Научная статья на тему '2010. 04. 026. Л. Н. Толстой: энциклопедия / сост. И науч. Ред. Бурнашёва Н. И. - М. : Просвещение. - 848 с'

2010. 04. 026. Л. Н. Толстой: энциклопедия / сост. И науч. Ред. Бурнашёва Н. И. - М. : Просвещение. - 848 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
361
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛСТОЙ Л.Н.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Миллионщикова Т. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 04. 026. Л. Н. Толстой: энциклопедия / сост. И науч. Ред. Бурнашёва Н. И. - М. : Просвещение. - 848 с»

Публикуется «Памятное слово» об ушедшей из жизни талантливой исследовательнице творчества А.Н. Островского Анне Ивановне Журавлевой (1938-2009).

В конце книги представлены сведения об авторах статей.

Т.Д. Комова

2010.04.026. Л.Н. ТОЛСТОЙ: ЭНЦИКЛОПЕДИЯ / Сост. и науч. ред. Бурнашёва Н.И. - М.: Просвещение. - 848 с.

В издании предпринята попытка всесторонне представить жизнь и творчество писателя, «показать "живого" Толстого, опираясь на документальные источники и новейшие научные исследования» (с. 6), - пишет доктор филол. наук Н.И. Бурнашёва в обращении «К читателям».

В работе над энциклопедией приняли участие авторы практически из всех регионов России. «Краткая летопись жизни и творчества Л.Н. Толстого» открывает книгу. В каждом ее разделе статьи расположены в алфавитном порядке рассматриваемых предметов. В разделе «Произведения Л.Н. Толстого» дана характеристика художественного творчества писателя (от «Азбуки» до рассказа «Ягоды»), незавершенных произведений (от сказки «Всем равно» до наброска «Убийца жены»), публицистики (от «Беседы с детьми по нравственным вопросам» до статьи «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы»). Авторами раздела являются: Н.И. Бурнашёва, Л.Д. Громова-Опульская, Л.С. Дробат, И.Н. Исакова, Л.А. Козырко, Г.В. Краснов, Н.В. Кудрявая, З.А. Кущенко, А.К. Ломунова, Я.С. Малькова, Л.В. Милякова, Н.Г. Михновец, Н.А. Никитина, И.В. Петровицкая, Е.В. Петровская, Н.Ю. Плавин-ская, В.И. Порудоминский, Ю.В. Прокопчук, О.В. Сливицкая, М.Е. Суровцева, С.М. Телегин и др.

Обширный материал раздела «Биография Л.Н. Толстого» включает собственно биографические факты, сведения об окружении писателя (в том числе крестьянском), об увлечениях и образе жизни, о памятных местах, где он побывал.

В статье «Предки Л.Н. Толстого» Е.В. Пчёлов прослеживает родословную писателя. По происхождению и генеалогическим связям он принадлежал к кругу древней родовой аристократии Российской империи. Среди его предков - представители нескольких десятков старинных родов, благодаря которым он является родст-

венником многих выдающихся деятелей русской истории и культуры. По отцовской линии писатель принадлежал к роду Толстых, восходящему к середине XIV в. Родители графа Н.И. Толстого (дед и бабка писателя по отцу) - казанский губернатор, бригадир, граф И.А. Толстой и княжна П.Н. Горчакова, происходившая из рода князей Рюриковичей, потомков Черниговской княжеской династии. Мать Толстого, княжна М.Н. Волконская - дочь генерала по инфантерии князя Н.С. Волконского (род князей Волконских также относится к потомкам Черниговской княжеской династии) и княжны Е.Д. Трубецкой (Трубецкие - потомки великого литовского князя Ольгерда).

В статьях «Зеленая палочка» и «Муравейные братья» Е.В. Бойцова рассказывает о придуманных старшим братом Л. Толстого Николаем детских играх, в которых выразились их идеалы счастливого человечества, соединенного братской любовью. Зеленая палочка, «по словам Николеньки, была зарыта им на краю оврага Старого Заказа. Маленькие братья Толстые искали эту палочку, чтобы разгадать тайну, как сделать счастливыми всех людей на свете» (с. 225). В память о детской игре, наполнившей всю жизнь высоким и прекрасным смыслом, Толстой завещал похоронить себя на «месте зеленой палочки».

