Научная статья на тему '2010. 04. 050. Шарма К. Трудовые стандарты и правила ВТО: проблемы детского труда в Южной Азии. Sharma K. labor standards and WTO rules: survey of the issues with reference to child labor in South Asia // J. of Econ. Issues. - Lewisburg, 2009. - Vol. Xliii, n 2. - p. 363-373'

2010. 04. 050. Шарма К. Трудовые стандарты и правила ВТО: проблемы детского труда в Южной Азии. Sharma K. labor standards and WTO rules: survey of the issues with reference to child labor in South Asia // J. of Econ. Issues. - Lewisburg, 2009. - Vol. Xliii, n 2. - p. 363-373 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ТОРГОВЛЯ ВНЕШНЯЯ РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / ТРУД ДЕТСКИЙ АЗИИ ЮЖНОЙ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 04. 050. Шарма К. Трудовые стандарты и правила ВТО: проблемы детского труда в Южной Азии. Sharma K. labor standards and WTO rules: survey of the issues with reference to child labor in South Asia // J. of Econ. Issues. - Lewisburg, 2009. - Vol. Xliii, n 2. - p. 363-373»

деятельность в русло, отвечающее интересам России и развитию наших отношений с КНР.

М.А. Положихина

2010.04.050. ШАРМА К. ТРУДОВЫЕ СТАНДАРТЫ И ПРАВИЛА ВТО: ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ТРУДА В ЮЖНОЙ АЗИИ. SHARMA K. Labor standards and WTO rules: survey of the issues with reference to child labor in South Asia // J. of econ. issues. - Lewisburg, 2009. - Vol. XLIII, N 2. - P. 363-373.

Чтобы противодействовать «нечестной» торговой конкуренции со стороны развивающихся государств (РС), ряд промышленно развитых стран (ПРС) выступают с инициативой включить в устав ВТО так называемое «социальное правило», которое должно ограничивать торговлю товарами, изготовленными с применением детского труда. Многие общественные организации озабочены проблемой детского труда исключительно из гуманитарных соображений. По мнению автора статьи, более эффективным подходом в решении проблемы детского труда является включение РС в систему мировой торговли. Более того, программы помощи РС более эффективны в решении данной проблемы, чем торговые санкции.

С конца 1980-х годов экономика РС росла быстрыми темпами преимущественно благодаря широкой экспортной экспансии. В ответ ПРС стали вводить многочисленные протекционистские меры, мотивируя их ссылками на низкие трудовые стандарты в РС.

Хотя условия труда детей это действительно серьезная проблема, рост внимания к данному вопросу в ПРС вызван преимущественно стремлением к протекционизму. По данным Международной организации труда (МОТ), доля работающих детей в РС сократилась с 27% в 1950 г. до 13% в 1995 г. Более того, к концу 2010 г. этот показатель может снизиться до 8% (с. 363).

Активность сторонников «социального правила» в уставе ВТО возрастает. В случае его утверждения всем членам ВТО придется соблюдать определенные стандарты, касающиеся условий труда, включая запрет детского труда. В противном случае нарушители будут подвергаться санкциям. Однако сторонники торговых ограничений не способны понять, что бедность и экономическая отсталость являются причинами проблемы, которую нельзя решить наложением санкций.

Только наличие значительного числа прилично оплачиваемых рабочих мест для взрослых создаст условия для того, чтобы дети ходили в школу, а не на работу. Кроме того, поскольку доступность школ в РС довольно ограниченна, особенно для детей из бедных семей, торговые санкции не увеличат посещаемость школ. Если, конечно, семьи не будут получать деньги за то, что отправляют своих детей в школу. Очевидно - торговые санкции не позволят достичь намеченных целей.

Анализ опыта Южной Азии особенно важен потому, что 40% всех работающих в мире детей живут в этом регионе.

Впервые «социальное правило» обсуждалось на Уругвайском раунде переговоров в Марракеше в 1994 г. Затем через два года на конференции министров торговли в Сингапуре ПРС удалось включить основные трудовые стандарты в декларацию, подписанную по итогам конференции. Эти стандарты таковы: свобода собраний, признание права трудового договора, ликвидация всех форм принудительного труда, искоренение детского труда, устранение всех форм дискриминации на рабочем месте (с. 364).

Когда основные трудовые стандарты были включены в первую декларацию министров торговли стран членов ВТО в 1996 г., многие представители РС восприняли это решение как отвечающее их интересам. Позже пришло осознание, что эти стандарты будут использоваться в протекционистских целях. Согласно статье 6 устава ВТО антидемпинговые меры могут применяться в случае, если экспорт товаров приносит вред национальной промышленности. С середины 1980-х годов около 150 антидемпинговых мер ежегодно рассматриваются в рамках ВТО.

Около 60% всех работающих детей мира живут в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Страновые различия здесь вместе с тем очень велики. Например, в Бангладеш работают 7% детей, тогда как в Непале - 31%. Причина высокой детской занятости в Непале -десятилетняя гражданская война в 1990-е годы, которая вызвала массовую миграцию и потерю работы многими взрослыми. В Индии, несмотря на бурный экономический рост в последние десятилетия, также многие дети вынуждены работать - 14%. Доход на душу населения и уровень грамотности остаются крайне низкими в этой стране.

Как и Бангладеш, Пакистан имеет относительно невысокий уровень детской занятости - около 8%. Эти две страны с низкими показателями детского труда вместе с тем характеризуются высоким уровнем неграмотности. Это означает, что здесь имеют место другие сложные экономические факторы. В этих двух странах были достигнуты определенные институциональные соглашения о ликвидации детского труда и стимулировании посещения школ, с тем чтобы впоследствии дети могли выйти на рынок труда с определенным набором знаний и умений (с. 365).

