Научная статья на тему '2010. 01. 021. Китагава Ф. Связи между университетами и промышленностью и региональное развитие в Японии: объединение превосходства и актуальности? Kitagawa F. university-industry links and regional development in Japan: connecting excellence and relevance? // Science, technology & society. - los Angeles etc. , 2009. - Vol. 14, n 1. - p. 1-33. - mode of access: doi: 10. 1177/097172180801400101'

2010. 01. 021. Китагава Ф. Связи между университетами и промышленностью и региональное развитие в Японии: объединение превосходства и актуальности? Kitagawa F. university-industry links and regional development in Japan: connecting excellence and relevance? // Science, technology & society. - los Angeles etc. , 2009. - Vol. 14, n 1. - p. 1-33. - mode of access: doi: 10. 1177/097172180801400101 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / КАНАЛЫ ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тимченко В. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 01. 021. Китагава Ф. Связи между университетами и промышленностью и региональное развитие в Японии: объединение превосходства и актуальности? Kitagawa F. university-industry links and regional development in Japan: connecting excellence and relevance? // Science, technology & society. - los Angeles etc. , 2009. - Vol. 14, n 1. - p. 1-33. - mode of access: doi: 10. 1177/097172180801400101»

2010.01.021. КИТАГАВА Ф. СВЯЗИ МЕЖДУ УНИВЕРСИТЕТАМИ И ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ЯПОНИИ: ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРЕВОСХОДСТВА И АКТУАЛЬНОСТИ? KITAGAWA F. University-industry links and regional development in Japan: Connecting excellence and relevance? // Science, technology & society. - Los Angeles etc., 2009. - Vol. 14, N 1. - P. 1-33. - Mode of access: DOI: 10.1177/097172180801400101

Ключевые слова: Япония; каналы передачи знаний; научно-техническая система; инновационная политика.

Автор, преподаватель Центра инноваций, исследований и знания в области экономики знаний Университета Лунда (Швеция), рассматривает изменяющуюся роль университетов в рамках политических и институциональных трансформаций, происходящих в Японии на протяжении последних 20 лет.

В статье исследуется появление новой фазы развития (на примере Японии), основанного на знаниях, характеризуемой усилением взаимосвязей между академическими, правительственными и промышленными кругами (модель «тройной спирали»); изменения политики в области национальной науки, высшего образования и регионального развития, которые повышают значимость университетов в региональном развитии и делают их основой будущего превосходства.

Сегодня университеты рассматриваются как важная составляющая экономического роста. Правительства многих промышлен-но развитых стран стараются содействовать большему включению университетских исследований в процесс создания промышленных инноваций, особенно на муниципальном и региональном уровнях. Взаимодействие университетов и промышленности, коммерциализация результатов исследований и защита интеллектуальной собственности стали объектом политических интересов. Впрочем, несмотря на такой рост заинтересованности, все еще наблюдаются определенные пробелы в понимании взаимосвязи университетов и промышленности, подходящих стимулирующих механизмов и организационных форм, особенно в отношении вовлечения в процесс регионального развития. Так, необходимо учитывать, что пространственное измерение взаимодействия между университетами и

компаниями - сложная проблема, не допускающая простых обобщений.

В современной литературе в основном рассматриваются так называемые «истории успеха», т.е. наиболее успешные регионы, такие, как, например, Силиконовая долина в США или Кембридж в Великобритании. При этом нет исследований, изучающих возможность применения таких моделей в менее успешных регионах и в других политических и юридических условиях. Постепенно усиливается также понимание того, что фокусирование на коммерциализации университетских технологий является ограниченным и не учитывает других, не менее важных для экономического развития направлений университетских исследований (например, консалтинговые услуги, совместные исследования и т.п.).

В современных условиях быстро развивается интернационализация взаимоотношений между университетами и промышленностью. Некоторые авторы указывают на то, что модель «тройной спирали» будет развиваться в направлении новой глобальной модели управления знанием и технологией. В таком контексте университеты будут служить стиранию границ между крупными международными и малыми местными компаниями, делая знания доступными для организаций, ниша которых находится на региональном уровне.

