Научная статья на тему '2010. 04. 008. Чилкот Р. Троцкий и теория развития в Латинской Америке. Chilcote R. Trotsky and development theory in Latin America // critical Sociology. - L. , 2009. - Vol. 35, n 6. - p. 719-741'

2010. 04. 008. Чилкот Р. Троцкий и теория развития в Латинской Америке. Chilcote R. Trotsky and development theory in Latin America // critical Sociology. - L. , 2009. - Vol. 35, n 6. - p. 719-741 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
196
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВИСИМОСТИ ТЕОРИЯ / КОММУНИЗМ / ПРОЛЕТАРИАТ / РЕВОЛЮЦИЯ / ТРОЦКИЗМ / ТРОЦКИЙ Л.Д
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Соколова М. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 04. 008. Чилкот Р. Троцкий и теория развития в Латинской Америке. Chilcote R. Trotsky and development theory in Latin America // critical Sociology. - L. , 2009. - Vol. 35, n 6. - p. 719-741»

цивилизации и в то же время избежать националистического либо регионалистского уклона.

М.Е. Соколова

2010.04.008. ЧИЛКОТ Р. ТРОЦКИЙ И ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ.

CHILCOTE R. Trotsky and development theory in Latin America // Critical sociology. - L., 2009. - Vol. 35, N 6. - P. 719-741.

Известный революционный деятель и теоретик социализма Лев Давидович Троцкий (1879-1940) после своей высылки из Советского Союза несколько лет, с 1936 по 1940 г., жил в Мексике, где его идеи получили широкую известность. Особое влияние троцкизм приобрел в 1950-е годы после смерти И.В. Сталина и роста революционного движения на Кубе, когда новое поколение левых революционных радикалов в Латинской Америке начало оспаривать незыблемую многие годы ортодоксальную советскую позицию по вопросу о том, что отсталость стран «третьего мира» имеет «полуфеодальный» характер и лишь национальная буржуазия может обеспечить тот уровень развития средств производства, который, в конечном счете, станет предпосылкой перехода слаборазвитых стран к социализму. В 1960-х годах здесь начались оживленные дискуссии о том, как империализм, в особенности американский, повлиял на направление развития Латинской Америки.

Интерес автора статьи Рональда Чилкота (Калифорнийский университет в Риверсайде, США) к проблемам Латинской Америки сформировался еще в начале 1960-х годов под влиянием происходивших в регионе революционных процессов и общения с прогрессивными деятелями этих стран. В настоящей статье автор рассматривает влияние основных идей, изначально разрабатывавшихся Троцким в контексте опыта революционного движения в России, на латиноамериканские теории развития и модернизации.

Для латиноамериканцев особенно привлекательной оказалась мысль Троцкого о том, что отсталым странам, путь развития которых отличается от передовых капиталистических стран, не обязательно слепо копировать экономически более успешные страны. Во второй половине XX в. интеллектуалы различных латиноамериканских стран, обращаясь к проблемам капиталистического развития, отсталости и зависимости, высказывали созвучные троцкизму

идеи. Отчасти это было обусловлено популярностью работ Троцкого, но в основном отражало общий фон интеллектуальных поисков этого периода.

В работах, написанных Троцким до его высылки из Советского Союза, революция в России рассматривалась как кардинальное преобразование, произошедшее в условиях экономической и культурной отсталости, примитивных общественных форм и недостаточного уровня развития капитализма. Он считал, что хотя отсталая страна и может усвоить достижения передовых стран, для этого ей придется перешагнуть через ряд промежуточных стадий, тем самым снизив уровень этих достижений в процессе их заимствования и адаптации к своей более примитивной культуре. Переходя на уровень анализа мирового развития, Троцкий утверждал, что империализм по мере своего развития будет все больше препятствовать развитию производительных сил в менее развитых странах, в том числе и в докапиталистических колониальных странах, поскольку сам он развивается за счет их ресурсов. В результате периферийный капитализм останется слабым, а национальная буржуазия этих стран не может выполнить задачи демократической революции. Это положение Троцкого близко к тезису Розы Люксембург о тенденции капиталистического мира к стагнации. И Люксембург и Троцкий считали, что капиталистическое накопление неизбежно ведет к поляризации стран в глобальном масштабе (с. 722).