Аналогичные попытки были предприняты в Непале и Индии, но они не дали столь заметных результатов, как в Бангладеш и Пакистане, из-за отсутствия механизмов контроля над исполнением законов.

В Пакистане и Бангладеш детский труд больше распространен среди мальчиков, тогда как в Непале и Индии - среди девочек. В мусульманских странах, подобных Пакистану и Бангладеш, девочки активно заняты в домашнем хозяйстве, но это не находит отражения в национальной статистике.

Правительства стран Южной Азии признают, что детский труд является проблемой, требующей решения, которую нельзя отдавать на откуп лишь неправительственным организациям и международным структурам. Ряд программ был инициирован в этих странах. Например, в Пакистане в рамках национальной политики и плана действий по борьбе с детским трудом решаются следующие задачи: исполнение закона о ликвидации детского труда, всеобщее начальное образование, развитие социального страхования. Среди среднесрочных целей - повышение эффективности работы инспекционных служб.

Кроме того, в Пакистане и Бангладеш были инициированы несколько программ повышения доходов бедных семей, с тем чтобы необходимость в детском труде отпала сама собой. Для подростков разработаны программы, сочетающие обучение в школе и работу на условиях неполного рабочего дня. Также важно отметить значение специальных реабилитационных проектов для детей, долгое время вовлеченных в насильственный труд, поскольку обычная школа не соответствует их возрасту, жизненному опыту и потребностям. Во многих странах Южной Азии большое распространение

получили программы ликвидации детского труда на вредных производствах.

В США в XIX и начале XX в., отмечает автор, детский труд использовался крайне интенсивно. Но со временем был введен прямой запрет на использование детей на производстве, законодательство стимулировало бизнес к развитию через инновации, а не за счет эксплуатации рабочей силы. Рост производительности труда привел к увеличению благосостояния населения, и необходимость в детском труде постепенно отпала. Тогда как в Европе в позапрошлом веке ликвидация детского труда была вызвана исключительно ростом доходов взрослых работников, а не законодательными запретами на использование детей на производстве.

Наиболее эффективным способом ликвидации детского труда является оказание помощи семьям на обучение детей, что позволит им в будущем найти высокооплачиваемую работу. Многие программы международной помощи направлены на подобного рода цели. Например, когда в Мексике и Бангладеш матери стали получать субсидии за то, что отправляли детей в школы, масштаб детской занятости резко снизился.

РС нуждаются в помощи для развития институтов, необходимых для контроля над исполнением трудового законодательства. Более эффективные институты критически важны для улучшения условий труда и поддержания экономического роста в долгосрочной перспективе. Вместе с тем без решения проблемы бедности невозможно ликвидировать детский труд в РС.

ПРС должны рассмотреть возможность облегчения доступа товаров из РС на свои внутренние рынки. Это позволит снизить уровень бедности и тем самым - потребность в детском труде в РС. Однако доступ к рынкам ПРС должен находиться в зависимости от условий труда в РС. Сотрудничество ВТО и МОТ крайне важно в этом отношении. Также МВФ и Всемирный банк должны продолжать финансировать программы помощи бедным странам, нацеленные на улучшение условий труда. Ни при каких обстоятельствах не следует использовать торговые санкции в качестве стимула повышения трудовых стандартов.

Расширение интеграции РС в мировую торговую систему улучшит условия труда, которые, в свою очередь, с течением времени приведут к ликвидации детского труда и выравниванию кон-

курентных преимуществ между ПРС и РС. Показательным в этом отношении является пример Вьетнама. Когда эта страна предприняла попытки отменить торговые барьеры на экспорт риса в начале 1990-х годов, более высокая цена на экспортируемый рис привела к росту доходов работников, улучшению условий их труда и исчезновению детского труда на рисовых плантациях.

C. С. Костяев

2010.04.051. ДРЕВЕ Ж.-Ф. ЕВРОПА И ЕЕ МУСУЛЬМАНЕ. DREVET J.-F. L'Europe et ses musulmans // Futuribles. - P., 2009. -N 355. - P. 69-74.

В статье рассматриваются состояние и перспективы развития отношений между европейцами и мусульманами, проживающими в странах Евросоюза.

Данные исследований, проведенных в отдельных странах и на межгосударственном уровне, демонстрируют довольно схожие результаты и подтверждают рост взаимного недоверия между европейцами и мусульманами и дискриминацию последних. Позиции стран ЕС, первоначально выбравших разные пути решения межнациональных проблем, сейчас сближаются. Всеми признается необходимость постоянного контроля за ситуацией.

По некоторым оценкам, в странах ЕС-27 проживают 1520 млн. мусульман. Небольшая группа коренных мусульман была поглощена иммигрантами первой, второй и третьей волны (с. 69). Охватывая около 4% населения ЕС-27, ислам стал второй по значимости религией в большинстве стран региона. Причем исламское население будет расти, так как темпы его прироста выше средних показателей по ЕС. Более того, Европа нуждается в притоке рабочей силы, т. е. в новых иммигрантах, основная часть которых приезжает из районов с мусульманским вероисповеданием (южные и восточные страны Средиземноморья, Ближнего Востока, Западной и Центральной Африки). В этом состоит отличие иммиграции в ЕС от иммиграции в США. По прогнозам, в 2015 г. мусульмане могут составить 10% европейского населения. Для Франции это уже стало реальностью. Растущая часть мусульманского населения может в полной мере пользоваться гражданскими правами коренных жителей страны пребывания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.