Научная статья на тему '2010.02.002. ФИЛОСОФИЯ. КРЕДИТНО-МОДУЛЬНЫЙ КУРС: УЧЕБ. ПОСОБ. / МОЗГОВОЙ Л.И., БИЧКО И.В., ДОДОНОВ Р.А. И ДР. ФIЛОСОФIЯ. КРЕДИТНО-МОДУЛЬНЫЙ КУРС: НАВЧ. ПОСIБ. / МОЗГОВОЙ Л.I., БИЧКО I.В., ДОДОНОВ Р.О. ТА IН.; ЗА РЕД. Р.О. ДОДОНОВА, Л.I. МОЗГОВОГО. - К.: ЦЕНТР УЧБОВОï ЛIТЕРАТУРИ, 2009. - 456 С'

2010.02.002. ФИЛОСОФИЯ. КРЕДИТНО-МОДУЛЬНЫЙ КУРС: УЧЕБ. ПОСОБ. / МОЗГОВОЙ Л.И., БИЧКО И.В., ДОДОНОВ Р.А. И ДР. ФIЛОСОФIЯ. КРЕДИТНО-МОДУЛЬНЫЙ КУРС: НАВЧ. ПОСIБ. / МОЗГОВОЙ Л.I., БИЧКО I.В., ДОДОНОВ Р.О. ТА IН.; ЗА РЕД. Р.О. ДОДОНОВА, Л.I. МОЗГОВОГО. - К.: ЦЕНТР УЧБОВОï ЛIТЕРАТУРИ, 2009. - 456 С Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
78
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Хлебников Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010.02.002. ФИЛОСОФИЯ. КРЕДИТНО-МОДУЛЬНЫЙ КУРС: УЧЕБ. ПОСОБ. / МОЗГОВОЙ Л.И., БИЧКО И.В., ДОДОНОВ Р.А. И ДР. ФIЛОСОФIЯ. КРЕДИТНО-МОДУЛЬНЫЙ КУРС: НАВЧ. ПОСIБ. / МОЗГОВОЙ Л.I., БИЧКО I.В., ДОДОНОВ Р.О. ТА IН.; ЗА РЕД. Р.О. ДОДОНОВА, Л.I. МОЗГОВОГО. - К.: ЦЕНТР УЧБОВОï ЛIТЕРАТУРИ, 2009. - 456 С»

11. Корсаков С.Н. Становление Института философии и судьбы философов при сталинском режиме // Наш философский дом. К 80-летию Института философии РАН. - М.: Прогресс-Традиция, 2009. - С. 95-195.

12. Коршунов Н.Б. Подавление инакомыслия и философская полемика в СССР в начале 1920-х годов // Философские науки. - М., 2000. - № 4. - С. 79-85.

13. Майоров Г.Г. Философия как искание абсолюта. - М., 2004. - 414 с.

14. Наш философский дом. К 80-летию Института философии РАН. - М.: Прогресс-Традиция, 2009. - 524 с.

15. Петров М.К. Искусство и наука. Пираты Эгейского моря и личность. - М. 1995. - 184 с.

16. Подорога В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии. - М., 1995. - 426 с.

17. Тахо-Годи А. Алексей Федорович Лосев. - М., 2008. - 243 с.

18. Тимаков А.В. Пастыри «одичавшего стада» // Альфа и Омега. - М., 2006. -№ 2. - С. 22-24.

19. Философский факультет МГУ. Очерки истории. - М., 2000. - 285 с.

20. Федотова В. Разделительная линия // Лит. газета. - М., 2009. 23-29 дек.

21. Философия не кончается. Из истории общественной мысли. ХХ век. - М., 1999. - Кн. 2:50-80-е годы. -767 с.

22. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. - СПб., 1994. - 446 с.

23. Шарапов Ю.П. Лицей в Сокольниках: Очерк истории МИФЛИ. - М., 1995. -208 с.

24. Яковлев В.А. ХХ11 Всемирный философский конгресс (Сеул, авг., 2008) // РЖ Социальные и гуманитарные науки, Сер. 3: Философия. - М., 2009. - № 2. - С. 3.

25. Яхот И.И. Подавление философии в СССР (20-40-е годы) // Вопросы философии. - М., 1991. - № 9. - С. 44-69; № 10. - С. 72-139; № 11. - С. 72-116.

