Научная статья на тему '2010.03.016. БОТТИНИ Ф. ПРОМУЛЬГАЦИЯ ПАРЛАМЕНТСКИХ ЗАКОНОВ. BOTTINI F. LA PROMULGATION DES LOIS PARLEMENTAIRES // REV. FRANçAISE DE DROIT CONSTITUTIONNEL. - P., 2008. - N 76. - P. 761-781'

2010.03.016. БОТТИНИ Ф. ПРОМУЛЬГАЦИЯ ПАРЛАМЕНТСКИХ ЗАКОНОВ. BOTTINI F. LA PROMULGATION DES LOIS PARLEMENTAIRES // REV. FRANçAISE DE DROIT CONSTITUTIONNEL. - P., 2008. - N 76. - P. 761-781 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
112
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМУЛЬГАЦИЯ ЗАКОНОВ ФРАНЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Маклаков В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010.03.016. БОТТИНИ Ф. ПРОМУЛЬГАЦИЯ ПАРЛАМЕНТСКИХ ЗАКОНОВ. BOTTINI F. LA PROMULGATION DES LOIS PARLEMENTAIRES // REV. FRANçAISE DE DROIT CONSTITUTIONNEL. - P., 2008. - N 76. - P. 761-781»

закон весьма строго регламентирует условия проведения избирательных кампаний, и Верховный суд также признал это положение конституционным. На местном уровне для сохранения общественного порядка действуют несколько законов и постановлений исполнительной власти местного значения, которые ограничивают свободу манифестаций и собраний.

В целом же, по мнению автора (с. 394), различия между японским и французским правом в отношении свободы выражения мнений постепенно нивелируется, поскольку в этом же направлении действует судебная практика Европейского суда по правам человека и внутренний национальный контроль судебных органов в Японии, который становится все более интенсивным.

В.В. Маклаков

2010.03.016. БОТТИНИ Ф. ПРОМУЛЬГАЦИЯ ПАРЛАМЕНТСКИХ ЗАКОНОВ.

BOTTINI F. La promulgation des lois parlementaires // Rev. française de droit constitutionnel. - P., 2008. - N 76. - P. 761-781.

Статья доцента Университета в Гавре начинается с утверждения: «Если традиционная привязанность Франции к культу закона "как выражения общей воли" (цитата из Общественного договора Ж.Ж. Руссо. - В.М) в течение долгого времени оправдывала отсутствие судебного контроля за конституционностью внутреннего права, то создание Конституционного совета в Пятой республике означает решительный этап в строительстве правового государства» (с. 761). Исторически идея правового государства пришла из германской правовой доктрины. Автор рассматривает различные подходы к определению правового государства. Юридические позитивисты придерживаются формальных позиций, определяя правовое государство как организацию власти, в которой существует иерархия норм; правовые натуралисты (les jusnaturalistes) и социологические позитивисты (les positivistes sociologiques) рассматривают его в качестве материальной субстанции, в которой право -инструмент защиты от произвола власти, обязывающий ее соблюдать права человека (с. 761). Идея реализации правового государства доминирует в конституционном праве, и сегодня многие концепции основываются на старых идеях правового государства. По мнению автора, промульгация законов является отражением такой идеи.

Сам термин «промульгация» был известен еще в античные времена (происходит от слова «promulgare» - «публиковать»; «la promulgatio» -опубликование) и в период поздней Римской империи он означал приказ, которым император обязывал исполнять или наблюдать за исполнением своих эдиктов (с. 762). В период Старого режима во Франции (т.е. до Великой французской революции 1789 г.) промульгация означала приказ Короля своим «подданным и слугам», обращаясь в суды (в то время они назывались парламентами), заставлять соблюдать королевские ордонансы. Впоследствии термин «промульгация» вошел в большинство конституций Франции; он есть и в ст.10 ныне действующей.

Термин «промульгация» постепенно приобрел иное значение; причем выявились разные точки зрения на этот институт. Первая трудность в толковании термина возникла в связи с опубликованием первоначальной редакции Гражданского кодекса Франции (ст. 1), в которой указывалось, что «законы должны исполняться на всей французской территории в силу (en vertu) промульгации, которая была осуществлена». По мнению автора (с. 763), термин «в силу» неудачен, потому что промульгация дает закону реальную силу, тогда как эта сила исходит из факта принятия закона парламентом (с. 763).

Вторая трудность в понимании термина «промульгация» исходит из положений Ордонанса от 27 ноября 1816 г., воспроизведенного Декретом от 5 ноября 1870 г. Эти акты считали синонимами термины «промульгация» и «опубликование», потому что в них указывалось, что «промульгация законов следует из факта их включения» в официальный орган государства (с. 764). Другие же акты (например, Конституция 1790 г. и последующие конституции) указывали, что публикация актов - следствие промульгации. В настоящее время многие авторы полагают, что термины «промульгация» и «опубликование» имеют различное значение. Промульгация означает констатацию существования закона, тогда как опубликование имеет целью доведение содержания закона для сведения населения. На это указывается и в решении Кассационного суда в 1874 г., согласно которому «промульгация маскирует (dissimulait) публикацию» (с. 764).

Новая редакция ст. 1 Гражданского кодекса Франции разделила понятия «промульгация» и «опубликование», установив, что

«законы вступают в силу по их опубликовании», «если подписан декрет об их промульгации» (с. 765). По мнению автора, промульгация является составной частью «французской концепции правового государства» (с. 767) в той мере, в какой она позволяет санкционировать законы, не вписывающиеся в иерархию правовых норм. Промульгация указывает на существование французской версии правового государства. Эта проблема рассматривается автором с двух точек зрения - с точки зрения существования высшей правовой нормы, т.е. конституции, и с точки зрения соблюдения народного суверенитета, который также обеспечивается существованием института промульгации.

