Научная статья на тему '2010. 03. 004. Лион Д. , Глюксманн М. Сравнение моделей ухода за пожилыми людьми в разных странах Европы. Lyon D. , Glucksmann M. comparative configurations of care work across Europe // Sociology. - L. , 2008. - Vol. 42, n 1. - p. 101-118'

2010. 03. 004. Лион Д. , Глюксманн М. Сравнение моделей ухода за пожилыми людьми в разных странах Европы. Lyon D. , Glucksmann M. comparative configurations of care work across Europe // Sociology. - L. , 2008. - Vol. 42, n 1. - p. 101-118 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТАРЕЛЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Евсеева Я. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 03. 004. Лион Д. , Глюксманн М. Сравнение моделей ухода за пожилыми людьми в разных странах Европы. Lyon D. , Glucksmann M. comparative configurations of care work across Europe // Sociology. - L. , 2008. - Vol. 42, n 1. - p. 101-118»

действия между работником и потребителем его труда во время «телесной работы», в то время как интерес к более широкой панораме трудовой жизни неизбежно усложняет выявление телесных аспектов работы. В связи с этим она подчеркивает плодотворность влияния феминистского социального мышления на понятийный аппарат социологии труда.

Говоря об экономическом значении предлагаемого ею понятия «телесной работы», автор замечает, что такая теоретическая локализация особенностей трудовых отношений дает возможность рассматривать динамику расширения сферы профессий, связанных с сервисом (например, занятости в салонах нейл-дизайна), в рамках более широких процессов и тенденций развития трудового рынка, трудовой миграции и других экономических тенденций. Чтобы оценить содержательный ресурс этого понятия при анализе текущих процессов в сфере занятости, нужны дальнейшие эмпирические исследования, в том числе интеллектуальные биографии социологов, как способ осмыслить роль тела и телесного контекста в профессиональной жизни.

М.Е. Соколова

2010.03.004. ЛИОН Д., ГЛЮКСМАНН М. СРАВНЕНИЕ МОДЕЛЕЙ УХОДА ЗА ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ ЕВРОПЫ.

LYON D., GLUCKSMANN M. Comparative configurations of care work across Europe // Sociology. - L., 2008. - Vol. 42, N 1. - P. 101118.

В реферируемой статье, написанной Дон Лион (Университет Кента, Великобритания) и Мириам Глюксманн (Университет Эссекса, Великобритания), рассматриваются теоретические аспекты такого рода деятельности, как уход за пожилыми людьми (elder care). Свое исследование Д. Лион и М. Глюксманн проводят на материале четырех стран, в которых, на их взгляд, представлены превалирующие модели осуществления данной деятельности в Европе. Это Италия, Нидерланды, Швеция и Великобритания. Авторы обращают внимание читателей на сложность и неоднозначность складывающейся картины: уход вообще и уход за пожилыми в частности осуществляется самыми разными социальными институтами - и государственными, и частными структурами, и семьей, и

общественными организациями; он может быть как оплачиваемым, так и неоплачиваемым. При этом авторы подчеркивают, что профессиональная работа не всегда тождественна оплачиваемой, а добровольная - безвозмездной. Как демонстрирует настоящее исследование, возможны различные комбинации. В связи с этим новизну своего исследования Д. Лион и М. Глюксманн видят именно в том, что им удалось отразить все основные виды отношений в сфере ухода за пожилыми людьми и тем самым наиболее полно представить структуру данной деятельности в Европе. В частности, сравнивая результаты своего исследования с наиболее известной теорией государства всеобщего благосостояния, принадлежащей датскому социологу Г. Эспингу-Андерсену1, авторы отмечают, что в указанной теории проводится четкое разделение между государственным сектором, рынком и домашним хозяйством - а это, на взгляд Д. Лион и М. Глюксманн, не соответствует действительности. Кроме того, Г. Эспинг-Андерсен не рассматривает общественную (добровольческую) деятельность и труд мигрантов - два фактора, которые представляются авторам существенными.