Н.И. Бурнашёва в статье «Университетские годы» освещает период обучения в Казанском университете, куда Толстой был принят 20 сентября 1844 г. на философский факультет «студентом своекоштного содержания по разряду арабско-турецкой словесности, в 1-й курс». В 1845 г. он перешел на юридический факультет, так как счел, что «применение этой науки легче и более подходяще к нашей частной жизни, нежели другие» (цит. по: с. 226). В марте 1847 г. Толстой начал вести дневник, где записал свое первое научное сочинение (разбор «Наказа» Екатерины II в сопоставлении с трактатом Ш. Монтескье «Дух законов»). 11 апреля 1847 г. между братьями и сестрой Толстыми был оформлен «Раздельный акт», по которому Льву Николаевичу отходили несколько небольших деревень и Ясная Поляна. Толстой подал прошение об увольнении из университета и 14 апреля 1847 г. был «уволен» (с. 227).

В статье «Кавказ, кавказская война» речь идет о периоде, сыгравшем огромную роль в судьбе писателя. На Кавказе Толстой пробыл более двух с половиной лет (1851-1854). Здесь создавались

его первые произведения - «Детство», «Набег», «Записки маркера», «Отрочество» (две первые редакции), начаты «Казаки», «Рубка леса», «Роман русского помещика», в которых писатель впервые «сформулировал, что война есть убийство» (с. 230), отмечает Н.И. Бурнашёва. На протяжении всей жизни Толстой вспоминал о Кавказе, как о «крае диком», где естественно переплетались «война и свобода», и в конце жизни вновь окунулся в кавказские сюжеты и образы, работая над повестью «Хаджи Мурат».

В статье «Оборона Севастополя» в центре внимания - 18541855 гг.: в итоге 349-дневной обороны город пал от превосходящих сил англо-франко-турецкой коалиции (во время Крымской войны 1853-1856 гг.). Толстой в 1854-1855 гг. принимал непосредственное участие в севастопольских событиях. Картины и образы героической обороны запечатлены в трех его рассказах («Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 года»), отразивших войну, как писал Толстой, «не в правильном, красивом и блестящем строе», а «в настоящем ее выражении -в крови, в страданиях, в смерти» (цит. по: с. 232). Впоследствии эти наблюдения помогли писателю создать реалистические батальные сцены в романе «Война и мир», отмечает Н.И. Бурнашёва.

Л.С. Дробат освещает две поездки Толстого в Западную Европу («Заграничное путешествие», 1857 г.; «Заграничное путешествие», 1860-1861 гг.). Во время первой - во Францию, Швейцарию, Северную Италию, Германию - писателя опьянило «чувство социальной свободы» (с. 233). Он много читал, общался с литераторами, публицистами, философами, учеными, критиками. Цель второго путешествия - быть рядом с больным братом Николаем и помочь устроиться сестре, а также познакомиться с устройством школ в Европе. Толстой посетил тогда Германию, юг Франции, Италию, Англию, Бельгию.

В статье «Перелом в мировоззрении» Ю.В. Прокопчук рассматривает изменение религиозных, общественных, политических взглядов Толстого на рубеже 1870-1880-х годов (от первых редакций «Исповеди» до окончания трактата «Так что же нам делать?»). В эти годы были созданы серьезные религиозно-философские, публицистические трактаты и статьи: «В чем моя вера?», «Исследование догматического богословия», «Соединение и перевод четырех Евангелий», «О переписи в Москве» и др. В «Исповеди» Толстой

признавался: «...со мной случился переворот, который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга - богатых, ученых - не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл» (цит. по: с. 237). Перелом в мировоззрение «берет свое начало в необычайно тонкой душевной организации Толстого, в моральном максимализме его характера, не приемлющего полумер, не желающего останавливаться на полпути, стремящегося искоренить зло и достичь совершенства отношений в личной и общественной жизни», обобщает Ю.В. Про-копчук.

Тот же автор в статье «Отлучение Л.Н. Толстого от церкви» отмечает, что в марте 1900 г. во время тяжелой болезни писателя появилось «секретное письмо» о запрещении поминовений и «в случае его смерти без покаяния». 24 февраля 1901 г. в синодальном еженедельнике «Церковные ведомости» было опубликовано «Определение Святейшего Синода», в котором говорилось, что Толстой «проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской», поэтому Церковь не будет считать его своим членом, «доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею» (цит. по: с. 241). Но Толстой не изменил своих антицерковных взглядов до конца дней, и его похороны, состоявшиеся 9 ноября 1910 г. в Ясной Поляне, были первыми в России публичными похоронами без церковных обрядов.

