Научная статья на тему '2010. 03. 007-008. Саморегулирование и его правовые рамки. (сводный реферат)'

2010. 03. 007-008. Саморегулирование и его правовые рамки. (сводный реферат) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
106
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ИТАЛИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 03. 007-008. Саморегулирование и его правовые рамки. (сводный реферат)»

ются в общественное сознание посредством научной и научно-методической литературы, произведений искусства. Круг этих аксиом четко не определен, поскольку отнесение тех или иных суждений к таковым во многом зависит от воли законодателя, от трактовки их субъектами правоприменения.

Отдельному анализу в работе подвергаются аксиомы уголовного права и процесса. Они характеризуются как сложные многоаспектные явления, как элемент, гарантирующий справедливость уголовного процесса, его беспристрастность, как компонент права, обеспечивающий его преемственность. Например, рассмотрение форм и способов законодательного закрепления аксиомы «презумпции невиновности» свидетельствует об отсутствии каких-либо однозначных, четких закономерностей в закреплении аксиом в праве, о тесной связи аксиом между собой, об отсутствии их постоянной, раз и навсегда данной иерархии.

К.Ф. Загоруйко

2010.03.007-008. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ И ЕГО ПРАВОВЫЕ РАМКИ. (Сводный реферат).

Понятие «саморегулирование» сегодня становится актуальным в связи с формированием европейского законодательства. Теоретическая дискуссия о рамках его допустимости ведется в основном с двух позиций. Одни правоведы считают, что саморегулирование способно заменить собой законодательство, другие - что оно обходит его и выгодно только заинтересованным сторонам. Дискуссия поднимает такие темы, как права человека, государственный и частный характер саморегулируемых организаций, сфера ответственности саморегулирования, разделение между регулированием государственным правом (т.е. односторонним и связанным правом конституционным) и саморегулированием (т. е. двусторонним и расположенным в области частного права). К тому же механизмы публичного права охотно усваиваются в процессе саморегулирования.

2010.03.007. ВАН ХЕЕЗЕН-ЛАКЛЕ З.Д., МЮЗ А. КМ. ПРАВОВЫЕ РАМКИ ДЛЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В НИДЕРЛАНДАХ.

VAN HEESEN-LACLE Z. D., MEUWESE A.C.M. The legal framework for self-regulation in the Netherlands // Utrecht law rev. -

Utrecht, 2007. - Vol. 3, N 2. - P. 116-139. - Mode of access: http://www.utrechtlawreview.org/publish/articles/000048/article.pdf

Авторы - сотрудницы Лейденского и Тилбургского университетов - поместили свою статью в рамках теоретической дискуссии о саморегулировании как альтернативе государственному законодательству. В различных правовых системах существуют разные модели саморегулирования, предусматривающие как саморегулирование в чистом виде, так и его сочетание с государственным регулированием. Саморегулирование в чистом виде характеризуется тем, что государство занимает нейтральную позицию. Вместе с тем термин «саморегулирование» используется и применительно к моделям кооперации между субъектами публичного и частного регулирования, инициированным публичной властью. Такая модель может предусматривать контроль государства за результатами саморегулирования.

В соглашении по совершенствованию правотворчества 2003 г., заключенном тремя институтами Евросоюза (Парламентом, Комиссией и Советом министров), вовлеченными в разработку европейского законодательства, саморегулирование определено как предоставление субъектам экономической деятельности, социального партнерства, неправительственным организациям и ассоциациям возможности самостоятельно установить для себя общие ориентиры на европейском уровне.

Авторы данной статьи рассматривают саморегулирование скорее не как альтернативу законодательству, а как совокупность разнообразных форм регулирования, основанных на согласии и кооперации, как установление частными организациями стандартов и осуществление контроля за их соблюдением в отношении их членов, которые добровольно подчинили себя такому регулированию. Полномочия таких организаций могут корениться в правовых институтах (договорном праве), а могут основываться и на социальном консенсусе. В статье рассматриваются конституционно-правовые, административно-правовые и частноправовые аспекты саморегулирования в Нидерландах.

В Нидерландах единственный нормативный документ, непосредственно относящийся к саморегулированию, - это имеющие рекомендательный характер Принципы законопроектной деятельности, в которых предусмотрено, что прежде чем урегулировать

какие-либо отношения законодательно, надо разобраться, нельзя ли тех же результатов достичь путем саморегулирования.

Конституционно-правовые аспекты. В Конституции Нидерландов нет положений, непосредственно касающихся саморегулирования, но закреплены свобода объединений и право на частную жизнь; в доктрине в качестве конституционных выделяют также принципы частной автономии и субсидиарности, лежащие в основе идеи саморегулирования. Вместе с тем в конституционном праве имеется и принцип верховенства закона, ограничивающий применение саморегулирования. Однако судебная практика запретов саморегулирования отсутствует.