Эмпирической основой настоящего исследования послужили материалы 31 экспертных интервью, которые авторы в 2005-2006 гг. провели с ключевыми фигурами сферы ухода - разработчиками социальной политики, учеными, представителями местной администрации и сотрудниками общественных организаций. В итоге проведенного исследования Д. Лион и М. Глюксманн получили следующие результаты.

Италия. Отличительная особенность итальянской ситуации -слабость государства всеобщего благосостояния при широком распространении неформальной экономики. Социальная поддержка распределяется неравномерно между различными категориями населения - наибольшими привилегиями пользуются занятые оплачиваемым трудом. В целом доминирует подход, который авторы, вслед за З. Ляйтнер, называют «выраженной семейственностью» («explicit familialism»)2. Уход за нуждающимися в нем родственни-

1 Esping-Andersen G. The three worlds of welfare capitalism. - Cambridge: Polity, 1990.

2

Leitner S. Varieties of familialism: The caring function of the family in comparative perspective // European societies. - Abingdon, 2003. - Vol. 5, N 4. - P. 353375.

ками считается внутрисемейным делом. В связи с этим, а также в силу высокой стоимости проживания дома для престарелых не пользуются популярностью. К ним прибегают только в крайнем случае. Проживание пожилого человека отдельно от семьи - в какой бы то ни было форме - не наделяется позитивными смыслами, как это имеет место в ряде других стран; оно ассоциируется с одиночеством, а не с независимостью.

Уход за пожилыми людьми осуществляется главным образом непрофессионалами, из которых минимум 80% составляют женщины. При этом многие женщины 25-49 лет, заботящиеся о нуждающихся в уходе родственниках, уже не способны совмещать этот труд с какой-либо оплачиваемой занятостью.

Неформальный характер сферы ухода способствует проникновению в нее нелегальной рабочей силы, прежде всего из числа мигрантов, в том числе находящихся в стране незаконно. По данным исследования, проведенного в г. Модене в 2005 г., более 1/4 местных одиноких пожилых людей для помощи по хозяйству и других услуг нанимали мигрантов без заключения с ними трудового договора1. Государство оказывает поддержку малообеспеченным пожилым гражданам - в дополнение к пенсиям по возрасту и пособиям по инвалидности. Тем не менее многие пожилые люди отдают предпочтение именно дешевому труду мигрантов. Что касается коммерческих компаний, то их услуги рассчитаны на наиболее обеспеченных людей, и в целом этот сегмент рынка находится пока в зачаточном состоянии.

Свою роль в рассматриваемой сфере играет и католическая церковь. С одной стороны, под эгидой церкви действуют многие волонтерские организации, которые также предоставляют услуги по уходу за пожилыми людьми. С другой стороны, значительное число мигрантов, прибывая в страну, первые знакомства завязывает именно в церковной среде. Через церковь они часто находят и работу в сфере ухода.

Нидерланды. В послевоенный период голландская социальная сфера, чьи программы поддержки покрывали практически все население страны, была одной из самых развитых в мире. Тем не

1 Gender analysis and long term care assistance project. - Brussels: European Commission, 2005. - P. 1: Country reports. - P. 96.

менее в последние годы, с сужением круга претендентов на получение помощи, область действия государства всеобщего благосостояния несколько сократилась.

В качестве наследия эпохи пилларизации (pillarization, ни-дерл. verzuiling), когда в стране существовали параллельные структуры во многих общественных сферах (от профсоюзных организаций до лечебных учреждений и от школ и университетов до средств массовой информации), в современной Голландии в сфере ухода действуют два вида организаций - католические и протестантские.

В 1970-1980-е годы появилась своего рода мода на дома для престарелых. Сейчас, однако, в обществе господствуют идеи независимости и самостоятельного существования, так что показатели институционализации пожилых людей в соответствующие учреждения достигли средних по Европе.