Н.А. Никитина в статьях «Уход Толстого» и «Смерть Толстого» освещает события последних дней жизни писателя, приводит отрывки из воспоминаний А.И. Цветаевой и И.А. Бунина.

В статье «Увлечения и образ жизни писателя» Е.Г. Шестако-ва пишет: «Все его разнообразные занятия - и верховая езда, и игра в теннис, и шахматы, и музыка, и разведение лесов, и чтение, и изучение языков и др. - были проявлением его неуемной, энергичной натуры, одновременно поддерживали живость его ума и помогали чувствовать полноту и радость жизни. Толстой никогда не переставал удивляться новому, постигать гармонию окружающего мира, невозможно представить себе его в жизни размеренной и тихой. Увлекаясь хозяйственными делами, он был неутомимым хозяином-работником. Масштабы хозяйственных дел, за которые он брался, были огромны. Неудачи приводили Толстого в отчаяние.

Но он находил новое дело, которое постигал всесторонне» (с. 400401).

О пристрастиях Толстого более подробно речь идет в статьях Е.Г. Шестаковой «Музыка», «Художник», «Чтение, иностранные языки», «Спорт», «Коньки», «Прогулки, путешествия, природа», «Пчелы», «Сапожное ремесло», «Физический труд», а также в статьях «Велосипед» Т.В. Поляковой, «Лошади» В.В. Алексеевой и Е.Ю. Хомякова, «Охота» Л.С. Дробат, «Шахматы» Ю.В. Прокоп-чука.

В разделе «Как работал Л.Н. Толстой (Прототипы, источники, рукописи, переводы, цензура, издатели...)» помещены статьи, освещающие творческую лабораторию писателя. В них приводятся биографические данные об издателях, цензорах и переводчиках, о прототипах героев, о библиотеке в Ясной Поляне, о рукописях, письмах и дневнике Толстого.

Педагогическая деятельность писателя рассматривается в специальном разделе «Л.Н. Толстой-педагог» (основной автор статьей - Н. В. Кудрявая).

В разделе «Мировоззрение Л.Н. Толстого» содержится информация о религиозно-философских, этико-нравственных, историософских, общественно-политических и эстетических взглядах писателя. Рассматриваются ключевые понятия философствования и этики Толстого: «Добро и зло», «Жизнь и смерть», «Самосовершенствование» (Ю.В. Прокопчук), «Нравственность», «Совесть» (М.Е. Суровцева), «Праведничество» (А.Б. Тарасов), «Христианство» (Е.И. Рачин); прослеживается отношение писателя к движениям духоборов (Н.В. Осипова) и масонов (М.А. Лукацкий); раскрывается основной принцип миросозерцания писателя непротивление злу насилием (М.А. Лукацкий).

В статьях-персоналиях показано восприятие Толстым трудов Аристотеля, Ф. Бэкона, И. Гердера, И. Канта, О. Конта, М. Лютера, Р. Оуэна, Б. Паскаля, Платона, И. Фихте, П. Чаадаева, Ф. Шеллинга, Д. Юма (М.А. Лукацкий), Г. Гегеля, М. Монтеня, Ш. Монтескье, Сократа (автор - Ю.В. Туйцын), а также анализ суждений М. Ганди, Ф. Ницше (Ю.В. Прокопчук), Декарта, Д. Дидро (Н.А. Полосина), Конфуция, Лао-цзы, Мо-цзы, Мэн-цзы (М.Е. Суровцева), Пифагора (Л.Е. Кочешкова), А. Шопенгауэра (Е.И. Рачин)

и некоторых других мыслителей, общественных и политических деятелей.

Отражение русского и зарубежного общественно-исторического процесса в художественных произведениях и в публицистике писателя освещается в разделе «Русская и всемирная история в творчестве Л.Н. Толстого» (авторы статей: Т.А. Алпатова, Т.Н. Архангельская, М.Ю. Белянин, В.М. Бокова, Е.М. Болтунова, Н.И. Бурнашёва, В.А. Жаров и М.В. Строганов, О.С. Карандашова, А.С. Кондратьев, Л.Е. Кошечкова, М.Е. Суровцева, А.В. Шмелёва и др.). В разделах «Л.Н. Толстой и русская литература», «Л.Н. Толстой и мировая литература» освещены вопросы взаимосвязи мировоззрения и творчества писателя с русской и мировой литературой. Авторами статей являются: Г.В. Алексеева, Т.Н. Архангельская, В.П. Балашов, З.М. Богачёва, В.З. Горная, Ю.В. Кабыкина, Н.Б. Калашникова, А.А. Козин, Т.Д. Комова, А.А. Коробкова, Л.Е. Кочешкова, Л.В. Лапонина, Я.С. Линкова, М.А. Лукацкий, Н.Г. Михновец, Ю.Л. Оболенская, Н.Т. Пахсарьян, А.Н. Полосина, Е.В. Пчёлов, Ю. Сато, В.А. Скиба, А.Н. Соловьёва, Е.Н. Строганова, К.А. Чекалов и др.

