Научная статья на тему '2010. 02. 023. Эпштейн А. Д. Израильтяне и палестинцы: от конфронтации - к переговорам и обратно / Ин-т Ближнего Востока; ассоциация «Гишрей Тарбут». - Иерусалим: Гешарим; М. : мосты культуры, 2009. - 192 с'

2010. 02. 023. Эпштейн А. Д. Израильтяне и палестинцы: от конфронтации - к переговорам и обратно / Ин-т Ближнего Востока; ассоциация «Гишрей Тарбут». - Иерусалим: Гешарим; М. : мосты культуры, 2009. - 192 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
266
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ / ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ / ПОПЫТКИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 02. 023. Эпштейн А. Д. Израильтяне и палестинцы: от конфронтации - к переговорам и обратно / Ин-т Ближнего Востока; ассоциация «Гишрей Тарбут». - Иерусалим: Гешарим; М. : мосты культуры, 2009. - 192 с»

2010.02.023. ЭПШТЕЙН АД. ИЗРАИЛЬТЯНЕ И ПАЛЕСТИНЦЫ: ОТ КОНФРОНТАЦИИ - К ПЕРЕГОВОРАМ И ОБРАТНО / Ин-т Ближнего Востока; Ассоциация «Гишрей Тарбут». - Иерусалим: Гешарим; М.: Мосты культуры, 2009. - 192 с.

Ключевые слова: палестино-израильский конфликт, дипломатические переговоры, попытки урегулирования.

В книге известного израильского историка и политолога д-ра А.Д. Эпштейна рассматриваются переговоры израильских и палестинских лидеров в 1990-2000-е годы - от контактов, предшествовавших Соглашению Осло, до наших дней. Книга, написанная на основе не публиковавшихся в большинстве своем на русском языке источников и современной литературы, состоит из предисловия президента Института Ближнего Востока, предисловия автора, десяти глав и примечаний. За предисловием автора приведен перечень основных вех палестино-израильского конфликта и дипломатических попыток его урегулирования (1948-2009 гг.).

В первой главе доказывается необходимость изменений палестино-израильского переговорного процесса. Автор отмечает, что «палестино-израильский конфликт представляет собой противостояние "больше чем государств" с двумя "меньше чем государствами", причем каждый пятый гражданин первого с национальной, языковой, культурной и, как правило, конфессиональной точек зрения является частью некоей арабо-мусульманской палестинской общности, к которой принадлежат и жители обоих "меньше чем государств"» (с. 25). Поэтому палестино-израильский конфликт является не межгосударственным, как это представляется в историографии, а межобщинным. Мирные переговоры в ближневосточном регионе и деятельность комиссии во главе с Дж. Митчеллом не привели к прорыву в процессе мирного урегулирования. Историческая преемственность, выразившаяся в ряде

арабо-израильских соглашений, требует пересмотра основополагающих предпосылок переговорного процесса, «а также всего наследия миротворческого процесса в рамках арабо-израильского конфликта...» (с. 23).

Вторая глава содержит краткий исторический экскурс палестинской проблемы. Автор начинает свое повествование с решения Генеральной Ассамблеи ООН 1947 г. о разделе Палестины / Эрец-Исраэль на два государства для двух соперничавших национальных общин - евреев и арабов. Далее рассматриваются арабо-израильские отношения с описанием общинных конфликтов и войн с участием нескольких государств. Глава заканчивается рассмотрением Кемп-Дэвидского саммита 2000 г., в котором принимали участие премьер-министр Израиля Э. Барак, премьер-министр Палестинской автономии Я. Арафат и президент США Б. Клинтон. По мнению автора, он «был проведен неудачно и не вовремя» (с. 45). США не справились с теми функциями гаранта предполагаемого мирного соглашения, защитника мирного процесса и стратегического союзника Израиля, которые они на себя взяли.

В третьей главе анализируются переговоры о промежуточном урегулировании палестино-израильских отношений, процесс Осло, «основной идеей которого был принцип поэтапного промежуточного урегулирования, которое должно было сопровождаться созданием атмосферы взаимного доверия, призванной подготовить стороны к ведению конструктивных переговоров об окончательном разрешении конфликта» (с. 46). Данный процесс начался с секретных встреч между представителями Израиля и Палестины. Изначально их позиции казались непримиримыми: палестинцы требовали только государственности, а израильтяне предлагали ограничиться автономией. Несмотря на достижение некоторых договоренностей (напр., Соглашение Бейлина - Абу Мазена, 1995), переговорный процесс в Осло завершился в 2000-2001 гг. провалом саммита в Кемп-Дэвиде (июль 2000), началом второй интифады (сентябрь 2000) и провалом переговоров в Табе (январь 2001).

В четвертой главе рассматриваются переговоры об окончательном урегулировании и их провал (Кемп-Дэвид и Таба, 20002001 гг.). История переговоров в Кемп-Дэвиде, по мнению Эп-штейна, такова: Израиль был готов пойти на компромиссы, чтобы достичь прочного соглашения, а палестинские лидеры не внесли

никаких встречных предложений и сорвали переговоры. Более того, спустя два месяца после окончания саммита палестинцы решили развязать против Израиля террористическую войну.

Переговоры в Табе были «шагами в верном направлении», но нерешенные проблемы по-прежнему существовали, например вопрос о палестинских беженцах. Четыре года переговоров, которые завершились 27 января 2001 г., создали ложное ощущение, что палестинские проблемы всегда будут находиться в центре внимания властей США. Но уже Дж. Буш-младший не счел нужным вмешиваться в дела своего израильского союзника, и премьер-министр Израиля А. Шарон так и не решился начать новый раунд переговоров с палестинцами.

