ставление о промышленной политике и перспективах инновационного процесса в этих странах.
И.Г. Минервин
2010.02.046. ХАТАКЕНАКА С. РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ.
HATAKENAKA S. Higher education in innovation and economic development: Changing paradigms // Internat. higher education. -Boston, 2009. N 56. - P. 2-5.
За последние несколько десятилетий, отмечает автор, сотрудник Всемирного банка, существенно изменились подходы политиков к системе высшего образования. Многие страны рассматривают высшее образование как важный фактор экономического развития. Региональные власти в некоторых странах, в частности в Великобритании - власти Англии и Шотландии, создали специальную систему государственного финансирования высшей школы с учетом вклада университетов в экономическое развитие, научные исследования и культурно-просветительскую деятельность в регионе. В то же время совершенно очевидно, что разные университеты по-разному реализуют свой вклад в развитие региональной экономики в зависимости от их собственного потенциала и промышленного потенциала самого региона.
Сегодня вклад университетов в научно-техническое развитие может оцениваться по размерам дохода, получаемого вузом от продажи лицензий. Как показывает опыт США, как правило, наибольший доход от патентной и лицензионной деятельности имеют университеты с развитой научно-исследовательской базой, создавшие специальные подразделения, которые занимаются трансфертом технологий в производство (Technology Transfer Offices), и привлекшие к этой работе достаточное количество профессионалов. В целом за период с 2000 по 2005 г. суммы, полученные университетами от продажи патентов, возросли с 1 млрд. долл. до 1,6 млрд. В то же время количество самих патентов, выросшее с 1995 по 2003 г. с 1550 до 3450, сократилось в 2005 г. до 2944.
В европейских странах количество патентов за период с 2004 по 2007 г. возросло на 24%, а доход от лицензий за тот же период вырос на 12%. В Японии с 2003 по 2007 г. число патентов, принад-
лежащих университетам, увеличилось на 80% - с 2313 до 4225, а доходы от лицензий - на 40%. После вступления Китая в ВТО в 1985 г. китайские университеты и научно-исследовательские институты активно включились в патентование своих разработок. В 2005 г. около 40% национальных патентов на прикладные исследования в Китае приходилось на государственные научно-исследовательские организации, из них 2/3 - на университеты.
В последние годы университеты активно создают коммерческие компании, занимающиеся внедрением университетских разработок (spin-offs). Всего с начала этого процесса в США было создано 3388 университетских компаний по передаче технологий. В 2007 г. таких компаний в стране насчитывалось 555, а в 2000 г. их было 454. В Европе, по данным ОЭСР, в период с 2004 по 2007 г. количество компаний, создаваемых университетами, возрастало на 10% ежегодно. При этом европейские университеты были более эффективными, чем американские, если оценивать результаты их деятельности по дополнительным доходам в расчете на один доллар инвестиций в научные исследования. В Японии общее количество созданных университетами за шесть последних лет компаний утроилось и достигло 1773. Однако численность компаний не столько отражает их коммерческий успех, сколько вклад в создание новых рабочих мест.
В Китае университеты создают предприятия с концов 1980-х годов, причем некоторые из этих предприятий настолько успешны, что их акции котируются на бирже. Сегодня в стране насчитывается 40 таких предприятий. Эти компании несколько отличаются от классических компаний spin-offs, поскольку они управляются непосредственно университетами и их деятельность базируется на адаптации уже существующих технологий, а не на промышленном использовании научных открытий.
В последние годы увеличивается доля университетских исследований, финансируемых промышленностью. В странах ОЭСР этот показатель вырос с 3% в 1980 г. до 6% в начале 2000-х годов. Наиболее быстро этот показатель увеличивался в Южной Корее и Китае, где доля государственного финансирования научных исследований, проводимых в университетах, не велика. В большинстве развивающихся стран мира доля частного финансирования акаде-
мических исследований невелика из-за слабого развития промышленности.
Университеты ведут активную консультационную деятельность, но оценить ее размеры трудно, так как ученые по большей части дают консультации частным образом. Как показали опросы профессоров Массачусетского технологического института (США), консультирование рассматривается исследователями как важнейший канал передачи знаний и инноваций, в то время как патенты и лицензии - как наименее важный канал. В Великобритании за последние шесть лет объем консультационной работы университетов в денежном выражении удвоился. На такую деятельность приходилось 37% всех средств, которые получили вузы от научно-исследовательской деятельности, проводившейся по контракту.
Высококвалифицированные выпускники вузов являются ключевым фактором успешного экономического развития страны. В Индии и Китае готовится огромное количество инженеров и исследователей в ответ на растущий спрос на этих специалистов на рынке труда. В Ирландии и Финляндии и ряде других стран были созданы и активно развиваются профессиональные высшие учебные заведения как ответ на запрос промышленности.
Еще одна форма приближения высшего образования к потребностям производства - прохождение студентами производственной практики (стажировки) на конкретных предприятиях. Соответствующая программа практики в канадском Университете Ватерлоо, например, имеет три важные функции: она помогает работодателям найти подходящих им выпускников; студенты, работая на предприятиях, передают свои знания и умения, полученные в университете; налаживается процесс трансферта знаний из университетов местным фирмам. Производственная практика на предприятиях характерна не только для университетов промышленно развитых стран, ее используют и в развивающихся странах. Так, в Боливии академическое сообщество считает производственную практику одним из самых существенных вкладов университетов в развитие национальной промышленности.
В последние годы в большинстве стран мира актуальной стала проблема развития предпринимательства как основы экономического развития. Ответом университетов на этот запрос общества стал переход от изолированных курсов предпринимательства к
комплексным практическим программам подготовки предпринимателей и развитию предпринимательства. Например, исследование, проведенное в 66 университетах в странах Африки к югу от Сахары, показало, что 80% из них предлагают специальные курсы по проблемам предпринимательства, а в четырех созданы специальные центры развития предпринимательства. Исследования показывают наличие в большинстве стран мира положительной взаимосвязи между подготовкой предпринимательских кадров и развитием предпринимательства (поведением предпринимателей, их активностью и планами). В то же время в различных странах доля лиц (в возрастной группе от 18 до 64 лет), получающих специальное предпринимательское образование в университетах и колледжах, колеблется от 1% в Турции и 4% в Южной Корее до 13% в Чили, 16% в Финляндии и 20% в Колумбии.
Многие университеты создают специальные программы по повышению квалификации для работающих специалистов. В частности, в Великобритании 62% средств, полученных университетами от контрактов на научные исследования, поступили от контрактов, заключенных с фирмами и корпорациями с целью переподготовки и повышения квалификации кадров.
Университеты могут также косвенно воздействовать на экономическое развитие окружающего местного сообщества, создавая соответствующую культурную и интеллектуальную среду. Например, университет штата Пенсильвания (США) рассматривает развитие местного сообщества как часть своей стратегической миссии и предпринимает для этого разнообразные инициативы. Среди них: планы экономического развития региона в сотрудничестве с местными компаниями, поддержка местных учебных заведений, проекты студентов по развитию бизнеса.
До последнего времени вклад университетов в экономическое и инновационное развитие общества не был в полной мере оценен. Местные сообщества пока не могут определить свое отношение к этой проблеме, в то время как сами университеты пока склонны переоценивать свою роль в этом процессе. В связи с этим необходимым представляется дальнейшее обсуждение данной темы и исследование возможных направлений деятельности университетов и определению их роли в развитии экономики.
И.Г. Животовская