Проблема фольклоризма произведений писателя ставится в статье С. А. Джанумова «Л.Н. Толстой и фольклор».

Далее реферируются литературоведческие статьи, опубликованные в разделе «Поэтика Л.Н. Толстого».

В статье «Автобиографическое начало» А.П. Тусичишный отмечает, что в героях писателя присутствуют черты его собственной биографии и личности, и это обусловлено исповедальным характером его творчества. «Иртеньев, Оленин, Левин, Нехлюдов -во многом психологические автопортреты Толстого, отражающие различные этапы его духовного и нравственного развития. Писатель передал своим героям собственную склонность к самоанализу и самосовершенствованию» (с. 731). В конце жизни он задумал подлинно автобиографическое произведение «Моя жизнь». И хотя были написаны лишь первые главы, «все художественное творчество писателя во многом отразило (порой с документальной точностью) его большую и сложную жизнь» (с. 732).

Умение найти яркую, выразительную, характерную черточку портрета, речи или поведения персонажа, которая будет не раз повторена, всегда было свойственно Толстому, отмечает Е.М. Суров-

цева в статье «Деталь художественная». В повести «Детство» с помощью отдельных «легких штрихов Толстой создал образ матери Николеньки Иртеньева, рано умершей и оставшейся в памяти мальчика чем-то очень родным, но неуловимым... Добрые глаза maman еще не раз будет вспоминать Николенька, и эти воспоминания всегда будут сопряжены с душевными страданиями» (с. 732). Художественная деталь у Толстого, его знаменитое «чуть-чуть», часто имеет свою историю. В процессе работы над произведением в дневнике, в записной книжке или в черновике появлялись записи, отмечавшие какие-то черточки портрета, характерный жест, мимику, особенности голоса, взгляда. Накапливаясь в творческой памяти писателя, они находили воплощение в персонаже, служили средством создания не только его внешности, но и психологического образа.

В статье «Музыка в произведениях Толстого» М.Е. Суровцева пишет: «.едва ли не ведущее место в палитре поэтических красок, которыми пользуется писатель, прорисовывая душу человека», занимает музыка. О ее воздействии на человека, на его поступки и даже на судьбу речь идет в «Альберте», «Люцерне». Все любимые герои Толстого музыкальны, что с особой силой проявилось в романе «Война и мир». Гипнотизирующее влияние музыки на человека показано в «Крейцеровой сонате» (с. 736).

Ни одному русскому писателю до Толстого не удалось запечатлеть процесс танца с такой выразительностью, считает Н.И. Бурнашёва (статья «Описание танца»). Писатель сам хорошо танцевал даже в самом почтенном возрасте, поражая гостей своей необыкновенной легкостью и грациозностью. С большим удовольствием он воспринимал народный танец, но балет, по его мнению, слишком «искусственный», театральный, не жаловал. Почти в каждом его произведении есть описание танца, в котором участвуют все, независимо от возраста и социального положения. Для Толстого в танце очень важно «лицо»; «даже, казалось бы, не умеющие и не желающие танцевать его персонажи - танцуют (!), потому что "танцует" лицо» (с. 740).

В статье «Пейзаж» Л.Е. Кочешкова отмечает: «Природа для Толстого - средоточие естественной, первозданной, всеобщей "живой жизни"» (с. 741). В самых первых произведениях писателя картины природы играли существенную роль; в 1850-е годы он проти-

вопоставил свои пейзажи условно-романтическому изображению природы. У «позднего» Толстого поэтика пейзажа претерпела изменения. В романе «Воскресение» нет пейзажа в точном смысле этого слова. «Роман начинается с развернутой точной пейзажной зарисовки, но это городской пейзаж, над которым властвует человек и его законы. Толстой создает образ единого природного мира, залитого солнечным светом, оживающего под лучами весеннего солнца. Толстовский пейзаж динамичен, писатель изображает наступление весны как обновление, преодолевающее "выдуманные" человеком преграды» (с. 741).