Основной уход за пожилыми людьми осуществляют члены семьи, также чаще всего женщины - жены и дочери. По данным на 2004 г., из 16-миллионного населения страны более двух миллионов человек ухаживали за кем-то из своих родственников. В случае необходимости семьи прибегают к помощи профессионалов - медсестер и врачей.

Государство финансирует деятельность общественных организаций, осуществляющих так называемый «промежуточный уход» («intermediate care»). В это понятие входит реабилитация после госпитализации, физиотерапия, речевая терапия и пр. Большинство сотрудников этих организаций - добровольцы, в результате в данном случае трудно провести грань между государственным сектором и общественной сферой. Также государство может непосредственно платить людям, которые в качестве основного занятия ухаживают за тем или иным членом своей семьи. Наконец, государство финансирует деятельность по уходу, получившую в английском языке название «respite care» (от англ. respite - передышка), т.е. уход, который в течение некоторого ограниченного времени осуществляет другой человек - другой родственник, друг или медицинский работник, - чтобы тот, кто занимается этим обычно, мог отдохнуть от своего непростого труда. Самим пожилым людям государство оказывает материальную поддержку в том случае, если они одиноки и испытывают финансовые затруднения.

Частные компании в сфере ухода представлены крайне ограниченно и существенно не влияют на ее состояние в целом, хотя в последнее время в обществе утверждается идея, что коммерческие фирмы могут составить добровольческим организациям достойную конкуренцию, что будет способствовать повышению качества оказываемых услуг.

Швеция. Шведская система социального обеспечения в свое время рассматривалась ее создателями как механизм общественного обновления. Будучи основанной на принципах равенства и солидарности, она защищает граждан от потери дохода и обеспечивает уход тем членам общества, которые в нем нуждаются. Ее появление стало возможным благодаря хорошо организованной государственной системе в сочетании с сильными социалистическими традициями и принципиальным неприятием благотворительности. В отличие от многих других европейских стран, в Швеции единицей социальной поддержки выступает не семья и не супружеская пара, а индивид. Государство и индивида связывает своего рода контракт, в соответствии с которым тот платит высокие налоги и взамен получает право на социальную защиту.

Государственная поддержка в заботе о детях и уходе за пожилыми родственниками позволяет женщинам сочетать семейные обязанности и работу. В чем проявляется «женское» лицо ухода, так это в том, что большинство профессионалов в данной сфере (сиделки, младший и средний медицинский персонал и пр.), как и раньше, составляют женщины.

Высокий уровень жизни в стране позволяет одиноким пожилым людям, а также пожилым супружеским парам жить отдельно от детей и других родственников. Как и в других европейских государствах, в Швеции с начала 1990-х годов наблюдается уменьшение количества пожилых людей, находящихся в домах для престарелых.

Швеция известна своими несемейными традициями организации ухода за пожилыми людьми. Не семья, а государство является тем институтом, который - посредством налогов, сборов и дотаций -финансирует уход и нанимает тех, кто будет его обеспечивать. В соответствии с последними тенденциями, социальная помощь оказывается прежде всего тем, у кого нет иных средств к существованию: ожидается, что остальные воспользуются помощью семьи

либо оплатят необходимые услуги сами. Тем не менее по сравнению с другими европейскими странами уровень социальной поддержки населения в Швеции остается по-прежнему высоким.

Изначально ставка на родственников как на людей, которые будут осуществлять уход, вообще не делалась. Но с конца 1970 -начала 1980-х годов уже невозможно было игнорировать тот факт, что многие ухаживают за своими родными, даже несмотря на то, что вовсе не обязаны этого делать в силу принятой в стране социальной модели. Государство начало платить людям за осуществление неформального, семейного ухода. Однако это достаточно затратная практика, и сейчас от нее постепенно отказываются.