26. Eberfeldt R. Ueberlegungen zur Grundlegung «komparativer Philosophie» // Allgemeine Zeitschrift fuer Philosophie. - Stuttgart, 1999. - N 2. - S. 125-134.

27. Zweerde M. Sowjetische Historiographie der Philosophie. - Njumegen, 1994. -663 p.

2010.02.002. ФИЛОСОФИЯ. КРЕДИТНО-МОДУЛЬНЫЙ КУРС: УЧЕБ. ПОСОБ. / МОЗГОВОЙ ЛИ., БИЧКО И.В., ДОДОНОВ Р.А. И ДР.

Фiлософiя. Кредитно-модульный курс: навч. пошб. / Мозговой Л.1., Бичко 1.В., Додонов Р.О. та ш.; За ред. Р.О. Додонова, Л.1. Мозгового. - К.: Центр учбово1 лггератури, 2009. - 456 с.

Интеграция европейского научно-образовательного пространства предусматривает изменение парадигмы образовательного процесса, его ориентацию на толерантность, сбалансированность сциентической и гуманитарной составляющей, создание

личностно ориентированной модели образования. Развитие науки и техники, увеличивающийся поток открытий, колоссальное приращение знания обуславливают все большую специализацию образования. На фоне иногда звучащих позитивистских сентенций о кризисе или даже крахе философии остается очевидной потребность в гуманистических ценностях, обеспечивающих обретение человеком и обществом свободы, формирование смысловой сферы, влияющей на жизненную позицию и социальный выбор человека, погруженного в поле разнообразных связей глобализирующегося мира.

В данном аспекте рецензируемая работа является своевременной и значимой.

Учебное пособие «Философия. Кредитно-модульный курс» разработано и подготовлено коллективом авторов из Славянска, Донецка и Киева на базе кафедры философии, социально-политических и правовых наук Славянского государственного педагогического университета и соответствует требованиям Министерства образования и науки Украины и кредитно-модульной системы оценивания знаний в рамках трансформации украинской системы образования в контексте Болонского процесса.

Философия фиксирует и выражает различные способы осмысления мировоззренческих проблем, ей присуще разнообразие подходов, методологий, теоретических построений, поэтому абсолютно оправданно комплексное представление философии с такими философскими дисциплинами, как логика и религиоведение. Структура учебного пособия определяется его целью и задачами. Общий концептуальный каркас строится на трех теоретических блоках и, соответственно, пяти модулях. В первом блоке содержится материал по философии как базовой дисциплине (два модуля, 10 тем), во втором излагается проблемное поле логики (один модуль, 4 темы), в третьем - религиоведения (два модуля, 11 тем) (с. 8-255). Учебное пособие характеризует содержательное изложение материала. В доступной и достаточно лаконичной форме представлены философские теории, концепции, идеи, которые могут быть основой формирования мировоззрения современного студента. Проанализированы основные тенденции и направления мировой и отечественной философской мысли, методологическая

значимость логики как науки о законах и формах правильного мышления, гуманистический потенциал религиозных вероучений.

Главные направления философских исследований просматриваются достаточно определенно. Они соответствуют, с одной стороны, тенденциям развития мировой философии, с другой - отвечают реальным возможностям и интересам отечественной философии, пониманию ключевых проблем и противоречий развития общества и культуры. Достаточно аргументированно проводится идея о том, что изменяющиеся условия человеческого существования требуют основательного философского осмысления, а философия, будучи всегда обращенной к человеку, является доминантой исследования мира человеческой культуры и моделей интегрального развития человечества.

В первом модуле историко-философские школы и направления представлены как сокровищница общечеловеческой мудрости, показана преемственность в развитии философских воззрений, позволяющая понять формы философствования и их результаты в связи с социально-историческими особенностями конкретных эпох и культур, и в то же время продемонстрирована универсальность общих принципов философствования. Заслуживает внимания плюрализм и теоретичность предложенного историко-философского материала, представление собственных философских позиций авторов и отсутствие апологетического отношения к тем или иным философским идеям. Анализ философского материала базируется не на негативной, а на конструктивной критике, демонстрирующей ее позитивное и рациональное содержание.