Н.Н. Акимова в статье «Портрет персонажа» отмечает, что при портретном изображении внимание писателя обращено на взаимосвязь внешнего и внутреннего, телесного и духовного, изменчивого и устойчивого в человеке. Портрет у Толстого возникает не сразу, а разворачивается в повествовании, вырастая из сопряжения художественных деталей. Подвижность, «рассредоточенность» портрета, когда черты внешности персонажа «рассыпаны» по всему произведению, «принципиальны для толстовской характерологии, открывшей в литературе "текучесть" человеческих характеров» (с. 743).

Выбирая имена и фамилии своим персонажам, Толстой стремился к тому, чтобы они звучали естественно, пишет И.Н. Исакова в статье «Имена персонажей». Писатель брал «самые знакомые русскому уху фамилии» и изменял в них буквы (Иртеньев - Ис-леньев, Волконский - Болконский, Трубецкой - Друбецкой и т.д.). Имена «полностью соответствуют антропонимической норме первой половины XIX в.»: Петр, Николай, Мария, Наталья, Софья, Елена, обычные в дворянской среде, имеют французские аналоги: Пьер, Николя, Мари, Натали, Софи, Элен (с. 734). Изображая крестьянскую среду, Толстой также использовал принцип «естественного звучания», добавляя в именах суффикс -к- (Лукашка, Марь-янка, Ерошка, Давыдка), часто используемый в народной среде. У крестьян есть прозвища (Белый, Мудрёный). Необычным для крестьян именем Платон наделен Каратаев: сочетание крестьянской фамилии и имени, напоминающего о древнем философе, призвано подчеркнуть народную мудрость героя. Имя главной героини романа «Воскресение» подчеркивает двойственный характер ее происхождения (не простонародное «Катька» и не дворянское «Ка-

тенька», а «Катюша»). Имя французского императора тоже содержит двойную характеристику - самого носителя и говорящего о нем. Так, презрительное «Буанапарте» намекает на неблагородное корсиканское происхождение, и совсем иное в имени «Наполеон», например, для князя Андрея, мечтавшего (в начале повествования) о блестящей военной карьере (с. 735).

Толстой характеризует своих персонажей в социальном или психологическом отношении и с помощью речевых средств. В статье «Речь персонажей» Н.А. Николина считает, что наиболее яркие средства социально-речевой характерологии используются в массовых сценах романов Толстого, в его драмах (особенно в пьесе «Власть тьмы») и в народных рассказах. Писатель стремился к точной передаче естественной, эмоциональной, звучащей речи, к воссозданию «живой жизни» слова, уделяя особое внимание обмолвкам, неточностям, нарушениям связности и логической последовательности текста. Дополненная «языком» глаз и жестов естественная речь противопоставлена речи логически правильной, содержащей штампы и стереотипы, лишенной живого чувства (речь Берга в романе «Война и мир»).

Большое внимание Толстой уделял передаче внутренней речи персонажей - от отдельной реплики до развернутого внутреннего монолога, близкого «потоку сознания» (с. 747). В его произведениях внутренние монологи взаимодействуют с внутренними диалогами, формой, сравнительно редкой в прозе Х1Х в. (диалог-спор; внутренний диалог, диалог героя с воображаемым лицом). Для прозы Толстого характерна вариативность способов передачи чужой речи: прямая и косвенная речь взаимодействует и сочетается с несобственно-прямой или полупрямой речью; «внешняя (произнесенная) речь дополняется внутренней, индивидуальная - коллективной, недифференцированной» речью, что послужило «основой возникновения гибридных образований, предвосхищающих синтаксические построения в прозе ХХ в.» (с. 748).

В статье «Диалектика души» Е.М. Суровцева напоминает, что этот литературный прием впервые обозначен в статье Н.Г. Чернышевского «Детство и отрочество. Сочинение графа Л.Н. Толстого (СПб., 1856). Военные рассказы графа Л.Н. Толстого (СПб., 1856)». Критик имел в виду «уловление драматических переходов одного чувства в другое, одной мысли в другую. самый

процесс и едва уловимые движения этой внутренней жизни, сменяющиеся... с необычайной быстротой и неистощимым разнообразием» (цит. по: с. 733). В ранних произведениях Толстого «диалектика души» показана с помощью подробного описания самим автором всех сложных оттенков чувств персонажа. В трилогии и «Люцерне», где повествование ведется от первого лица, писатель использовал прием психологического самоанализа; в романах «Война и мир» и «Анна Каренина» - прием «внутреннего монолога» (таковы монологи Пьера после смерти Платона Каратаева и Анны Карениной перед самоубийством). Толстовская «диалектика души» открыла для литературы «новые горизонты - многие писатели ХХ в. использовали возможности этого приема для понимания и изображения человека» (с. 734).