До 1990-х годов в шведском обществе господствовало настороженное отношение к коммерческим фирмам в сфере ухода. Тем не менее со временем ситуация менялась, и государство начало проводить среди них тендеры на оказание тех или иных услуг. К 2001 г. уже 12% постояльцев домов для престарелых и 8% пожилых людей, проживающих в своих собственных домах, пользовались услугами этих компаний1. Чаще всего это небольшие фирмы, специализирующиеся скорее на помощи по хозяйству, нежели на более интимном уходе. Имеет место в рассматриваемой сфере и увеличение числа мигрантов, в частности из Польши и Эстонии. Однако как в литературе, так и в официальных документах к этому факту пока предпочитают не привлекать внимания, поскольку данная тенденция входит в достаточно серьезное противоречие с устоями шведского общества.

При такой выраженной государственной составляющей в осуществлении ухода, как это имеет место в Швеции, неудивительно, что деятельность общественных организаций достаточно ограничена. Добровольческие организации, в основном, проводят профессиональные и психологические тренинги для людей, занимающихся уходом за родственниками, а также оказывают пожилым людям разного рода дополнительные услуги - например, заботятся об их домашних животных.

Великобритания. Отсчет британской социальной сферы авторы ведут с реформы закона о бедных (Poor Law) 1834 г., в рамках

1 Blomqvist P. The choice revolution: Privatization of Swedish welfare services in the 1990s // Social policy & administration. - Oxford, 2004. - Vol. 38, N 2. - P. 149.

которой государство стремилось взять под контроль так называемых «не заслуживающих пособия бедных» («undeserving poor»), которые, как считалось, могли работать и обеспечивать свое существование, однако не делали этого. Помощь теперь они могли получить только в работных домах. Их отличали от «заслуживающих пособия бедных» - слишком старых, юных или больных, чтобы работать. Последним, по традиции, помогали добровольческие организации. В 1940-х годах многие из этих организаций были поглощены вновь формирующимся государством всеобщего благосостояния.

Важной чертой британской социальной сферы является то, что она никогда не носила универсального характера. Забота о пожилых, за исключением обитателей домов для престарелых, всегда считалась обязанностью семьи. С конца 1980-х годов обозначилось четкое разделение между поставщиками и покупателями услуг в сфере ухода. Основными поставщиками стали частные фирмы. Государство же, в лице местных органов власти, заключает контракты с коммерческими компаниями на предоставление тех или иных услуг.

Пожилые остаются одной из беднейших страт британского общества. Тем не менее в последнее время был реализован ряд программ по улучшению жилищных условий в их домах, так что одинокое проживание стало для многих из них более комфортным. В стране широко распространена неполная занятость, прежде всего среди женщин, что во многом связано с необходимостью заботиться о нуждающихся членах семьи. Те же, кто в связи с объемом выполняемой работы неспособен совмещать уход с оплачиваемой занятостью, получают материальную компенсацию, вплоть до прямой оплаты труда. Однако при таком подходе в поле зрения не попадают люди пенсионного возраста, которых немало среди тех, кто занят уходом за родственниками.

Большинство профессионалов в рассматриваемой сфере - это чернокожие либо представители иных этнических меньшинств, причем как британцы, так и мигранты. В последние годы Британия стала одним из «крупнейших в мире импортеров профессионалов в области ухода»1. Порядка 2/3 этих работников трудятся в частных фирмах.

1 Wanless D. Securing good care for older people: Taking a long-term view. -L.: Kings Fund, 2006. - P. 131.

Общественная сфера представлена различными организациями - от профессиональных, оказывающих самые разные услуги, до местных групп взаимопомощи. Работа в этих организациях может быть как оплачиваемой, так и неоплачиваемой. Некоторые профессионалы (например, повара, водители, координаторы) за одну и ту же работу в одних организациях будут получать плату, в других - нет.