Автор описывает право вето главы государства в качестве конкретного элемента для воспрепятствования вступлению в силу законов, которые нарушают конституцию по существу. Начиная с 1848 г. глава государства был лишен права вето. Автор приходит к выводу, что во французских условиях право вето не позволяет главе государства протестовать против материальной неконституционности законов; а институт промульгации это позволяет делать, во всяком случае, в отношении законов, которые по формальным признакам являются неконституционными (с. 769). Промульгация выполняет названную функцию в случаях, когда закон был надлежащим образом рассмотрен, и при условии, что он был одобрен палатами парламента в идентичной редакции. Конституционный совет в решении от 23 августа 1985 г. подтвердил этот принцип, указав, что промульгация должна быть осуществлена, если «закон был рассмотрен в соответствии с существующими положениями и проголосован» (с. 769).

Таким образом, промульгация производится для того, чтобы избежать злоупотреблений со стороны законодательной власти. Главе государства поручается наблюдение за соблюдением конституции и промульгация. Таким образом, образуется одна из форм контроля за конституционностью (с. 770). Автор, впрочем, признает, что такой контроль, доверенный главе исполнительной власти, является минимальным, поскольку закон может существовать, так как он был принят парламентом в соответствии с Конституцией (с. 770).

Еще одной стороной института промульгации является то, что его применение свидетельствует о соблюдении народного суверенитета (с. 771). Следствием этого тезиса являются два обстоя-

тельства, а именно: реальное рассмотрение закона парламентскими палатами и эффективность процедуры законодательного челнока (navette)1, которая является составной частью французской версии правового государства (с. 771). Гласность дебатов позволяет выявить мотивы, которыми руководствуются парламентские палаты при принятии законов, определить законность их действий, позиции различных политических «горизонтов» парламентариев относительно стоящих перед обществом проблем. Отсюда следует, что промульгация - одна из важнейших гарантий соблюдения народного суверенитета.

Одновременно автор считает, что ничто не мешает главе государства промульгировать законы, принятые с нарушением конституционных норм, или ускорить промульгацию акта, принятого парламентом с тем, чтобы помешать оппозиции запросить орган конституционного контроля. В связи с этим возникает проблема корреляции существующего порядка промульгации законов, имеющая целью развитие французской версии правового государства. Автор предлагает ввести проверку судебными органами законности промульгации или отказа в промульгации. Суды должны оценивать законность промульгации, т.е. осуществлять судебный контроль за конституционностью актов, принятых парламентом. Кроме того, автор предлагает исключить случаи, когда невозможен запрос органа конституционного контроля в отношении актов, незаконно принятых или промульгированных, поскольку при отсутствии запроса конституционного контроля незаконно принятый акт, будучи промульгированным, должен вступить в силу. Автор указывает на возрастание такой возможности, если в парламенте представлено большинство членов той же партии, к которой принадлежит и глава исполнительной власти.

Согласно действующей Конституции запрос в Конституционный совет могут сделать 60 сенаторов или 60 депутатов после

1 Законодательный челнок - термин, обозначающий передачу законопроекта из одной палаты в другую в двухпалатном парламенте до тех пор, пока они не примут взаимоприемлемый текст. Челнок является классическим средством для преодоления расхождений между палатами. Если согласие не достигается, то проект, в принципе, не может стать законом. Такая процедура в большей или меньшей степени применяется в Австралии, Бельгии, Канаде, Мексике, Франции и др. -Прим. реф.

2010.03.017-020

того как закон будет принят и до его промульгации Президентом Республики. Статья же 10 Конституции 1958 г. дает Президенту Республики срок в 15 дней, причем в данном случае речь идет не о минимальном, а о максимальном сроке. В результате сегодня ничто не мешает Президенту промульгировать закон до того, как парламентарии соберут необходимое число подписей. Запрос Конституционного совета прерывает срок для промульгации со дня, когда он был запрошен. Иные возможности помешать Президенту промульгировать закон до запроса парламентариев не действуют, если Президент и большинство парламентариев в Национальном собрании принадлежат к одной политической партии. Институт контрассиг-нирования в этом случае также не действует, поскольку премьер-министр и Президент - «политические друзья». Кроме того, согласно действующей Конституции Президент не ответствен перед парламентом. Выход из этого положения - установление точных сроков для промульгации, позволяющих оппозиции гарантированно запрашивать Конституционный совет (с. 781).

По мнению автора, реформирование действующей процедуры промульгации законов позволило бы развивать французскую версию правового государства (с. 784).

В.В. Маклаков

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

2010.03.017-020. ПРОБЛЕМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ИСПАНИИ СПУСТЯ 30 ЛЕТ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ. (Сводный реферат).

В раздел четвертого номера «Общего журнала конституционного права» за 2007 г. целиком посвящен теории избирательного права в связи с 30-летием первых демократических выборов в Испании.

2010.03.017. ГАРРОРЕНА МОРАЛЕС А. РЕФОРМА И ЖЕСТКОСТЬ ЗАКОНА О ВЫБОРАХ В АВТОНОМНЫХ СООБЩЕСТВАХ.

Garrorena Morales A. Reforma y rigidez de la Ley electoral en las comunidades autónomas // Revista general de derecho constitucional. -Madrid, 2007. - N 4. - P. 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.