Научная статья на тему '2010.02.015. ЛАМУРУ С. ПЕРЕСМОТР СТАТЬИ 25 КОНСТИТУЦИИ ИЛИ УСТАНОВЛЕНИЕ НЕСОВМЕСТИМОСТИ, ЛИШЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ФОРМЫ. LAMOUROUX S. LA RéVISION DE L'ARTICLE 25 DE LA CONSTITUTION OU LA MISE EN PLACE D'UNE INCOMPATIBILITé à COQUILLE VIDE // REV. FRANçAISE DE DROIT CONSTITUTIONNEL. - P., 2009. - N 77. - P. 135-145'

2010.02.015. ЛАМУРУ С. ПЕРЕСМОТР СТАТЬИ 25 КОНСТИТУЦИИ ИЛИ УСТАНОВЛЕНИЕ НЕСОВМЕСТИМОСТИ, ЛИШЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ФОРМЫ. LAMOUROUX S. LA RéVISION DE L'ARTICLE 25 DE LA CONSTITUTION OU LA MISE EN PLACE D'UNE INCOMPATIBILITé à COQUILLE VIDE // REV. FRANçAISE DE DROIT CONSTITUTIONNEL. - P., 2009. - N 77. - P. 135-145 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО ФРАНЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010.02.015. ЛАМУРУ С. ПЕРЕСМОТР СТАТЬИ 25 КОНСТИТУЦИИ ИЛИ УСТАНОВЛЕНИЕ НЕСОВМЕСТИМОСТИ, ЛИШЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ФОРМЫ. LAMOUROUX S. LA RéVISION DE L'ARTICLE 25 DE LA CONSTITUTION OU LA MISE EN PLACE D'UNE INCOMPATIBILITé à COQUILLE VIDE // REV. FRANçAISE DE DROIT CONSTITUTIONNEL. - P., 2009. - N 77. - P. 135-145»

быть делегированы им. В результате конституционной реформы 2008 г. было введено полномочие парламента в отношении назначения ряда должностных лиц. В ст. 13 был добавлен абзац: «Органический закон устанавливает, кроме перечисленных в третьем абзаце, должности или функции, в отношении которых по основанию их важности для гарантированности прав и свобод или экономической и социальной жизни нации полномочие Президента Республики об их назначении реализуется после получения публичного заключения соответствующих постоянных комиссий каждой палаты парламента. Президент Республики не может производить какое-либо назначение, если негативное голосование составляет, по меньшей мере, три пятых поданных голосов в каждой из двух комиссий. Закон указывает компетентные постоянные комиссии, в которых рассматриваются вопросы о соответствующих должностях или функциях».

В заключение автор подчеркивает, что конституционная реформа не завершилась установлением гиперпрезидентализма в стране; более того, она привела к нивелированию и некоторому ограничению полномочий главы государства (с. 126).

В.В. Маклаков

2010.02.015. ЛАМУРУ С. ПЕРЕСМОТР СТАТЬИ 25 КОНСТИТУЦИИ ИЛИ УСТАНОВЛЕНИЕ НЕСОВМЕСТИМОСТИ, ЛИШЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ФОРМЫ.

LAMOUROUX S. La révision de l'article 25 de la Constitution ou la mise en place d'une incompatibilité à coquille vide // Rev. française de droit constitutionnel. - P., 2009. - N 77. - P. 135-145.

Статья доцента Университета Поля Сезанна в Марселе посвящена изучению редакции ст. 25 действующей Конституции Франции 1958 г., сильно измененной в результате конституционной реформы 23 июля 2008 г. Реформой был введен новый статус парламента, т.е. произошло восстановление его полномочий, был реформирован Высший совет магистратуры, поставлен вопрос о неконституционности актов, касающихся основных прав и свобод, и предложен способ контроля за их соответствием Основному закону, а также учрежден пост защитника прав. Эти реформы автор относит к основным (с. 135). Наравне с ними были проведены и иные заметные конституционные изменения, одно из которых -

пересмотр ст. 25 Конституции Франции. Новые нормы ст. 25 позволяют возвращаться в парламент ушедшим в отставку министрам, которые были назначены из его членов и в соответствии с принципом несовместимости должностей отказались от парламентского мандата; после ухода в правительство они замещались в парламентской палате своими заместителями, избранными вместе с депутатом или сенатором. Порядок применения новой редакции ст. 25 Конституции должен быть определен органическим законом.

Автор приводит новую редакцию ст. 25 Конституции1, которая вводит принцип временного, а не постоянного замещения парламентария, назначенного на министерский пост. Издание органического закона должно повлечь изменения ст. Ь.О. 176-1, Ь.О. 319 и Ь.О. 320 Избирательного кодекса. Тем не менее несовместимость министерской должности и парламентского мандата остается догмой учрежденного в 1958 г. государственного строя (с. 136).

