2010.01.041. АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА ВЕДУЩИХ СТРАН ЕС.
L'action des pouvoirs publics pour faire face à la crise. - Mode of access: http://www.banque-france.fr/fr/rapport/2009
Противостояние финансовому кризису приобрело международные масштабы с 10 октября 2008 г., когда «большая семерка» (G7) сформулировала пять принципов антикризисной политики государств:
- обеспечить надежность финансовой системы и не допускать банкротства наиболее важных финансовых институтов;
- гарантировать доступ к ликвидности;
- по необходимости рекапитализировать государственные и частные финансовые институты;
- восстановить доверие вкладчиков на основе государственного гарантирования вкладов;
- поддерживать ипотечные рынки и проводить исследования, направленные на совершенствование методов оценки и усиление прозрачности кредитных пулов и правил бухучета.
Буквально на следующий день по инициативе президента Франции Н. Саркози в рамках ЕС был разработан план действий, содержавший антикризисные меры. С одной стороны, было решено гарантировать кратко- и среднесрочное рефинансирование банков, чтобы дать им возможность финансировать экономику. С другой стороны, правительства подтвердили свою готовность рекапитали-зировать банки. Предусматривались меры по пересмотру правил учета, что позволило банкам переоценить финансовые инструменты, ранее учтенные по рыночной стоимости.
Совокупность активов, принятых в Евросистеме (включающей Европейский центральный банк и центральные банки стран зоны евро) в качестве гарантийного обеспечения кредитов, называют «приемлемыми активами» (actifs éligibles). 15 октября 2008 г. Евросистема приняла решение расширить список активов, принимаемых в качестве гарантийного обеспечения кредитов. Это позволило увеличить объем приемлемых активов на конец 2008 г. до 10 трлн. евро. К новым приемлемым активам отнесены долговые ценные бумаги, эмитированные кредитными учреждениями и обращающиеся на неофициальных рынках (признаваемых Евроси-
стемой), субординированные долговые инструменты, гарантированные государством, а также некоторые активы, эмитированные в зоне евро, но номинированные в долларах США, японских иенах и английских фунтах стерлингов. В результате, например, сумма гарантий, предоставленных французскими банками, возросла с начала до конца 2008 г. со 150 млрд. до 350 млрд. евро.
Европейские государства активно участвуют в поддержке национальных банковских систем, прибегая к спасению банков, которым угрожало банкротство, как это случилось, например, с банками «Northern Rock», «Bradford a. Bingley», «Royal Bank of Scotland» (RBS) в Великобритании, 1KB и «Hypo Real Estate» - в Германии, «Fortis» - в Бельгии и Нидерландах. Государственная поддержка банковского сектора принимает три главные формы:
- вливание капитала, чтобы либо помочь испытывающим трудности банкам, либо пополнить их собственные капиталы;
- помощь финансированию банков через предоставление им государственных гарантий эмиссий их ценных бумаг или предоставление прямых государственных займов;
- приобретение государством банковских активов с целью оздоровления банковских балансов (табл. 1).
В целом государства ЕС мобилизовали более 1800 млрд. евро (14,7% ВВП) для поддержки банковского сектора. При этом в среднем 60% этой суммы было израсходовано на помощь финансированию банков, т.е. на предоставление им гарантий по займам; 32% - на приобретение активов. Вместе с тем за средними показателями скрываются существенные различия по странам. Так, на долю Великобритании приходится почти половина средств, расходованных в ЕС на поддержку банковского сектора. К тому же на вливание средств в Великобритании расходовано 3,2% ВВП, что более чем в шесть раз больше, чем во Франции (0,5% ВВП).
Таблица 1
Объем государственной поддержки банковского сектора в отдельных странах ЕС в период с октября 2008 г. до конца марта 2009 г.
Страны I Прямое | Рефинансировав Приобрете- | Всего |
финанси- ние банков ние активов
рование
(млрд. евро) млрд. евро % к ВВП
Бельгия 15 91 21 126 35,3
Франция 11 96 4 111 5,6
Нидерланды 14 18 28 50 9,9
Великобритания 60 308 530 898 47,6
Всего по ЕС-27 147 1106 585 1837 14,2
Механизм государственной помощи банкам во Франции предполагает две меры: рефинансирование банков и увеличение собственных капиталов.
Рефинансирование банков. В октябре 2008 г. было создано Общество по финансированию французской экономики (Société de financement de l'économie française, SFEF), чтобы позволить французским банкам (в основном крупным, выпускающим ценные бумаги с рейтингом ААА) получить средне- и долгосрочное рефинансирование. Потолок эмиссий, гарантированных государством, установлен в 265 млрд. евро. В период с 13 ноября 2008 г. по 3 марта 2009 г. SFEF предоставило банкам займы под залог на сумму в 39 млрд. евро. Чтобы получить средства для рефинансирования от SFEF, банки должны взять на себя обязательство увеличить кредитование предприятий, домашних хозяйств и местных органов власти. Так, в 2009 г. это увеличение должно составить 34% по сравнению с 2008 г. Для координации усилий в области финансирования в октябре 2008 г. Банк Франции создал на уровне департаментов комитеты медиации (посредничества) в области кредитования (comité de la médiation du crédit), которые получают досье о предприятиях, столкнувшихся с трудными финансовыми проблемами.