Большой интерес в странах Латинской Америки также вызывает положение Троцкого о двух законах, связанных с отсталостью и задержкой в развитии капитализма. В судьбе отсталых стран проявляется неравномерность как наиболее общий закон исторического процесса. Под влиянием внешних факторов слаборазвитая страна вынуждена совершать скачки. И здесь в действие вступает закон комбинированного развития, предполагающий сближение разных стадий развития и создание своеобразной амальгамы архаических и более современных социальных форм (с. 723).

Троцкий говорил об очевидности комбинированного развития в случае России: крестьянское хозяйство оставалось архаичным, тогда как промышленность, особенно в Москве и Петербурге, находилась на уровне развитых стран или даже превосходила их. Троцкий рассматривал модернизационные процессы в России как

яркий пример несбалансированного развития, а саму эту несбалансированность - как ключ к истории и будущему России. Послереволюционный экономический подъем также стал результатом комбинированного развития, т.е. соединения элементов отсталости и передовых социальных преобразований.

Общей предпосылкой идей неравномерного и комбинированного развития служит исторический материализм К. Маркса, но Троцкий распространил эти идеи за рамки детерминистского постулирования последовательной смены этапов капитализма, социализма и коммунизма (с. 722-723). Троцкий утверждал, что цели буржуазной революции в России, в частности, осуществление аграрной реформы и демократического переустройства государства, могли бы быть осуществлены пролетариатом. Впоследствии этот тезис приобрел характер утверждения более общего характера по отношению и к другим отсталым странам, где функция национальной буржуазии по осуществлению демократической стадии развития производительных сил может быть реализована пролетариатом вместе с беднейшим крестьянством, которые таким образом сразу перейдут к социалистической стадии революционных преобразований. Формы и особенности этого процесса он обосновывает в своей теории перманентной революции.

Социалистическая революция начинается на национальном уровне, но впоследствии неизбежно распространяется и на другие страны, особенно в передовых, промышленно развитых регионах. Исходя из этого, Троцкий выступал против концентрации усилий на реформистской демократической стадии революционного процесса, утверждая, что демократический этап имеет временный характер и только социалистическое преобразование общества приводит к «постоянному состоянию революционного развития»1. Поскольку мировая пролетарская революция неминуемо распространится на отсталые страны, они не обязательно должны повторять все стадии развитых капиталистических стран. Они могут миновать демократическую стадию и сразу перейти к социализму. Их развитие в целом имеет бессистемный, сложный, неравномерный и комбинированный характер.

1 Trotsky L. The theory of permanent revolution // The age of permanent revolution / Ed. by I. Deutscher. - N.Y.: Dell, 1964. - P. 63-64.

Хотя отсталые страны могут быть первыми в совершении пролетарской революции, они могут стать последними в достижении социализма. Поэтому им необходимо развивать производительные силы, стремясь к достижению социализма. Эти представления Троцкий противопоставлял сталинской теории революции, в рамках которой демократическая революция провозглашалась необходимым и самостоятельным этапом революционных преобразований. Троцкий считал, что буржуазия будет поддерживать контрреволюцию и, кроме того, если буржуазия будет стараться сохранить свою гегемонию в революции, революция рухнет. Только пролетариат может провести революцию в союзе с беднейшим крестьянством, разрушив буржуазное государство и захватив власть.

Каковы же исторические судьбы идей Троцкого и троцкизма в Латинской Америке? При ответе на этот вопрос Чилкот рассматривает как прямое и непосредственное влияние его идей и работ на ряд латиноамериканских мыслителей, так и влияние на них общего идейного фона эпохи и направлений интеллектуальных поисков.

Прежде всего, сам Троцкий изложил свое мнение по актуальным проблемам развития Латинской Америки в сборнике эссе «За Соединенные Социалистические Штаты Латинской Америки»1, где он высказался и об общей стратегии достижения социализма в регионе, и о ситуации в отдельных странах. По его мнению, в Латинской Америке наилучшим способом борьбы с наступавшим в тот момент фашизмом являются борьба против империализма и осуществление аграрной революции. В качестве примера он указывает на Мексику как на полуколониальную страну, которая смогла изменить свое рабское положение, дав землю крестьянам. Основной задачей отсталых стран, утверждает он, являются борьба против иностранного капитала и признание того, что индустриализация зависит не столько от буржуазии, сколько от пролетариата. Роль государства заключается в том, чтобы способствовать организации сопротивления, которое рабочий класс оказывает империализму. Пролетариат отсталых районов должен сотрудничать с пролетариатом из столичных центров и рабочим классом всего мира.