Согласно первоначальному тексту Конституции 1958 г., институт заместителей парламентариев был введен с тем, чтобы избежать частичных выборов после назначения парламентария на министерскую должность. Учрежденная в 1958 г. система несовместимости должностей усилила исполнительную власть, придала ей стабильность и независимость (с. 137). Статья Ь.О. 176-1 Избирательного кодекса предусматривает: «Депутаты, избранные по униноминальной системе, если их место освободилось ранее очередных выборов в Национальное собрание вследствие смерти, вхождения в правительство, назначения членом Конституционного

1 Статья 25. Органический закон определяет длительность полномочий каждой палаты, число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания, режим неизбираемости и несовместимости должностей.

В равной мере он устанавливает условия, в которых избираются лица, призываемые в случае вакантности мест для замещения депутатов и сенаторов до полного или частичного обновления палаты, в состав которой они входят (Конституционный закон от 23 июля 2008 г. № 2008-724, ст. 10), «или их временного замещения в случае принятия ими правительственной должности».

«Независимая комиссия, состав и правила организации и деятельности которой устанавливаются законом, выносит решение путем издания публичного заключения в отношении законопроектов и предложений закона об установлении избирательных округов по выборам депутатов или об изменении в распределении мест депутатов или сенаторов» (Конституционный закон от 23 июля 2008 г. № 2008-724, ст. 10).

совета или в результате превышения шестимесячного срока при выполнении временного поручения правительства, замещаются лицами, избранными для этой цели одновременно с названными депутатами». Статьи L.O. 319 и L.O. 320 того же Кодекса устанавливают сходные положения в отношении сенаторов, избранных по мажоритарной и пропорциональной избирательным системам. Согласно ст. L.O. 153 Избирательного кодекса несовместимость депутатского мандата и должности члена правительства наступает по истечении месячного срока с момента назначения депутата членом правительства.

Однако практическая реализация названного принципа оказалась совершенно иной, чем это следует из приведенных законодательных положений. Автор считает, что установленное заместительство было иллюзорным (с. 139). Заместительство практически мало соблюдалось, и, следовательно, стабильность правительства, независимость его членов и принцип разделения властей на практике подвергались сомнению.

Заместитель должен играть роль «хранителя места» (с. 139), а практика отставки заместителей - это «отставка по удобству» (démission de convenance), производимая по требованию бывшего министра, желающего возвратиться в парламент. По существовавшему порядку при отставке заместителя должны быть проведены частичные выборы. Риск частичных выборов может дестабилизировать обстановку, поскольку заранее не ясен результат этих выборов и в парламент могут пройти представители иных партий, а не бывший министр. Согласно Избирательному кодексу «лицо, призванное на условиях, предусмотренных ст. L^. 176-1, замещать депутата, назначенного членом правительства, на ближайших выборах не может конкурировать с ним». Другими словами, ушедший в отставку заместитель не может выдвигать свою кандидатуру против отставного министра, желающего опять стать членом парламента.

Автор подчеркивает, что парламентарий, ставший министром, сохраняет связи со своим избирательным округом, считает себя его представителем (он участвует во встречах с жителями и в других мероприятиях). В результате механизм несовместимости принимает формальный характер (с. 140). С другой стороны, между депутатом и его заместителем существуют тесные личные связи.

Более того, в определенной мере кандидат зависит от кандидата, поскольку, согласно ст. L.299 Избирательного кодекса, в департаментах, где выборы проводятся по мажоритарной системе, каждый кандидат должен указать в своем заявлении о выдвижении кандидатуры фамилию, имя, пол, год и место рождения, местожительство и профессию лица, призываемого к замещению. Это лицо должно письменно подтвердить свое согласие; заместитель должен отвечать условиям избираемости, требуемым для кандидатов.

Для реализации новых положений ст. 25 Конституции 17 сентября 2008 г. в Национальное собрание был внесен проект органического закона, который должен придать заместителю функции временного характера и позволить возвратиться в парламент депутату или сенатору, побывавшему в министрах. Если такое лицо не пожелало этого сделать, то заместитель будет заседать в палате парламента до следующего ее переизбрания.

В заключение автор указывает, что любое решение названной проблемы не может быть идеальным. Предложенный вариант, вероятно, далек от реализации принципа несовместимости должностей, первоначально закрепленного в Конституции 1958 г.

В.В. Маклаков

2010.02.016. ХЭБЕРЛЕ П. ТЕКСТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО УРОВНЯ В СФЕРЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. HÄBERLE P. Verfassungsstaatliche Textstufen in Sachen kommunaler Selbstverwaltung - eine Skizze // Verwaltungswissenschaft und Verwaltungspraxis in nationaler und transnationaler Perspektive. Festschrift für Heinrich Siedentopf zum 70. Geburtstag. Schriftreihe der Hochschule Speyer. - B., 2008. - Bd. 191. - S. 412-427.

Статья состоит из введения и двух частей (разделенных в свою очередь на разделы, первая - на шесть, вторая - на четыре). Во введении обрисован вклад юбиляра (издание посвящено Х. Зидентопфу) в исследование местного самоуправления, а также кратко изложена история конституционного регулирования местного самоуправления.

Первая часть посвящена типологии новых конституционных гарантий на основе страноведческого и регионального подходов. Начинается она с анализа кантональных и союзной конституций Швейцарии. На кантональном уровне автор рассматривает два ва-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.