Административно-правовые аспекты. Конституционное право проводит различия между делегированием нормотворческих полномочий, с одной стороны, и исполнительных и надзорных - с другой. Как правило, эти функции исполняют различные органы. Причем с большей готовностью делегируются исполнительные полномочия. В любом случае делегирующий орган должен не только обладать передаваемыми полномочиями, но и опираться на какие-то нормативные основы для делегирования.

Публичные функции могут делегироваться частным структурам официально, и тогда эти структуры приобретают публичный статус, или же частные структуры могут осуществлять регулирование de facto, в отсутствие каких-либо правовых оснований.

Статья 134 Основного административного закона предусматривает, что торговые, промышленные и профессиональные структуры могут иметь нормотворческие полномочия, но эти полномочия распространяются только на их членов. Такие организации могут наделяться функциями регулирования или надзора только в случаях, когда они прямо уполномочиваются на это путем делегирования, и тогда уже согласия субъектов, чья деятельность регулируется, не требуется. Например, NOvA и KNB были учреждены как ассоциации юристов и нотариусов с добровольным членством, но в 1952 и 1999 гг., соответственно, им были предоставлены публичные полномочия, и они подпали под действие Основного административного закона. Поэтому все частноправовые правила, принимаемые этими ассоциациями, приобретают публично-правовой характер. Подобным же образом изменился статус сертифицирующей компании KEMA Quality BV.

В других случаях результаты саморегулирования могут получать признание post factum; так происходит, например, с коллективными трудовыми соглашениями и регистрацией доменных имен.

Собственно, у законодателя есть выбор - перенести правила, выработанные в процессе саморегулирования, в законодательство, или просто одобрить их как обязательные. В этом случае разрабатывающие такие правила организации утрачивают добровольный характер.

Частноправовое регулирование. Среди частноправовых норм, имеющих отношение к саморегулированию, - нормы корпоративного и договорного права. Для саморегулирования подходят такие формы юридических лиц, как ассоциации, учреждения и компании. Ассоциации уполномочены осуществлять регулирование в отношении своих членов на основании конституционной свободы объединений; нормы об ассоциациях включены в Гражданский кодекс Нидерландов. Форма ассоциации используется в наиболее традиционных для саморегулирования в чистом виде областях - спорта, СМИ, свободных профессий. В силу свободы объединений ассоциации могут самостоятельно принимать решения о приеме новых членов и в своих уставах определять требования к ним. В некоторых случаях отказ в приеме в ассоциацию можно оспаривать в суде (например, если имеет место дискриминация) и даже требовать от ассоциации возмещения убытков, причиненных в результате отказа в приеме.

Для членов ассоциаций обязательными являются уставы, внутренние правила и решения их органов, например кодексы поведения. Члены ассоциаций имеют право участвовать в общих собраниях с правом голоса, однако правила саморегулирования издаются не общими собраниями, а советами или правлениями организаций. Если такие правила принимаются в соответствии с положениями уставов, члены ассоциаций имеют весьма ограниченные возможности их оспаривать. Что касается природы подчинения членов ассоциаций таким правилам, то доктрина склоняется не к договорной природе таких отношений, а к концепции sui generis.

Другой распространенной формой для саморегулируемых организаций являются учреждения. Они разрабатывают соглашения, кодексы, типовые договоры, к которым другие организации могут присоединяться. Саморегулируемые организации в форме учреждений действуют в таких сферах, как Интернет и реклама.

Менее распространенной формой для саморегулирования в Нидерландах является компания. Известны две такие компании в форме частных компаний с ограниченной ответственностью, наделенные публичными полномочиями (действуют в секторе электроэнергетики), и две компании в форме акционерного общества (naamloze vennootschap, NV; одно - в сфере электроэнергетики, а другое - Национальный банк).

Бывает, что суды распространяют нормы саморегулирования и на тех субъектов, в отношении которых их действие изначально не предполагалось. Например, нормы соглашения между двумя профессиональными медицинскими ассоциациями в отношении членов этих ассоциаций распространены на другие медицинские ассоциации, поскольку, как посчитал суд, эти нормы превалируют в данном секторе. В другом случае (кодекс поведения в области рекламы лекарств) суд распространил кодекс поведения на весь фармсектор.

Нормы саморегулирования могут быть оспорены в рамках как гражданского, так и административного судопроизводства. Если эти нормы будут сочтены противоречащими закону и иным нормам, обладающим большей юридической силой, они могут быть аннулированы судом, а издавшие их субъекты - присуждены к возмещению убытков. Например, нормы саморегулирования в области спорта удавалось оспорить в суде со ссылками на нарушение прав человека, конкурентных норм, норм трудового права.

Основанием для возложения на саморегулируемые организации частноправовой ответственности может служить злоупотребление ими своими правами. Причем истцами могут быть не только члены таких организаций, но в некоторых случаях и третьи лица (например, если речь идет о регуляторах, преобладающих в каких-либо областях).

Дисциплинарные меры внутри свободных профессий тоже охватываются частным правом. Решения саморегулируемых организаций о возложении таких санкций могут быть оспорены в суде. 2010.03.008. РОДРИГЕС С. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ КАК СТРАТЕГИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ В ИТАЛЬЯНСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ.