Изменение природы взаимосвязей между промышленностью и университетами отражает масштабные индустриальные преобразования государства. Создание новой исследовательской системы в Японии в 90-х годах ХХ в. привело в настоящее время к появлению новых инновационных систем и взаимосвязей, в которых университеты играют значительную роль как экономический ресурс. В последние годы возросла также роль регионов в определении национального экономического успеха, поскольку при разработке научной и образовательной политики основной акцент был сделан на усилении взаимосвязи между промышленностью и университетами как средстве стимулирования регионального экономического роста. Как следствие, возникли новые механизмы таких взаимосвязей и различные институциональные стратегии в рамках университетов.

Вступление Японии в стадию «массового» высшего образования началось в 1960-е годы - период, характеризующийся быстрым экономическим ростом страны. Японская система высшего

образования состоит из трех секторов: национального, частного и местного государственного (например, муниципального). В настоящее время основными социальными тенденциями, влияющими на высшее образование, являются старение населения, снижение рождаемости и рост доли населения, получающего высшее образование.

В 2008 г. в Японии насчитывалось 589 частных университетов, 86 национальных (в статусе National University Corporation -NUC) и 90 местных государственных (в статусе Public University Corporation - PUC). Большая часть государственных расходов на высшее образование, составляющая около 1,3% от ВВП, идет на финансирование NUC, хотя в частных вузах обучается большая часть студентов. До 1998 г. считалось, что такое разделение университетов означает, что «национальные университеты удовлетворяют потребности нации, местные - муниципальных образований и префектур, а частные - рынка» (цит по: с. 5). В последнее время такое разделение усложняется в силу действия «функциональной дифференциации» университетов, приведшей к стиранию различий между тремя секторами.

Японские университеты играют немаловажную роль в национальной инновационной системе. Хотя по таким показателям, как количество публикаций, цитируемость, лидирующие университеты занимают неплохие места в рейтинге для Азиатско-Тихоокеанского региона, по такому показателю, как участие в международных исследованиях и разработках, они значительно отстают от своих западных конкурентов. При проведении ИР японские корпорации предпочитают сотрудничать с университетами США (за исключением внутрифирменных ИР). В настоящее время государство начало реагировать на проблему «относительного обеднения» японской университетской науки в результате повышения значимости наукоемких отраслей промышленности. Как следствие, с учетом относительного сокращения внутрифирменных ИР и растущей конкуренции с другими азиатскими государствами и их университетами, университетские ИР начали рассматриваться как двигатель инновационного и экономического развития, а японское правительство стало позиционировать систему высшего образования как одну из основ поддержания стратегической конкурентоспособности.

В последнее время реформы университетской системы и возросшая конкуренция изменили ландшафт японской национальной системы высшего образования. В 2002 г. стартовали программы по созданию Центров превосходства (Centers of Excellence - COE) с целью создания «университетов мирового класса»; в 2007 г. была предложена инициатива по созданию крупных международных исследовательских центров (World Premier International Research Center - WPI Initiative) с целью создания исследовательских центров мирового уровня, способных привлечь лучших ученых. Были выбраны четыре императорских университета (Тохоку, Токио, Киото и Осака) и Национальный институт материаловедения (National Institute for Materials Science - NIMS). Это привело к дальнейшей дифференциации японских вузов.

Японская инновационная система также стала объектом широкомасштабных реформ. Структурные и правовые изменения косвенно способствуют развитию межуниверситетских связей и коммерческой активности университетов. С 2004 г. 89 NUC получают два типа государственных дотаций: на текущие расходы и на капитальные затраты. В 2006 г. правительство объявило, что дотации на текущие расходы каждый год будут уменьшаться на 1%, что потребует от вузов поиска дополнительных источников финансирования, в том числе проведения научных исследований для промышленности.