Подводя итог проведенному анализу, авторы отмечают, что в четырех странах, которые попали в фокус данного исследования, по-разному организована деятельность по уходу за пожилыми людьми, неодинакова и роль четырех основных акторов - семьи, государства, коммерческих структур и общественных организаций. Есть, однако, и общие черты. Например, тот факт, что и семейный, и профессиональный уход осуществляется преимущественно женщинами, в связи с чем данная сфера остается одной из тех, где ген-дерные роли до сих пор четко определены. Также нельзя игнорировать и растущее значение труда мигрантов, пока наиболее очевидное в Италии и Великобритании.

В заключение авторы указывают на взаимосвязь, которая существует между различными формами ухода за пожилыми людьми в данных европейских странах. В Нидерландах, например, добровольцы трудятся в составе общественных организаций и не получают платы за свой труд, однако деятельность организаций, чьими сотрудниками они являются, финансируются государством. В Италии же мигранты официально не входят в состав рабочей силы и осуществляют неформальный уход, как если бы они были членами семьи - тем не менее их услуги оплачиваются. Авторы обращают внимание на сложный характер современных трудовых отношений, в частности в Европе. Так, прямую оплату труда родственников по уходу, наблюдаемую в Нидерландах и Великобритании, можно интерпретировать как коммодификацию ухода, в то время как сокращение объемов выплат в Швеции, в результате чего ответственность по уходу за родными постепенно перекладывается на плечи семьи, - как его декоммодификацию. Но эти процессы, подчеркивают авторы, не следует понимать упрощенно, в том числе так, как они в свое время понимались в рамках упоминавшейся выше теории государства всеобщего благосостояния Г. Эспинга-Андерсена - теории, уже ставшей классической, но всегда подвер-

гавшейся критике, в том числе по причине своей упрощенности, и, как бы то ни было, не вполне отражающей нынешнее состояние рассматриваемой области. Со своей стороны, комплексный подход, который Д. Лион и М. Глюксманн применяют в рамках настоящего исследования, они считают возможным распространить и на другие области трудовых отношений, что, по их мнению, должно способствовать лучшему пониманию современных трансформаций труда.

Я. В. Евсеева

2010.03.005. ЛЕНЬЯРО А. ТРУД, ВЗЫСКАНИЕ И СВОБОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО СУБЪЕКТОВ.

LEGNARO A. Arbeit, Strafe und der Freiraum der Subjekte // Berliner J. für Soziologie. - Wiesbaden, 2008. - Bd. 18, H. 1. - S. 52-72.

Реферируемая статья выполнена в рамках проекта «Управление при отсутствии гарантий: Общественный режим контроля труда», поддержанного Немецким научно-исследовательским объединением (DFG) и реализованного в Гамбургском институте изучения социальной защиты и страхования. Социолог Альдо Леньяро (ФРГ) отталкивается от того, что в течение последних двух десятилетий изменился не только характер труда, но и суждения о нем. Субъек-тивация и самоменеджмент становятся все более востребованными формами оптимизации труда. Соответственно меняются и нарративные значения труда. Акцент делается на выявлении мотивов трудовой активности, на рациональном использовании гибкой комбинации физических, психологических и интеллектуальных состояний1.

Самоменеджмент (или персональный менеджмент, существующий наряду с кадровым) представляет собой область деятельности феноменологического плана, имеющую дело с динамикой человеческих отношений. На всех его ступенях необходимы и коммуникация, и обмен информацией. Поэтому не случайно в поле зрения автора попал исторически и культурно обоснованный нар-ратив о труде, т.е. его вербальное изложение, обладающее «внутренней бесконечностью». Представление о труде как наказании было заложено еще ветхозаветным мифом об «изгнании из рая». Классическая экономика закрепила эту связь в категории «бремя

1 См., например, концепцию предпринимательского «Я»: Bröckling U. Das unternehmerische Selbst: Soziologie einer Subjektivierungsform. - Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.