Научная статья на тему '2010. 03. 027. Аль-муниф, Маджид Абдалла. Фонды национального благосостояния и их роль в управлении нефтяными ресурсами. Аль-муниф Маджид Абдалла, Санадик ас-сарва ас-сиядийя ва дауриха фи идарат Аль-Фаваид ан-нафтыйя // Маджаллят бухус иктисадийя арабийя. - Бейрут, 2009. - № 47. - С. 53-72. - араб. Яз'

2010. 03. 027. Аль-муниф, Маджид Абдалла. Фонды национального благосостояния и их роль в управлении нефтяными ресурсами. Аль-муниф Маджид Абдалла, Санадик ас-сарва ас-сиядийя ва дауриха фи идарат Аль-Фаваид ан-нафтыйя // Маджаллят бухус иктисадийя арабийя. - Бейрут, 2009. - № 47. - С. 53-72. - араб. Яз Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА СТРАНЫ / НЕФТЕДОЛЛАРЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 03. 027. Аль-муниф, Маджид Абдалла. Фонды национального благосостояния и их роль в управлении нефтяными ресурсами. Аль-муниф Маджид Абдалла, Санадик ас-сарва ас-сиядийя ва дауриха фи идарат Аль-Фаваид ан-нафтыйя // Маджаллят бухус иктисадийя арабийя. - Бейрут, 2009. - № 47. - С. 53-72. - араб. Яз»

инфраструктуры, неэффективное управление и др.) могут повернуть успешную капиталистическую революцию вспять.

Кэпштейн полагает, что США и Европа должны помочь Африке поддержать начавшуюся капиталистическую революцию и помочь довести ее до конца.

Ю.И. Комар

2010.03.027. АЛЬ-МУНИФ, МАДЖИД АБДАЛЛА. ФОНДЫ НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ И ИХ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ НЕФТЯНЫМИ РЕСУРСАМИ. АЛЬ-МУНИФ МАДЖИД АБДАЛЛА, Санадик ас-сарва ас-сиядийя ва дауриха фи идарат аль-фаваид ан-нафтыйя // Маджаллят бухус иктисадийя арабийя. - Бейрут, 2009. - № 47. - С. 53-72. - Араб. яз.

Автор (профессор кафедры экономики университета короля Сауда, Рияд, Саудовская Аравия) отмечает, что экономика стран -производителей нефти (в первую очередь - арабских стран Персидского залива) характеризовалась во время первого и второго скачков цен структурной слабостью и малой емкостью. Например, если ранее цены в 11-14 долл. во время первого скачка или 30-35 долл. во время второго скачка хватало для роста золотовалютных резервов, то теперь уровня цен в 40-50 долл. хватает лишь для поддержания платежного баланса, что, по всей видимости, вызвано расширением экономики и вероятным неэффективным использованием финансовых ресурсов во многих странах-нефтеэкспортерах. Кроме этого, во время первого и второго скачков цен страны бывшего СССР и Китай находились вне поля рынка, а финансовые системы (как процентные ставки, так и глубина финансовых рынков) сильно отличались от их современного состояния. Во время текущего скачка мировая торговля более свободна и имеет более разнообразные формы. Денежные рынки также изменились: евро стало одной из мировых валют, а роль доллара снизилась, кроме того, была достигнута интернационализация этих рынков. Эти изменения рынка нефти, денежных рынков и структуры мировой экономики привели к необходимости создания новых способов управления денежными средствами, поступающими в страны-нефтеэкспортеры.

Исследование фондов национального благосостояния (ФНБ) требует рассмотрения всей системы государственных финансов

стран - экспортеров нефти. Нефтяные доходы крайне нестабильны и зависимы от внешней конъюнктуры, поэтому перед странами встает две проблемы: стабилизация доходов и их более равномерное распределение между поколениями.

Ряд стран-нефтеэкспортеров пошел по пути создания нефтяных стабилизационных фондов, при этом исследования показывают, что наличие таких фондов повышает общую экономическую стабильность в стране. Страны, как правило, используют два основных механизма перечисления средств в ФНБ - отчисление фиксированной доли всех доходов от экспорта нефти и отчисление доходов, полученных от превышения ценой на нефть некоторого уровня. Право принятия решений в отношении использования ресурсов ФНБ, как правило, остается за финансовыми властями страны.

Правила инвестирования средств ФНБ различны: некоторые страны предпочитают инвестировать за границей (чтобы правительственные инвестиции не вытесняли частные внутри страны, а также чтобы избежать укрепления курса национальной валюты и «голландской болезни»); некоторые же предпочитают развивать национальную экономику. Кроме этого, ряд фондов (как, например, в Алжире) выполняют функции по обслуживанию государственного долга.