До середины 90-х годов ХХ в. в Японии взаимоотношения между университетами и промышленностью существовали в основном на неформальной основе. В конце 90-х годов были созданы юридические структуры для облегчения перемещения технологий в форме организаций по технологическому лицензированию (TLO), которые помогали исследователям в получении патентов на свои изобретения и промышленности в лицензировании этих изобретений.

В целом проходившие реформы привели к тому, что многие университеты стали развивать связи с местной промышленностью (в том числе увеличивая доходы от задействованной в промышленности интеллектуальной собственности), они пересматривают свою институциональную структуру, а также создают предприятия венчурного бизнеса, результатом действия которых является создание новых компаний (start-up companies) на базе университетов.

На основе принятого в Японии в 1995 г. Базового закона о науке и технологии было разработано три Базовых плана по развитию науки и технологии. Первый из них (1996-2000) концентрировался на увеличении бюджета на науку и технологии и усиление связей между промышленностью и университетами, был скопирован опыт США. «Регионализация» научно-технологической политики была подчеркнута во втором плане (2001-2005) и в дальнейшем усилена в третьем, особо выделяющем необходимость создания Региональной инновационной системы (Regional Innovation System - RIS). Для Японии идея RIS - явление новое; в отличие, например, от европейских стран, она до недавнего времени не получала достаточного внимания политических структур. В задачи третьего плана (2006-2010) входят усиление связей между наукой, промышленностью и государством на региональном уровне и поддержка региональных инноваций через сетевые механизмы.

Среди правительственных инициатив, выдвинутых с 2001 г., особо стоит выделить программы под руководством Министерства экономики, торговли и промышленности (METI). Первая программа - Инициатива по созданию промышленных кластеров (Industrial Cluster Initiative), основана на так называемом «бизнес-подходе», в ее рамках в 2001-2005 гг. было выделено 90 регионов и к 2005 г. развита сеть, связывающая 9800 предприятий малого и среднего бизнеса и 290 университетов. Основная цель - повышение жизнеспособности региональной экономики. Вторая программа - Инициатива по созданию кластеров знаний (Knowledge Cluster Initiative) - основана на так называемом «академическом подходе» и направлена на развитие научно-технологической активности в регионах (с. 15). Обе инициативы финансируются центральным правительством, но при этом используется подход «снизу вверх», заключающийся в том, что инициативы предлагаются региональными правительствами, а не навязываются сверху.

Современная политика в области регионализации инновационного управления и развития взаимодействия промышленных, академических и правительственных кругов начинает менять динамику рынка рабочей силы. Она бросает вызов таким характеристикам японской промышленной организации, как низкая межфирменная мобильность квалифицированной рабочей силы и предпочтение внутреннего рынка труда внешнему. Увеличивается потребность

высокотехнологичных кластеров в большом количестве высококвалифицированных ученых и исследователей с большим опытом и набором навыков в области как промышленности, так и науки.

Являясь наиболее экономически развитым государством в Восточной Азии, Япония имеет возможность занять стратегическую позицию научного центра и создать необходимые связи с другими восточноазиатскими экономическими агломератами. Примером такого взаимодействия может служить Fukuoka Silicon Sea-Belt programme, в рамках которой применена модель многоуровневого управления инновационной системой.

В заключение автор отмечает, что за последние десять лет в связи с изменениями в промышленности и сменой направления государственной политики, структура и финансирование научно-технологической деятельности в Японии претерпели глубокие изменения. Эти изменения можно кратко охарактеризовать как: а) активный инновационный процесс в наукоемких отраслях промышленности; б) концентрация ресурсов на развитии исследовательского превосходства и создании сети престижных учреждений для эффективной конкуренции с ведущими мировыми университетами; в) постепенная «регионализация» инновационной политики через децентрализацию руководства наукой и технологией; г) больший упор на предпринимательстве в академической среде и усилении связей между университетами и промышленностью на местном уровне.

В.О. Тимченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.