В статье «Реализм Толстого» Л.Е. Кочешкова полагает, что в основе художественного метода писателя лежит выбор «предмета изображения» и принцип авторского «взгляда на вещи». Толстой прямо утверждал (в «Предисловии к сочинениям Гюи де Мопассана»): «. единство самобытного нравственного отношения автора к предмету» и есть тот «цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни» (цит. по: с. 744). Для писателя широта воззрений была необходимым условием их глубины: только видя «весь Божий мир», автор может выработать верное отношение к изображаемому явлению действительности. «Эффект реальности» у Толстого в равной степени обусловлен и воссозданием в произведении «необходимых», основополагающих законов бытия. Авторская позиция проявляется прежде всего в стремлении пробраться сквозь толщу искусственных, «придуманных», «ложных» представлений о жизни к ее корням, к «непосредственной чистоте нравственного чувства», обостренного неприятием условности, неестественности. На протяжении полувека художественный метод Толстого претерпел существенные изменения. Основное направление эволюции толстовского реализма можно определить как движение от «эффекта реальности» к критическому, обличительному реализму (с. 745). Затронув глубокие пласты душевной жизни героев, писатель вышел за пределы реалистического метода: его «диалектика души» предвосхитила художественные открытия литературы ХХ в. (с. 746).

В разделе «Л.Н. Толстой и мировая культура» прослеживается связь творчества писателя с представителями изобразительного искусства, музыки, театра, кино. Авторами являются: А.Г. Айнбиндер, Л. А. Аннинский, Е.М. Брешко-Брешковская, Н.И. Бурнашёва, П.Е. Вайдман, Л.С. Дробат, Н.В. Зайцева, Л.Е. Кочешкова, И.Ю. Матвеева, Н.А. Николина, Ю.В. Прокопчук, Г.П. Сахаров, Е.Ю. Хомяков.

Раздел «Из истории толстоведения» содержит краткую информацию об издании библиографических работ, посвященных писателю, об отечественных исследователях творчества Толстого -Э.Г. Бабаеве, Ю.Ю. Битовте, Л.Д. Громовой-Опульской, Н.К. Гуд-зие, Н.Н. Гусеве, В.А. Ковалёве, К.Н. Ломунове; о музеях Л.Н. Толстого в Москве, Астапове, Ясной Поляне, в станице Ста-рогладковской Чеченской Республики, а также «Описание рукописей художественных произведений Л.Н. Толстого». Энциклопедию завершает статья «Л.Н. Толстой в школе» (автор - В.Ф. Чертов).

В конце приводится «Алфавитный указатель статей».

Т.М. Миллионщикова

2010.04.027. «СКРИПКА РОТШИЛЬДА» А.П. ЧЕХОВА: Сб. ст. / Редкол.: Доманский Ю.В., Ярко А.Н., Володина Н.В., Чернов А.В. -Череповец: ГОУ ВПО «Череповецкий гос. ун-т», 2009. - 83 с. -(Серия «Живое русское слово»).

В статьях исследователей из Череповца и Твери предлагаются различные подходы к прочтению рассказа, написанного Чеховым в декабре 1893 - январе 1894 г.; тогда же были созданы и такие произведения, как «Студент», «В усадьбе», «Рассказ старшего садовника». Их объединяет стремление писателя поставить вопрос о смысле жизни, насыщенной неурядицами и рутиной, о предназначении человеческой личности, показать, к чему приводят эгоизм и нетерпимость к окружающим.

«Одним из самых пронзительных» называет это произведение З.В. Лукичева (Череповец) в статье «Что можно прочесть в заглавии рассказа А.П. Чехова "Скрипка Рошильда"». По мнению автора статьи, таким делают этот рассказ «прежде всего финал с темой неимоверно грустной мелодии, заставляющей плакать всех жителей заштатного городка», но также и сам «образ скрипки», неожиданно обнаруживающей, т.е. как бы «озвучивающей», скрытый талант гробовщика Якова Иванова, по прозвищу Бронза (с. 21).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.