Почти все темы второго модуля (с. 154-255) отличаются свежим взглядом на традиционные проблемы онтологии, теории познания, философии человека, общества, культуры, науки. В них представлен аналитический обзор основных тем и дискуссий в философском знании, переосмысление односторонне-рационалистических представлений о человеке как агенте социальных отношений. Заслуживает одобрения сочетание рациональных методов анализа социальной действительности с ее нравственно-этической и гуманистической оценкой, взгляд на процессы социодинамики с точки зрения смысла, генезиса и перспектив развития человеческой цивилизации, ее основных экономических, социально-политических и духовно-нравственных параметров. Весьма интересны рас-

суждения о двух направлениях в исследованиях философии науки: традиционного анализа методов и методологии, с одной стороны, и ценностных и этических основ самой науки, ее качественно нового состояния, определяемого социальным контекстом, с другой стороны (с. 209-212).

В третьем модуле (с. 256-302) рассматриваются исторические и методологические вопросы логики, характерные для фило-софско-логической традиции, идущей от Аристотеля к нашим дням. Справедливо логика представлена не как абстрактная теория, а как научная дисциплина, имеющая вполне конкретный предмет исследования - эмпирически данную логическую практику, практику оперирования концептуальными средствами, выработанными в истории человеческого познания и культуры. Показано, что логическая практика формируется в контексте изменяющегося человеческого познания, будучи аспектом, или частью практической познавательной деятельности, продуцируя концептуальные, логические средства и способы, совершенствуя уже имеющийся в человеческой культуре логический арсенал. Подчеркивается ключевая роль логического фактора в процессах взаимодействия людей, в процессах достижения объективно истинного знания, доминирование на протяжении почти двух тысяч лет аристотелевской концепции логической системы, известной как аристотелевская силлогистика и составляющей ядро традиционной парадигмы логического исследования. Охарактеризованы основные законы логики, диалектическая взаимосвязь понятий, суждений и умозаключений, эвристические возможности индуктивных и дедуктивных умозаключений. Материал третьего модуля нацелен на формирование у студентов навыков оперирования концептуальными средствами, или практической логикой, которой в той или иной мере должен владеть каждый.

В двух заключительных модулях (с. 303-444) изложены основы современного религиоведения. С позиции историзма проанализированы этапы возникновения национальных и мировых религий, на основе принципа религиозной толерантности раскрыта сущность их вероучения, культовой практики и организационных начал, а также их влияние на ход мировой истории. Особое внимание уделено современной религиозной ситуации на Украине,

сближению и совместной деятельности светских и конфессиональных структур в строительстве демократической Украины.

Заслуживает особого внимания трактовка авторами феномена мистического и мистерий как специфических форм освоения трансцендентальной реальности, приближающих человека к тайнам бытия, на научно-теоретическом уровне (с. 419-444). В результате авторами сделан правомерный вывод о необходимости, во-первых, достижения методологического баланса между рациональными и внерациональными формами познания, во-вторых, взвешенного и критического отношения к популяризации мистических практик в кризисных состояниях гражданского общества.

Профессиональное изложение программного материала в учебном пособии даст возможность студентам глубоко и всесторонне осмыслить суть и содержание философии. Компактность подачи материала не умаляет полноту раскрытия тематики. По многим темам и проблемам представлены различные точки зрения, что, вероятно, спровоцирует студентов к участию в их обсуждении и оставляет место для вопросов и дискуссий. Стиль изложения не догматичный, а полемичный, что соответствует духу философии.

Новационным является обширное методическое обеспечение курса (варианты модульных заданий). Авторы предлагают свой взгляд на целый ряд проблем, что представляет определенную ценность с точки зрения осмысления данной области знания.

В целом данное учебное пособие - это интересная высококвалифицированная работа, освещающая тенденции философствования, отвечающие вызовам XXI в., она будет максимально полезна для студентов и всех занимающихся изучением философии, законов логики и теории религиоведения.

Г.В. Хлебников

2010.02.003. МЁККЕЛЬ Х. НАУКИ О КУЛЬТУРЕ И ИХ ЖИЗНЕННАЯ ОСНОВА. ВКЛАД ЭРНСТА КАССИРЕРА В ТЕОРИЮ НАУК О КУЛЬТУРЕ.

MÖCKEL Ch. Die Kulturwissenschaften und ihr Lebensgrund. Zu Ernst Cassirers Beitrag zur Theorie der Kulturwissenschaften // Lebendige Form. Zur Metaphysik des Symbolischen in Ernst Cassirers

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.