореформенный период университетские исследования в Китае не рассматривались всерьез, функции университетов сводились исключительно к подготовке квалифицированных кадров. Только небольшая группа университетов была вовлечена в исследования, в основном в сфере оборонных технологий. В настоящее время ситуация кардинально меняется: университетский сектор в среднем производит четверть всех патентов, а правительство, в первую очередь Министерство образования, увеличивает финансирование исследований в университетах. Переломным моментом для создания тесных связей между университетами и промышленностью стал 2001 г., когда Государственная комиссия по экономике и торговле (State Economic and Trade Comission) и Министерство образования основали первую группу государственных центров передачи технологий в шести университетах.

Распространение университетских исследований в основном происходит через сеть контрактов на технологические услуги, лицензирование и продажу патентов, а также через связанные с университетами предприятия. В целом доход, полученный от этих видов деятельности, составил до 1/3 доходов университетов от ИР в период с 2000 по 2003 г. Самый эффективный механизм распространения технологических знаний для университетов - заключение контрактов с коммерческими фирмами, которые принесли до 22% доходов от ИР (с. 209). Автор отмечает, что, хотя в период 2000-2006 гг. около половины подписанных с университетами контрактов приходилось на государственные предприятия, начиная с 2003 г. количество контрактов с частными организациями неуклонно росло, и в настоящее время установился определенный паритет между государственными и частными организациями. Впрочем, предприятия с иностранным участием меньше всего заинтересованы в исследовательских возможностях китайских университетов вследствие отсутствия гарантий по защите интеллектуальной собственности.

Патентное лицензирование - основное средство распространения инноваций на Западе - для китайских университетов пока не является ключевым механизмом. По сравнению с технологическими контрактами лицензирование патентов и их продажа в 20002003 гг. принесли всего лишь около 2% доходов от ИР.

К 2005 г. на базе университетов было создано около 4300 предприятий, только половина из которых связана с научно-технологической деятельностью. В целом количество дочерних предприятий уменьшается и приносит университетам меньше дохода в сфере ИР. По мнению автора, это может свидетельствовать о смещении связей «университеты - промышленность» в сторону более гибких институциональных соглашений (совместные ИР и публикации, совместное использование исследовательских лабораторий, лицензирование и т.п.).

Автор считает, что эффект распространения знаний, базирующийся на университетском предпринимательстве и инновациях, все еще достаточно ограничен. Многие фирмы не заинтересованы либо не хотят взаимодействовать с университетами. Согласно статистике, только 15% крупных и средних предприятий взаимодействуют с университетами в сфере научно-технологической деятельности. Основные барьеры - недостаток эффективных каналов коммуникации с университетами, неопределенность рыночных перспектив для результатов исследований, высокая стоимость коммерциализации университетских исследований и определенная незрелость академических исследований.

Возможно, наиболее характерной чертой китайского опыта является увеличение склонности элитных университетов к предпринимательству. Администрация этих университетов, преследуя коммерческие интересы, все чаще соглашается взаимодействовать с предпринимателями. Разумеется, правительство оставляет за собой право на оценку и вознаграждение деятельности вузов в их стремлении коммерциализироваться. Один из критериев такой оценки - коммерциализация и вклад в местную экономику. Такая политика приводит к постоянному и стабильному росту коммерциализации исследований.

По сравнению с западными университетами китайские университеты менее склонны использовать рыночные механизмы передачи технологий. Впрочем, по мнению автора, происходит постепенное смещение акцентов в сфере взаимодействия университетов и промышленности: во-первых, количество дочерних предприятий университетов и их влияние на экономику снижается; во-вторых, доля университетов в производстве патентов увеличивается, и, возможно, патентное лицензирование станет более важным меха-

низмом в ближайшем будущем. При этом следует отметить, что существуют некоторые барьеры, препятствующие дальнейшему развитию: недостаток посреднических фирм; ограниченность развития местных организаций; несоответствие исследовательских интересов университетов и общественных потребностей. Эти и другие факторы также мешают фирмам использовать университеты как источник знаний или в качестве партнеров в ИР.

Сложившаяся в Китае гибридная структура управления передачей технологий - продукт исторического развития, частично она заимствована на Западе, но лишь частично. С одной стороны, поскольку созданные на базе университетов дочерние предприятия рассматриваются как их часть, администрация университетов четко контролирует управление ими и сопутствующие права на интеллектуальную собственность. Таким образом, эти предприятия отличаются от других аналогичных структур и не интегрированы с другими механизмами коммерциализации. С другой стороны, китайские университеты быстро перенимают опыт у Запада в том, что касается таких форм передачи технологий, как патентование и лицензирование.

В Китае наблюдается определенная схожесть с университетами США и в структуре стимулирования профессорско-преподавательского состава: преподаватели вовлекаются в процесс раскрытия изобретений и их коммерциализации. Они получают от университетов поддержку в патентовании, обладают льготными позициями при распределении доходов, и дополнительное финансирование идет через программы технологических инкубаторов в университетских научных парках.

В заключение автор отмечает, что определение предела вовлечения университетов в коммерческую деятельность остается вопросом открытым. Следует учитывать возможные конфликты интересов между промышленностью, рассчитывающей на быстрые результаты, и основной миссией университетов как организаций, где проводятся долгосрочные фундаментальные исследования. Как и в других странах региона (к примеру, в Японии), в Китае наблюдается растущее напряжение между представителями различных дисциплин, поскольку представители естественно-научных и прикладных дисциплин имеют больше возможностей коммерциализировать свою деятельность и получать прибыль. Возникают также

проблемы, связанные с недостаточной развитостью системы защиты интеллектуальной собственности. Все это приводит к низкой инновационной производительности в университетах и делает коммерциализацию исследований затрудненной.

В целом, по мнению автора, китайские университеты будут проводить стратегию развития, базирующуюся на инновациях и наукоемкой деятельности. Их взаимодействие с бизнесом будет иметь огромное значение для дальнейшего экономического и промышленного развития Китая.

В.О. Тимченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.