Увеличение собственных капиталов банков. Государственная помощь увеличению собственных капиталов банков осуществляется через Общество государственного участия (Société de prise de participation de l'État, SPPE), наделенное капиталом в 21 млрд. евро. Механизм его деятельности состоит в государственной подписке на субординированные ценные бумаги или привилегированные акции, эмитированные банками. Взамен банки берут на себя обязательство увеличивать кредитование реальной экономики и соблюдать некоторые этические правила в области управления и
вознаграждения менеджеров. В начале 2009 г. руководители крупных банков отказались от переменной части своего вознаграждения за 2008 г.
Согласно директиве ЕС, государство должно повысить сумму гарантированных банковских вкладов населения с 20 тыс. до 50 тыс. евро. Во Франции эта сумма установлена в 70 тыс. евро, а с начала 2011 г. она повысится до 100 тыс. евро.
Созданный в октябре 2008 г. Стратегический фонд инвестиций (Fonds stratégique d'investissement, FSI), 49% капитала которого принадлежат государству, предназначен для долгосрочного финансирования малых и средних предприятий (МСП). На 2009 г. размер фонда установлен в 20 млрд. евро. Обострение финансового кризиса заставило европейские государства все более активно использовать свое «бюджетное оружие». В условиях, когда финансовый кризис стал быстро распространяться на реальную экономику, все страны ЕС стали разрабатывать планы спасения и подъема национальной экономики, что потребовало от них увеличения бюджетных расходов и соответственно бюджетных дефицитов. 26 ноября 2008 г. Европейская комиссия (ЕК) приняла план спасения европейской экономики на сумму в 200 млрд. евро (1,5% ВВП), из которых 1,2% ВВП должно приходиться на долю отдельных стран -членов ЕС, а 0,3% на долю бюджета ЕС. Европейский инвестиционный банк намерен инвестировать в 2009-2010 гг. по 15 млрд. евро в год, в основном на финансирование МСП и повышение эффективности энергопотребления.
Планы подъема экономики, разработанные в разных странах ЕС, отличаются не только масштабами, но и набором принимаемых мер (табл. 2). Если в одних странах они направлены на стимулирование спроса, то в других - на стимулирование предложения.
Таблица 2
Планы спасения экономики в отдельных странах ЕС
Германия
5 ноября 2008 г.:
- кредиты МСП, гарантированные «Kreditanstalt für Wiederaufbau» (KfW);
- налоговые скидки при приобретении личных автомобилей;_
- дегрессивные нормы амортизации на производительные инвестиции;
- помощь физическим лицам при обновлении жилья;
- инвестиции в инфраструктуру;
- удлинение на 6 месяцев выплаты пособий по сезонной безработице.
13 января 2009 г.:
- инвестиции в инфраструктуру;
- снижение взносов по страхованию здоровья (как работодателей, так и наемных работников);
- снижение подоходных налогов;
- чрезвычайные выплаты по 100 евро на ребенка;
- увеличение помощи безработным;
- премии за сдачу автомобилей в утиль до 2500 евро;
- гарантийный фонд в 100 млрд. евро для финансирования предприятий. Общие расходы: на 2009-2010 гг. 82 млрд. евро (3,3% ВВП)._
Франция 4 декабря 2008 г.:
- продолжение крупных проектов с участием государства, местных органов власти и госпредприятий (10,5 млрд. евро);
- поддержка производительных инвестиций;
- поддержка предприятий, особенно МСП (более 10 млрд. евро);
- пособие в 200 евро на каждую семью, получающую доход солидарности (760 млн. евро);
- поддержка занятости на самых малых предприятиях (700 млн. евро);
- стимулирование занятости, в том числе за счет профессиональной подготовки (500 млн. евро);
- поддержка автомобильной промышленности (2 млрд. евро);
- премии за сдачу автомобилей в утиль до 1000 евро (220 млн. евро);
- поддержка жилищного строительства (более 2 млрд. евро).
18 февраля 2009 г.:
- поддержка домохозяйств со скромными доходами;
- увеличение пособий по частичной безработице;
- отмена подоходного налога на наименее состоятельных налогоплательщиков;
- исключительные пособия семьям со скромными доходами, имеющим детей;
- создание фонда социальных инвестиций объемом в 2,6 млрд. евро.
Общие расходы: 28,6 млрд. евро (1,5% ВВП)._
Продолжение табл. 2
Великобритания
Сентябрь 2008 г.:
- помощь семьям, пострадавшим от повышении цен на энергию (910 млн. ф. ст.).
25 ноября 2008 г.:
- снижение ставки налога на добавленную стоимость с 17 до 15% с 1 декабря 2008 г. до 1 января 2010 г. (12,5 млрд. ф. ст.);
- помощь семьям со скромными доходами;_
- строительство и обновление социального жилья;
- отмена повышения налогов на компании;
- льготы для МСП;
- отмена налогов на иностранные дивиденды;
- повышение акцизов на табак и алкоголь.
Начало января 2009 г.:
- программа строительства («New Deal») школ, больниц, инфраструктуры с целью создания 100 тыс. рабочих мест;
- социальный пакет («golden hello»), предполагающий выдачу субсидий до 2500 ф. ст. за наем или профессиональное обучение каждого безработного, не имевшего работы в течение более 6 месяцев;
- профессиональная подготовка 35 тыс. учеников;
- предоставление государственных гарантий кредитам МСП (22 млрд. ф. ст.). Общие расходы: 31,5 млрд. ф. ст. (2,2% ВВП)._
Л.А. Зубченко