В пятой главе представлена палитра отношений в арабском мире к Израилю в 1990-х годах. Дискуссия арабской интеллигенции об Израиле отличалась разбросом мнений. Различалось как отношение ее участников к Израилю, так и трактование самого Израиля, который уже перестали считать монолитным образованием из-за разногласий между Партией труда и блоком «Ликуд» и их отношения к арабам. Переговоры с Израилем вызвали разочарование у арабов, которое выразилось в том, что «установление мира не принесло долгожданных плодов в виде "дождя" иностранных инвестиций и резкого роста темпов экономического развития в целом» (с. 105).

В шестой главе анализируется переход от мирных переговоров к новому витку эскалации (вторая интифада, 2000-2005 гг.). Палестинское руководство считало, что основной причиной второй интифады была оккупация ее территорий. В качестве скрытых причин назывались удвоение числа поселенцев, ограничение свободы палестинцев посредством контрольно-пропускных пунктов и строительства объездных дорог, конфискация палестинских земель и снос домов палестинцев, отказ израильтян выполнить свои обязательства (уход с занятых территорий, освобождение заключенных и т.д.). Эскалация интифады была связана с политикой израильского премьер-министра А. Шарона, которая заключалась в постепенном «отходе от договоренностей, достигнутых в Осло, уничтожении самой инфраструктуры палестинской государственности, в результате чего Я. Арафат и его приближенные все меньше контролировали происходящее на территориях, формально нахо-

дившихся в их ведении» (с. 107-108). С самого начала интифады каждая из сторон обвиняла другую, и за первые пять лет XXI в. «израильтяне и палестинцы общими усилиями превратили ситуацию из сложной в едва ли не катастрофическую» (с. 116).

Седьмая глава посвящена роли военно-стратегических соображений в палестино-израильском переговорном процессе. Впервые акцент на стратегической важности достижения мира сделал Израиль в ходе процесса Осло. Израильская оборонная доктрина основывалась на том, что главной угрозой для Израиля является прорыв линии границы любой соседней страны с использованием сухопутных сил и военной авиации. Второй угрозой безопасности называлась террористическая угроза. К угрозам причислялись также военная опасность со стороны палестинского государства; угроза, связанная с последствиями реализации «права на возвращение»; израильские арабы; палестинское государство и исламский фундаментализм.

В главе восьмой представлены проблемы мира и безопасности в зеркале израильского общественного мнения. В начале XXI в. израильтян отличала пессимистичная оценка положения, в котором находится Государство Израиль. При этом оценка уровня личной безопасности человека оказалась выше, чем оценка положения государства. В то же время большинство еврейского населения было уверено, что Израиль «способен успешно справиться со всеми вызовами в сфере безопасности» (с. 135). Исключениями называют две угрозы прошлых лет - ядерную атаку и восстание израильских арабов в 2004 г., ядерную атаку и полномасштабную войну с арабскими странами в 2007 г.

В главе девятой прослеживается переход от конфликта к войне. После того как исламистская организация ХАМАС в 2006 г. победила на выборах в Законодательный совет Палестинской национальной автономии, не признав право Израиля на существование, проводить мирные переговоры стало практически невозможно. В секторе Газа более нет постоянного присутствия израильской армии, поэтому боевики ХАМАСа практически беспрепятственно обстреливают южные районы Израиля, а качество их ракет и минометных снарядов улучшается с каждым годом. Ответные операции Израиля перешли в военные действия. Однако они не принесли решения проблемы палестино-израильского конфликта. Так, опе-

рация «Литой свинец» уничтожила «лишь некий оперативный компонент инфраструктуры террора, практически не затронув остальные» (с. 159).

Глава десятая посвящена развитию палестино-израильских отношений с весны 2009 г. 31 марта 2009 г. приняло присягу тридцать второе правительство Израиля во главе с Б. Нетаньяху, которое вынуждено было решать проблему выработки новой палестинской политики. Раскол Палестинской национальной администрации на две части поставил перед Израилем проблему выбора адекватной внешней политики. Кроме того, сохранялась опасность военного переворота в Газе, а результаты израильской войсковой операции там были весьма противоречивы. Автор считает, что израильское правительство «изберет самый несложной путь - поддержание на Западном берегу существующего статус-кво» (с. 178).

О. В. Бабенко

Страны Европы

2010.02.024. ХЕННОК Э.П. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА БЛАГОСОСТОЯНИЯ В АНГЛИИ И ГЕРМАНИИ, 1850-1914 гг.: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. HENNOCK E.P. The origin of the welfare state in England and Germany, 1850-1914. - Cambridge: Cambridge univ. press, 2007. -380 p.

Ключевые слова: Англия, Германия, 1850-1914 гг., социальная политика, сравнительный анализ.

Монография профессора ун-та г. Ливерпуля посвящена сравнительному изучению возникновения государства всеобщего благосостояния в Англии и в Германии, ведущих промышленных стран Европы, в период с 1850 по 1914 г. Автор уделяет особое внимание различиям между британским и германским подходами к социальной политике. Так, в Германии преобладал принудительный подход, централизованный бюрократический контроль на государственном уровне и профессионализм; в Англии социальная политика основывалась на волюнтаризме, местной инициативе и носила скорее любительский характер. Тем не менее развитие современного промышленного капитализма в обеих странах ставило

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.