Научная статья на тему '2010. 04. 018. Коломбо М. Дж. , д'Адда Д. , пива Э. Вклад университетских исследований в развитие университетских стартап-компаний: эмпирический анализ. Colombo M. G. , D'Adda D. , Piva E. The contribution of University research to the growth of academic start-ups: an empirical analysis // Journal of technology transfer. - 2010. - Vol. 35, N. 1. - p. 113-140. - doi:10. 1007/s10961-009-9111-9'

2010. 04. 018. Коломбо М. Дж. , д'Адда Д. , пива Э. Вклад университетских исследований в развитие университетских стартап-компаний: эмпирический анализ. Colombo M. G. , D'Adda D. , Piva E. The contribution of University research to the growth of academic start-ups: an empirical analysis // Journal of technology transfer. - 2010. - Vol. 35, N. 1. - p. 113-140. - doi:10. 1007/s10961-009-9111-9 Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ СТАРТОВЫЕ КОМПАНИИ / СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИЕСЯ НА НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ / УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Тимченко В. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 04. 018. Коломбо М. Дж. , д'Адда Д. , пива Э. Вклад университетских исследований в развитие университетских стартап-компаний: эмпирический анализ. Colombo M. G. , D'Adda D. , Piva E. The contribution of University research to the growth of academic start-ups: an empirical analysis // Journal of technology transfer. - 2010. - Vol. 35, N. 1. - p. 113-140. - doi:10. 1007/s10961-009-9111-9»

дующих расширенных исследованиях включить в набор регрессоров отдельно IPR и показатель уровня права закона (rule of law).

Показатель числа патентов на душу населения учитывает не все ресурсы инновационности для каждой страны. В качестве альтернативы можно использовать индексы цитирования патентов (Patent Citation Indicators), удельное количество цитирований (Cites per Patent), индекс текущего эффекта (the Current Impact Index), показатель силы технологии (Technology Strength) и т.п. Кроме того, в статье приводятся несколько альтернативных механизмов стимулирования инновационной активности и увеличения благосостояния помимо традиционных патентных схем. Однако эмпирические тесты этих идей оставлены для будущих исследований. Таким образом, автор пытается развить традиционный взгляд на патенты как на компромисс между стимулами для инноваций и барьерами на пути распространения технологий.

С.М. Пястолов

2010.04.018. КОЛОМБО М.Дж., Д'АДДА Д., ПИВА Э. ВКЛАД УНИВЕРСИТЕТСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТСКИХ СТАРТАП-КОМПАНИЙ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

COLOMBO M.G., D'ADDA D., PIVA E. The contribution of university research to the growth of academic start-ups: An empirical analysis // Journal of technology transfer. - 2010. - Vol. 35, N. 1. - P. 113-140. -D0I:10.1007/s10961-009-9111-9

Ключевые слова: университетские стартовые компании; компании, специализирующиеся на новых технологиях; университетские исследования; развитие.

Авторы - сотрудники Миланского политехнического института (Италия) - проводят эмпирический анализ условий, при которых университеты способствуют росту особой категории компаний, специализирующихся на новых технологиях (new technology-based firms - NTBF), в частности университетских стартап-компаний (academic start-ups - ASU), расположенных на территории университета. Авторы провели эконометрическое исследование, включающее анализ эффекта ряда характеристик местных университетов на темпы развития ASU, и сравнивают их с воздействием на

другие, неакадемические NTBF. Применен расширенный вариант модели панельного анализа на основе «закона Гибрата» с использованием выборки из 487 итальянских NTBF (из них - 48 ASU), наблюдавшихся в период с 1994 по 2003 г. Данные для исследования были взяты из базы данных (Research on entrepreunership in advanced technologies - RITA) Миланского политехнического университета.

Выдвигаемые авторами гипотезы базируются на следующих предположениях: в отраслях, в которых действуют NTBF, новые научные знания имеют особую ценность; университеты являются ключевым источником новых научных знаний; NTBF, получившие доступ к новым знаниям и способные их освоить, могут достичь более высоких показателей развития; фирмам проще получить доступ к знаниям от университетов, находящихся поблизости.

В статье выделены следующие характеристики университетов, способствующих развитию NTBF. 1. Количество научно-исследовательских кадров университета определяет объем знаний, к которым имеют доступ местные фирмы. 2. Потенциал развития NTBF зависит от качества проводимых университетом исследований. 3. Воздействие университетов на потенциал роста местных фирм зависит от коммерческой направленности университетских исследований, например от степени ориентации исследователей на проблемы и потребности промышленности. С одной стороны, результаты таких исследований легче применить, чем абстрактные научные знания. С другой стороны, большая коммерческая ориентация университетов приводит к сдерживанию распространения знаний среди NTBF потому, что университеты могут предоставлять своим спонсорам определенные привилегии в доступе к результатам исследований, к примеру передать права на интеллектуальную собственность (intellectual property - IP) фирмам-спонсорам. Последние больше, чем университеты, заинтересованы в защите и нераспространении своей IP и могут препятствовать публикации результатов исследований.

