Научная статья на тему '2010.03.051. ГОТИ Ж.-М. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ И УЯЗВИМОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ. GAUTHEY J.-M. DéPENDANCE ET VULNéRABILITé éNERGéTIQUE DE L'EUROPE CENTRALE ET ORIENTALE. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.REGARD-EST.COM/ HOME/BREVE_CONTENU.PHP?ID=991'

2010.03.051. ГОТИ Ж.-М. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ И УЯЗВИМОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ. GAUTHEY J.-M. DéPENDANCE ET VULNéRABILITé éNERGéTIQUE DE L'EUROPE CENTRALE ET ORIENTALE. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.REGARD-EST.COM/ HOME/BREVE_CONTENU.PHP?ID=991 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010.03.051. ГОТИ Ж.-М. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ И УЯЗВИМОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ. GAUTHEY J.-M. DéPENDANCE ET VULNéRABILITé éNERGéTIQUE DE L'EUROPE CENTRALE ET ORIENTALE. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.REGARD-EST.COM/ HOME/BREVE_CONTENU.PHP?ID=991»

2010.03.051. ГОТИ Ж.-М. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ И УЯЗВИМОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ. GAUTHEY J.-M. Dépendance et vulnérabilité énergétique de l'Europe centrale et orientale. - Mode of access: http://www.regard-est.com/ home/breve_contenu.php?id=991

Французский специалист по энергетическим рынкам Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) рассматривает состояние и перспективы развития энергетических рынков региона.

В условиях роста международной торговли и формирования многополярного мира суверенитет многих государств может оказаться под угрозой из-за воздействия ряда факторов, не поддающихся контролю. Основным из них является международная торговля энергетическими ресурсами. Если зависимость страны от международной торговли обусловлена глобализацией производства, ее уязвимость в области энергетики представляет собой скрытую угрозу. В сфере энергетики подверженность внешним рискам зависит от структуры энергосетей и национального выбора, являющегося долгосрочным структурирующим фактором.

Несмотря на определенную неоднородность, страны ЦВЕ имеют много общего. Их история свидетельствует о политическом оппортунизме и адаптационных способностях в периоды различных нашествий и вмешательств соседних государств. Тем не менее даже сопротивление советскому давлению не объединило страны региона. Кроме того, ЦВЕ страдает от явной географической изоляции: выход стран региона на международный рынок ограничен замкнутыми морями (Черным, Адриатическим и Балтийским).

Уязвимость, отражающая слабости системы и ее неспособность к принятию нивелирующих их решений, в энергетической области имеет несколько аспектов. ЦВЕ относится к зоне континентального климата с высокими сезонными колебаниями температуры, что требует интенсивного использования энергии для обогрева и умения управлять изменениями спроса и предложения в течение суток или времени года. В 1945-1989 гг. в основе экономической системы стран ЦВЕ лежали искаженные ценовые сигналы, использование сырья определялось планами и энергетической ориентацией. Поэтому для стран региона характерна высокая энергетическая интенсивность, связанная с промышленным потреблением энергии, ее перерасходами и централизованным производст-

вом тепла или электроэнергии. В то же время энергетическая уязвимость уравновешивается наличием диверсифицированных природных ресурсов (хотя и неравномерно распределенных по странам) и, следовательно, значительным потенциалом экономии энергии.

К странам, ориентированным преимущественно на один вид топлива, относятся Польша (90% производства электроэнергии обеспечивается углем) и Литва (80% потребностей в электроэнергии которой покрываются за счет атомной энергии)1. Венгрия, Чехия и Словакия используют в основном природный газ, притом что 30-50% потребностей в электроэнергии обеспечиваются атомной энергетикой. Энергетический парк Румынии и Болгарии диверсифицирован (в Румынии 60% электроэнергии производится на ТЭЦ, 28 - на ГЭС, 12% - на АЭС; в Болгарии 50% производится на ТЭЦ, 25 - на ГЭС, 25% - на АЭС).

Регион богат природными ресурсами, но месторождения сравнительно небольшие, за исключением месторождений угля в Польше. Однако только разнообразие предложения является эффективным противовесом энергетическим рискам, поскольку использование такого местного ресурса, как уголь, не снижает уязвимость, так как его конкурентоспособность не гарантирована, особенно если его использование ограничивается экологическими нормами (налог на углерод и квоты С02). Более того, в странах, удаленных от мировых рынков угля (из-за географического положения и недостатков логистической цепочки), обладающих этим ресурсом, растут производственные издержки.

Страны региона традиционно стремились максимально гарантировать свою энергетическую независимость даже по отношению к соседям. Однако производственные мощности электростанций Польши, Чехословакии и Румынии, обладающих природными ресурсами, всегда превышали внутренние потребности, тогда как энергетические балансы других стран были явно дефицитными.

Соображения технической безопасности способствовали трансграничному объединению энергосистем и передаче энергии на большие расстояния. Так, объединение энергосистем Западной

1 1 января 2010 г. Игналинская АЭС, являвшаяся основным поставщиком электроэнергии Литвы, была закрыта по требованию ЕС. - Прим. реф.

Европы произошло в 1958 г., а в странах коммунистического блока лишь в начале 1980-х годов. Сегодня создание единой европейской энергосети, которая позволит сократить потребности в резервных мощностях и использовать временные «ножницы» для выравнивания пиковых потребностей в зависимости от зон потребления, является крупнейшим технологическим и экономическим вызовом для управляющих европейскими электросетями.