1 Trotsky L. Por tos estados unidos socialistas de América Latina. - Buenos Aires: Coyoacán, 1961.

Утверждая, что проблемы аграрной революции связаны с антиимпериалистической борьбой против Англии и США, Троцкий рассматривал ситуацию в таких странах, как Бразилия, где националистические настроения «полуфашистского» режима Ж. Варгаса служили антиимпериалистической борьбе, и Боливия, где крестьянство и его сторонники должны, по его мнению, не только сохранить небольшие индивидуальные участки, но и преобразовать их в коллективные хозяйства, созданные на основе больших латифундий.

На учредительном съезде Четвертого Интернационала (1938) была обнародована программа, в которой подчеркивалось решающее значение социализма, а не буржуазно-демократических целей. В этой программе получила дальнейшее развитие идея комбинированного и неравномерного развития в отсталых странах. На пролетариат в связи с этим возлагалась миссия разработки политики, способной объединить элементы борьбы за национальную независимость и буржуазную демократию с социалистической борьбой против мирового империализма. Таким образом, демократическая революция должна была развиваться на основе верховенства пролетариата.

Чилкот называет ряд имен известных латиноамериканских и некоторых западных марксистов, экономистов, политических и революционных деятелей, внесших вклад в развитие теории зависимости, близкой к идеям Троцкого. Среди них, например, перуанский марксист Хосе Карлос Мариатеги, который стоял на позициях, имеющих много общего с теорией перманентной революции Троцкого. Идеи Троцкого о неравномерности развития активно обсуждались и в Мексике. Так, А. Мортон и А. Гилли, опираясь на идеи Маркса и Троцкого, рассматривали неравномерный и комбинированный характер развития национального капитализма в этой стране.

В то же время ряд близких троцкизму идей был предложен интеллектуалами, не испытавшими непосредственного влияния этого революционного деятеля. Усилия этих интеллектуалов также были направлены на поиски путей достижения автономии и независимости от передовых капиталистических стран, прежде всего США. По словам автора статьи, большинство из них, скорее всего, не были знакомы с его работами. Его имени нет в библиографиях их собственных научных работ, или они чаще цитировали Маркса

и Ленина, чем Троцкого. Например, аргентинский экономист Рауль Пребиш для анализа препятствий и проблем капиталистической модернизации в Латинской Америке использовал структуралистский подход, подчеркивающий различие развитых капиталистических центров от отсталой периферии. Пребиш выступал за импортозамещение и тарифную политику, позволяющие обеспечить автономное развитие капиталистической инфраструктуры в Латинской Америке и, соответственно, гарантировать национальной буржуазии роль ведущей силы в определении судьбы стран региона.

Очень близкие троцкизму идеи выдвигал американский социолог и экономист немецкого происхождения Андре Франк, в начале 1960-х годов много путешествовавший по Латинской Америке. Он создал собственную концепцию капиталистического развития экономически отсталых стран, подчеркивая контраст капиталистических центров (метрополии) и эксплуатируемой ими отсталой периферии (сателлиты). Франк никогда не упоминал о влиянии на него идей Троцкого; скорее, он испытал сильное влияние идей американского экономиста П. Бэрана, много писавшего о тяжелом положении слаборазвитых стран и влиянии на них монополистического капитализма. Но многие латиноамериканские исследователи (а также и сам автор статьи) считают, что наилучшим образом идеи Троцкого были развиты именно Франком и бразильским политэкономом Р. Марини, который предложил свой вариант описания комбинированного и неравномерного развития в теории сверхэксплуатации рабочих периферии. Марини выдвинул тезис о субимпериализме, согласно которому развитие бразильских производительных сил связано с эксплуатацией ресурсов соседних стран.

И Троцкий, и Франк, и Марини подчеркивали неспособность колониальной и полуколониальной буржуазии осуществить буржуазную демократическую революцию и указывали на революционную роль пролетариата в проведении необходимых преобразований (с. 734). Однако другой исследователь, М.А. Гарсия, утверждает, что Марини пытался отделить свои идеи от установок Троцкого и критически высказывался о теории перманентной революции, прежде всего, с экономической точки зрения. Тем не менее Марини использовал идею антагонистического сотрудничества, имеющую много общего с теорией комбинированного и неравномерного раз-

вития для того, чтобы охарактеризовать отношения между бразильской буржуазией и капитализмом.