ASU имеют следующие характеристики. 1. ASU обладают большей способностью к освоению новых знаний (absorptive capacity), включающей способность оценить новую информацию, усвоить ее и применить в коммерческих целях, чем другие NTBF, хотя бы потому, что их учредители имеют лучшие образование и

опыт проведения исследований и могут нанимать более квалифицированный персонал. Более того, ASU больше, чем NTBF, заинтересованы во вложении средств в ИР. Как следствие этого, ASU легче, чем другим NTBF, оценить проводимые местными университетами исследования, определить наиболее интересные результаты и внедрить их. 2. Последние исследования характеристик, влияющих на способности компаний перенимать научные знания у университетов, показывают, что инвестиции в ИР являются не единственным механизмом улучшения способности к освоению новых знаний. В частности, ключевую роль в оценке и применении новых научных знаний играют связи фирмы в научной среде. Действительно, когда исследователи, нанятые компанией, являются соавторами проводимых университетами исследований, фирма сотрудничает с профессорско-преподавательским составом, и перенять новые знания намного легче. У ASU такие связи в академической среде существенно шире, чем у NTBF, они позволяют получить привилегированный доступ к результатам академических исследований и нанять исследователей для участия в деятельности фирмы в качестве консультантов, наемных работников. В целом можно сказать, что ASU более приспособлены для обнаружения и освоения новых научных знаний, чем другие NTBF.

Результаты эконометрического анализа показали, что воздействие университетов распространяется только на ASU. В частности, те ASU, которые обладают достаточной способностью к освоению новых знаний и социальными контактами в исследовательской среде, способны получить выгоду от академических знаний. На развитие неакадемических NTBF качество проводимых университетами исследований не влияет. Важно заметить, что полученные результаты частично подтверждают тезис о негативных последствиях коммерческой ориентации университетских исследований для развития местных фирм. В частности, четко прослеживаемый отрицательный эффект коммерческой ориентации университетских исследований на развитие ASU недействителен для некоммерческих NTBF.

Впрочем, проведенный анализ имеет ряд ограничений. Основные ограничения связаны с характеристиками набора данных. Самая серьезная проблема заключается в возможно пропущенных показателях, что приводит к неоднородности данных. В частности,

положительный эффект от класса университета на развитие ASU может зависеть от факторов, не выявленных в данном исследовании. Предполагается, что опыт, накопленный в исследовательских организациях, учредители используют в деятельности своих фирм. Поэтому более высокий класс университета способствует производству более ценных знаний, и исследователи этого университета, основывающие свои фирмы, могут более эффективно использовать эти знания. Таким образом, предполагается, что ASU на базе высококлассных университетов могут иметь более высокие темпы роста, чем другие. В статье данный фактор не был выделен из ряда других и, возможно, входил в фактор качества проводимых университетами исследований. Для разделения действия этих факторов, отмечают авторы, необходимо оценить класс родительского университета в момент создания фирмы и класс территориально ближайших университетов в последующие годы для каждой отдельной ASU, что невозможно по причине отсутствия необходимых данных на использовавшемся уровне обобщения.

Второе ограничение заключается в том, что результаты оказались менее убедительными, чем предполагали авторы, вследствие малого количества ASU, наблюдаемых в исследовании. На качество полученных результатов влияет и период времени (10 лет), в течение которого менялась политика исследовательских организаций в области распространения знаний. Таким образом, результаты данного исследования должны быть подтверждены другими исследованиями, проводимыми на основе данных по другим странам и временным периодам.

Третье ограничение касается географической единицы анализа. Существующие исследования эффекта университетских исследований на продуктивность итальянских фирм обычно проводятся на уровне отдельных регионов. По мнению авторов, было бы интересно расширить географический охват для уточнения полученных результатов.

Несмотря на указанные ограничения, авторы считают, что их исследование вносит ценный вклад в существующую литературу по данной проблеме и может быть использовано для разработки инновационной политики в данной области. В частности, оно показывает, что университетские исследования, помимо влияния на рост инновационной эффективности фирм и на выбор их географи-

ческого местоположения, оказывают воздействие и на развитие других местных фирм. Впрочем, одного присутствия университета в данном регионе недостаточно для стимулирования развития фирм, там расположенных. Исследование четко показывает, что эффект зависит как от характеристик университета, так и самих фирм.

Относительно ценности исследования для разработки политики можно сделать следующие выводы. Во-первых, ASU лучше других фирм оборудованы для внедрения результатов исследований, что делает их более привлекательными партнерами или целью для приобретения. Как следствие, ASU могут выполнять роль моста между университетами и частным сектором в процессе трансфера знаний. И действительно, ASU могут легко найти новые перспективные знания, применить их и довести до своих потребителей, партнеров и тех фирм, которые могут их приобрести, тем самым способствуя эффективному использованию результатов университетских исследований. С помощью такого механизма академические знания содействуют развитию тех компаний, которые обладают меньшей способностью к освоению новых знаний и не способны работать напрямую с университетами. Во-вторых, эффективным механизмом коммерциализации исследований могут быть прямые контракты на проведение исследований, но такое взаимодействие университетов и фирм сдерживает процесс передачи знаний другим местным компаниям и тем самым препятствует развитию положительных внешних эффектов университетских исследований. Отрицательные последствия коммерческой ориентации исследований, по мнению авторов, должны учитываться при разработке и оценке эффективности политики в области регулирования взаимодействия университетов и частного сектора.

В.О. Тимченко

2010.04.019. ПОВУА Л.М.К., РАПИНИ М.С. ПЕРЕДАЧА ТЕХНОЛОГИЙ ОТ УНИВЕРСИТЕТОВ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ИНСТИТУТОВ ФИРМАМ В БРАЗИЛИИ: ЧТО ПЕРЕДАЕТСЯ И КАК ЭТО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ? POVOA L.M.C., RAPINI M.S. Technology transfer from universities and public research institutes to firms in Brazil: What is transferred and how the transfer is carried out // Science and public policy. - 2010. -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.