RODRIQUEZ S. Self-regulation as a regulatory strategy: The Italian legal framework // Utrecht law rev. - Utrecht, 2007. - Vol. 3, N 2. -

P. 140-156. - Mode of access: http://www.utrechtlawreview.org/ publish/articles/000049/article.pdf

Многие формы саморегулирования предусматривают роль государства либо как инициатора, либо как участника регулирования, либо как гаранта прав граждан. Соответственно, может варьироваться и роль саморегулируемых организаций (СРО): от вовлечения их в нормотворческий процесс (в разработку профессиональных кодексов) до делегирования им исполнительных полномочий при сохранения нормотворческой функции в руках публичной власти. Иногда государство прямо предписывает СРО разрабатывать нормы саморегулирования, но в большинстве случаев они занимаются этим сами, чтобы только избежать государственного вмешательства. Саморегулирование может заменять законодательное регулирование либо дополнять его.

В первой части статьи автор рассматривает конституционно-правовые аспекты саморегулирования в Италии. Конституция 1948 г. прямо не предусматривает механизм саморегулирования, но в ней есть нормы, имеющие косвенное к нему отношение. Например, свобода ассоциаций и положение о том, что права гарантируются не только физическим лицам, но и социальным группам.

В итальянской правовой литературе, отмечает автор, редко уделяется внимание механизмам саморегулирования в общем и целом; как правило, рассматривается саморегулирование в отдельных сферах деятельности. Саморегулирование в сфере рекламы. Саморегулирование в этой сфере осуществляется как контроль коммерческого поведения через установление обязательных правил, зачастую имплементированных из директив ЕС, а затем получающих юридическую силу в результате вмешательства государственных органов. Субъектами саморегулирования являются две некоммерческие организации, созданные коммерческими организациями: Контрольный комитет, занимающийся обнаружением и расследованием нарушений, и Коллегия, рассматривающая дела о нарушениях Рекламного кодекса. Обжалование решений Коллегии не предусмотрено.

Саморегулирование и трудовое право. Конституция Италии провозглашает свободу создания профсоюзов. Профсоюзам не требуется никакого государственного признания, и они могут создаваться в любой форме. Единственное предъявляемое к ним консти-

туционное требование - чтобы их уставы и внутренние документы строились на демократических принципах. Конституция также закрепляет право на забастовку, которое может быть осуществлено в пределах, установленных законодательством. Однако единственный закон в этой области - Закон от 12 июня 1990 г. № 146 с дополнениями 2000 г., который регулирует забастовки в сфере оказания существенных для общества услуг. Комплексная процедура, установленная этим законом для того, чтобы во время забастовки обеспечить минимальный уровень предоставления услуг, опирается на различные правовые источники, в том числе - на профессиональные кодексы, в одностороннем порядке принимаемые профсоюзами; коллективные соглашения; регламенты и инструкции, принимаемые работодателями.

Финансовый сектор. В саморегулировании банковского сектора важную роль играет Итальянская банковская ассоциация -некоммерческая организация с добровольным членством, целью которой является представительство и защита интересов своих членов (банков и финансовых посредников). Ассоциация разрабатывает кодексы поведения и способствует присоединению к ним своих участников (например, Кодекс поведения для банковского и финансового сектора; хотя ряд его положений дублируют законодательство, в нем сформулированы и некоторые не нашедшие закрепления в административном праве принципы в отношении обязательства предоставить кредит, наилучших финансовых условий, доступности услуг).

В финансовом секторе действуют также Межбанковское соглашение 1993 г. и регламент Ассоциации, предусматривающий учреждение банковского омбудсмена - коллегиального органа для разрешения споров, вытекающих из банковских и финансовых сделок на сумму до 10 тыс. евро. Для банков и финансовых посредников решения омбудсмена обязательны, а клиенты могут обжаловать их в государственные суды.

Спорт. Итальянский законодатель делегировал функцию по организации, поощрению и регулированию деятельности в области спорта публичной СРО - Национальному олимпийскому комитету, который подконтролен правительству. Только он уполномочен отбирать команды и игроков для участия в Олимпийских играх. В свою очередь, ряд функций комитет делегирует национальным

спортивным федерациям. Федерации являются организациями частного права, их деятельность регулируется гражданским законодательством. Однако под строгим контролем Комитета они выполняют и некоторые функции публично-правового характера: контроль физического состояния спортсменов, контроль и надзор за национальными спортивными компаниями, социальное страхование и социальная защита спортсменов, предупреждение и преследование применения допинга

В заключение автор отмечает, что в настоящее время в Италии парламент уже не является монополистом в сфере нормотворчества, но нормотворческая функция делегируется в рамках, которые как раз определяются законодательством. У саморегулирования большое будущее, и этот феномен, несомненно, будет все чаще становиться объектом правовых исследований.

Е.Г. Афанасьева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.