Одной из основных проблем, стоящих перед странами - экспортерами нефти, является проблема развития после исчерпания нефтяных ресурсов. Как следствие, одной из стратегических целей этих стран является диверсификация экономики, что особенно характерно для стран Персидского залива, где на нефтяной сектор приходится от 40 до 60% национального продукта, а бюджет финансируется за счет нефтедолларов на 80-90% (с. 60).

Существуют два способа решения данной проблемы: первый заключается в использовании части нефтедолларов для развития экономики, второй - в накоплении финансовых активов и создании альтернативного источника доходов. Одной из причин создания подобных резервных фондов является неопределенность величины запасов нефти и необходимость перераспределения природных богатств между поколениями. Другая причина заключается в том, что возможности небольших стран по диверсификации экономики ограничены в связи с узостью внутренних рынков.

Все это ставит вопрос управления ресурсами в долгосрочном периоде, в том числе вопрос определения наиболее выгодного объема производства, баланса между потреблением и инвестициями, выбора направлений размещения средств. Фонды, инвестирующие в зарубежные активы, в последние два года стали важным элементом политических и финансовых систем промышленно развитых стран. Как правило, наибольшее внимание уделяется их размерам, а также факторам, обусловливающим их выбор объектов для инвестирования.

Не существует единого определения ФНБ. Например, определение, используемое МВФ, позволяет включать в эту группу не только фонды будущих поколений, но и фонды развития, и пенсионные фонды, не имеющие четко выраженных обязательств. Совокупный объем этих фондов, по оценке МВФ, составляет от 2,1 до 3 трлн. долл.

Фонды, в основе которых лежат доходы от экспорта, составляют около 73% от общего объема ФНБ. Говоря об их возможном размере, многие авторы до сих пор ссылаются на доклад инвестиционного банка «Морган Стэнли», прогнозирующий увеличение их активов до 12 трлн. долл. к 2015 г.

Инвестиции ФНБ арабских стран Персидского Залива распределены между государственными обязательствами, корпоративными ценными бумагами, недвижимостью и прочими активами. Значительная часть средств инвестирована на длительный срок в инструменты с высокими уровнями доходности и риска, как, например, акции.

Что касается стабилизационных фондов, то их инвестиционный горизонт короче, и они инвестируют в менее рискованные инструменты, такие как государственные долговые обязательства. Доля таких бумаг в портфелях фондов составляет от 40 до 80% (с. 67), а совокупный объем прямых инвестиций, по оценке ЮНКТАД, составляет лишь 39 млрд. долл.1

В последнее время все большее внимание стало уделяться влиянию кризиса на ФНБ: потери от переоценки ценных бумаг составили не менее 40% их объема (с. 70). «В целом финансовый

1 United Nations Committee on trade and development [UNCTAD], World Investment Report, 2008. - Geneva: UNCTAD, 2008.

кризис, разразившийся в конце 2008 г., привел к уменьшению инвестиционного портфеля стран Совета сотрудничества примерно на 350 млрд. долл., сумму, превышающую объем средств, поступающих в эти фонды» (с. 72).

Снижение цен на нефть, убытки 2008 г., озабоченность западных политических кругов - все это повлекло рост внимания к ФНБ со стороны национальных политических кругов нефтяных стран, поскольку их деятельность, как правило, протекала вне поля зрения широких кругов (за исключением Кувейта и Норвегии).

Р.С. Рыбалкин

ВЛАСТЬ

2010.03.028. МЕНОРЕ П. АРАБСКИЕ ЭЛИТЫ - С НИХ СЛЕДУЕТ НАЧИНАТЬ РЕФОРМЫ.

MENORET P. Les élites arabes, un point d'entrée pour des reformes // Année du Maghreb. - P., 2007. - P. 637-654.

Автор (CEFAS, Сана) задается вопросом, в чем причина неизменного провала в странах Ближнего Востока всех демократических начинаний - в том числе и проводимых под руководством либо при участии европейских государств (последней из таких попыток была Барселонская инициатива (1995). В результате не только не возникает искомой зоны мира и стабильности в регионе, но и потраченные деньги превращаются в дополнительный политический ресурс находящихся у власти и едва ли заинтересованных в демократизации режимов. Согласно усиленно распространяемой последними концепции, провал демократических начинаний европейского типа в арабо-мусульманских странах обусловлен тем, что данные начинания не опираются на исконное наследие этих стран и не учитывают их исламской специфики. Сами страны-доноры (прежде всего Франция) придерживаются той точки зрения, что реформы, чтобы быть успешными и не привести к тотальному хаосу, могут и должны идти лишь с очень малой скоростью. В то же время в самих этих странах все большее распространение получает взгляд на вещи, согласно которому именно правящие элиты не заинтересованы в реформах и делают все от них зависящее, чтобы преобразования носили поверхностный характер и не затрагивали самих оснований существующих режимов. Именно такую картину

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.