Однако страны, являющиеся традиционными экспортерами электроэнергии, могут потерять свои позиции из-за старения производственных фондов и роста ее внутреннего потребления. В Польше возраст 60% электростанций превышает 30 лет; румынским ТЭЦ на угле также в среднем по 30 лет, а ТЭЦ на природном газе - около 40 лет. Подобная ситуация складывается в большинстве стран ЦВЕ. Диспропорция между спросом и предложением таит в себе значительную угрозу для стабильности электросети. В связи с этим были приняты программы, в частности в атомной энергетике, направленные на ограничение риска недостатка мощностей. Во всех странах также существуют проекты комбинированного газового цикла. В то же время в отрасли, где создание новых мощностей требует времени, постоянно существует скрытая угроза аварий - блэкаутов (black out).

В энергетике активно идет процесс концентрации предприятий. Энергетические компании стремятся к европейским размерам за счет слияний и приобретений, чтобы позиционировать себя на всей цепочке создания добавленной стоимости одновременно в электро- и газовой энергетике. В результате на континенте останется всего десяток энергетических групп. Для стран ЦВЕ характерна различная степень открытости рынков для зарубежных групп. Потребности финансирования, вызванные бюджетными дефицитами, предполагают серию приватизаций, в частности в Польше и Румынии, которые позволят таким энергетическим гигантам, как «E.On», RWE, EDF, «GDF Suez», ENEL разделить новые рынки. Энергетические предприятия часто являются гордостью стран и их уступка может привести к определенным политическим выступлениям. Уязвимость, связанная с потерей «национальных чемпионов», приводит к усилению европейских предприятий, получающих поле для маневра при переговорах с поставщиками.

Европа импортирует более половины потребляемой энергии, в основном углеводороды. При этом наиболее показательным в плане уязвимости является природный газ, рынок которого имеет свои особенности, в частности дорогостоящие инфраструктуры транспортировки, хранения и распределения и критическая масса пользователей. Газовая экономика основывается на долгосрочных соглашениях между странами-производителями и торгово-сервис-ными предприятиями. Первые обязуются поставлять газ по конкурентным ценам, а вторые - покупать определенные его объемы.

Страны Западной Европы импортируют природный газ из России с конца 1970-х годов. Именно тогда ЦВЕ стала транзитной зоной с единственным поставщиком газа и единственным путем снабжения. Газовый конфликт между Украиной и Россией в январе 2009 г. привел к полному прекращению поставок российского газа и остановке двух третей его транзита в Европу, продемонстрировав чрезвычайно высокую уязвимости стран ЦВЕ, которые были вынуждены принять экстренные меры для обеспечения энергией населения и промышленности.

Этот кризис не только ухудшил репутацию «Газпрома», несмотря на 30-летний опыт надежных поставок, но и выявил слабости исторической модели газовой экономики, что привело к изменению конктрактных схем и стратегии производителей. Отныне «Газпром» продает газ европейским странам через собственные или совместные с местными компаниями торгово-сервисные филиалы, конкурируя таким образом с историческими монополиями.

С исчерпанием европейских газовых месторождений (Норвегия, Нидерланды, Великобритания) энергетическая зависимость Европы будет только расти. Снижения ее уязвимости можно добиться за счет диверсификации поставщиков. Одним из средств повышения гибкости газовой инфраструктуры и рынков с возможными новыми источниками снабжения (Египет, Катар, Нигерия) для прибрежных районов или с помощью операций своп для регионов, удаленных от побережья, является сжиженный газ. Кроме того, новые крупные инфраструктурные проекты, такие как «Набук-ко», газопровод Турция-Греция-Италия (Interconnexion-Turquie-Grece-Italie), нефтепровод «Адриатика» (Trans-Adriatique Pipeline), призваны связать Европу с каспийскими месторождениями. Европейская комиссия также разработала план подъема экономики,

направленный на диверсификацию газовой сети и стабилизацию торговли между странами. Она стремится к созданию европейского рынка, основанного на общих правилах, который обеспечит лучшее распределение ресурсов и более высокую надежность снабжения.

Со своей стороны, «Газпром», не заинтересованный в прекращении поставок в Европу, предлагает альтернативные проекты транзита («Южный поток» и «Северный поток»). Страны - производители газа зависят от своего экспорта (на «Газпром» приходится 8% ВВП России и 40% доходов государства) и у них действительно нет возможности выбирать клиентов. Газовые рынки очень регионализированы, а количество их участников ограничено. Так, 80% российского или алжирского газа поставляется на европейские рынки. Поэтому партнерство и диалог с Россией представляются определяющими.

Процесс европейской интеграции должен установить в регионе доверие инвесторов и благоприятные условия для появления единого рынка. Сотрудничество стран ЦВЕ в области энергетической политики под эгидой ЕС должно обеспечить обобществление рисков и оптимизацию распределения ресурсов, а обязательства ЕС по отношению к окружающей среде должны способствовать сокращению внешней зависимости.

И.Ю. Жилина

2010.03.052. КИТАЙ - ГИГАНТ «ЗЕЛЕНОГО» БИЗНЕСА. La Chine, géant du business vert. - P.: HEC Eurasia Institute, 2009. -4 p. - Mode of access: http://www.hec.fr/var/fre/storage/original/ application/6bfa7fc5c72aad199c5d8224a3cae6e4.pdf

В докладе, подготовленном в Институте Евразии (Eurasia Institute) при Высшей коммерческой школе (L'école des Hautes Études Commerciales, HEC) (Франция), анализируется программа развития «зеленых» технологий, в частности в энергетике Китая.

Рынок «зеленых» технологий в Китае может вырасти с 500 млрд. долл. в 2009 г. до 1000 млрд. долл. в 2013 г., что будет составлять около 15% ВВП Китая (с. 1). Потенциал его роста определяется состоянием энергетики и экологическими проблемами.

Уже в течение пяти лет правительство страны использует целый арсенал мер (законов, планов и т.д.), сопровождающихся фи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.