По мнению того же Гарсия, влияние Троцкого на теорию зависимости все же сильнее, чем влияние Ленина, потому что «Ленин рассматривал зависимость в самых общих чертах, а Троцкий пытался изучать зависимость более конкретно, описывая ее внутренние механизмы»1. В духе представлений о перманентной мировой революции, Марини подчеркивал роль социалистической революции в периферийных странах, утверждая, что она распространится на другие отсталые страны и в конечном счете приведет к мировой революции. Он также отмечал, что теория Троцкого о перманентной революции предлагала немедленный переход к социализму без буржуазных преобразований, - утверждение, которое разделялось бразильскими левыми.

Известный аргентинский марксист, социолог и деятель освободительного движения С. Фрондизи в значительной мере опирался на идеи Троцкого, разрабатывая теорию соотношения зависимых периферийных и отсталых наций с доминирующими центральными и успешными нациями, в которой он показывал роль монополистического капитала и империализма в дезинтеграции национального капитала. Эта прямая экономическая и политическая зависимость, по его мнению, делает национальную буржуазию неспособной совершить демократическую революцию. Ни вмешательство государства, ни субсидии, ни реформистская политика не могут решить проблем этих стран. Единственным выходом для них является переход к социализму (с. 729-730).

Среди деятелей Латинской Америки, на которых оказали большое влияние идеи Троцкого, Чилкот прежде всего называет известного аргентинского революционера Эрнесто (Че) Гевара. Существует много свидетельств, приводимых его биографами, о его симпатиях к идее перманентной революции Троцкого2. Автор перечисляет имена и ряда других латиноамериканских интеллектуалов. К ним, в частности, относятся: Г. Лора, один из лидеров боливийского троцкизма; бразильский экономист Г. Мантега; из-

1 Chilcote R. Interview with M.A. Garcia. - Campinas, 1984. - 12 Sept. - Unpublished.

2

Lowy M. The Marxism of Che Guevara. - N.Y.: Monthly review press, 1973.

вестный аргентинский социолог С. Фрондизи; чилийский исследователь-марксист Л. Витале, внесший большой вклад в исследование исторических форм зависимости в Чили; бразильский исследователь Т. Дос Сантос, отрицавший влияние на него троцкизма, но в то же время трактовавший проблемы отсталости и зависимости в схожем ключе; мексиканский социолог П. Г. Касанова, который ввел понятие внутреннего колониализма для исследования отношения между метрополиями и сателлитами. Все эти мыслители были известны в Латинской Америке, их идеи стали неотъемлемой частью, а зачастую и «точками кристаллизации» политических движений и политической жизни в своих странах. Анализ их взглядов и концепций, наряду с обзором развития троцкистского движения и различных его групп в Мексике, Боливии, Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Перу, Чили и др., позволяет Чилкоту подтвердить свой тезис о влиянии концептуальных положений Троцкого на формирование идейного потенциала латиноамериканских теорий зависимости, модернизации и развития.

М.Е. Соколова

2010.04.009. ХОНГ Чж. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ «КИТАЙСКОГО ПУТИ» В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. HONG ZH. The world implications of the «Chinese road» in the context of globalization // Social sciences in China. - Beijing, 2010. - Vol. 31, N 2. - P. 5-20.

Чжоу Хонг, директор Института европейских исследований Китайской академии общественных наук, начинает свою статью с напоминания о недавнем юбилее - 60-летии образования КНР. В китайской традиции число 60 символизирует полный цикл, раскрытие потенциала и зрелость, начало нового этапа. В первые 30 лет существования КНР экономический рост составлял примерно 6% в год, а индустриализация шла очень тяжело. В последующие 30 лет экономический рост стал измеряться двузначными числами. И хотя современный Китай по-прежнему сталкивается с проблемами неравномерного развития, нехватки ресурсов и низкого уровня ВВП на душу населения, его успехи сложно игнорировать. К Китаю привлечено внимание как развитых, так и развивающихся государств. Многие пытаются раскрыть секрет «китайской модели развития», или «пекинского консенсуса», или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.