«культурных, цивилизационных факторах, имеющих наибольшее значение для демократического политического развития» (с. 1339)1.
Главный аргумент концепции разнообразия - никто не может никому «навязать» свою версию демократии, нельзя вмешиваться во внутренние дела государств. «Отвергая легитимность критики извне, эти государства используют понятия разнообразия и демократии для сохранения авторитарного status quo» (там же). В действительности же притязания, что государства ЦА «движутся к демократии по собственной воле просто фальшивы» (с. 1340).
В заключение автор настойчиво повторяет, что ШОС «стремится делегитимизировать антирежимную деятельность и поощрение демократии, используя такие ключевые термины, как «стабильность» и «разнообразие». «Россия и Китай как региональные гегемоны формулируют эти принципы, ШОС отражает их ценности.. , сходные с интересами других авторитарных режимов в Центральной Азии. Таким образом, можно идентифицировать попытку внедрить авторитарный «шанхайский дух» в общественную жизнь государств Центральной Азии» (с. 1341).
С. И. Кузнецова
2009.04.016-017. РОССИЯ И НЕФТЕГАЗОВАЯ СФЕРА СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.
2009.04.016.ПАРАМОНОВ В., СТРОКОВ А. Проекты и инвестиции России в государствах Центральной Азии // Центр. Азия и Кавказ. - Lulea, 2008. - N 6. - С. 101-113.
2009.04.017.КАХАРОВ Д. Газ Узбекистана; приведет ли к увеличению его экспортных цен политическое маневрирование между Китаем и Россией? // Там же. - С. 125-141.
В. Парамонов и Д. Строков (независимые эксперты, Ташкент, Узбекистан) (016) отмечают, что до 2000 г. российские проекты и инвестиции в нефтегазовой сфере стран Центральной Азии (ЦА) были представлены в основном в Казахстане. С ростом цен на углеводороды интерес России к ЦА резко возрос, в том числе к Туркменистану и Узбекистану. Россия «стремится вовлечь как можно большую часть углеводородных ресурсов Центральной
1 Gokaev K. Kazakhstan in the contemporary world // Intern. affairs. - L., 2007. -Vol. 53, N 1. - P. 101-106.
Азии в свой топливно-энергетический баланс для поддержания внутреннего потребления, не снижая при этом объемов углеводородного экспорта на внешние рынки, прежде всего - в Европу» (016, с. 101).
Стратегические интересы России в плане ресурсов углеводородов касаются в основном трех стран СЦА - Казахстана, Туркменистана и Узбекистана. На начало 2008 г. общий объем инвестиций России в их нефтегазовые отрасли, по подсчетам авторов, составлял от 4 млрд. до 5 млрд .долл., из них 80-85% приходилось на Казахстан. В ближайшие пять лет российские компании намерены инвестировать от 14 млрд. до 16 млрд. долл., в основном в разведку и разработку месторождений нефти и газа и в развитие трубопроводной инфраструктуры региона ( 016, с. 102).
В Казахстане на начало 2008 г. объем накопленных российских инвестиций в нефтегазовой отрасли составлял от 3,4 млрд. до
4.1 млрд. долл., до 2012 г. планируется вложить еще от 6,7 млрд. до 7,5 млрд., в основном в геологоразведку и освоение месторождений шельфа на Каспии, а также в развитие трубопроводной системы. Проекты по геологоразведке и освоению касаются наиболее крупных месторождений - газоконденсатного месторождения «Карача-ганак» с доказанными запасами 1,35 трлн. куб. м природного газа и
1.2 млрд. т нефти; нефтегазового месторождения «Кумколь Северный», нефтяного месторождения «Северные Бугачи» (оцениваются в 80 млн.т нефти), месторождения «Курмангазы» ( оценка от 500 млн. т до 1,8 млрд. т нефти и газового конденсата), месторождений «Хвалынское» (запасы 400 млн. т нефтяного эквивалента) и «Центральное» (522 млн. т нефти и 62 млрд. куб. м попутного газа) и ряда других месторождений. Проекты по переработке сырья включают совместную переработку газа и газового конденсата на Оренбургском газоперерабатывающем заводе и подготовку к строительству Каспийского газохимического комплекса (ГХК) в зоне нефтегазового месторождения «Хвалынское», на ГХК планируется ежегодно перерабатывать 14 млрд. куб. м газа (016, с. 104). Трубопроводные проекты предусматривают повышение пропускной способности нефтепроводов «Атырау - Самара», «Тенгиз -Новороссийск», сотрудничество в сфере транзита туркменского и узбекского газа по трубопроводам Средняя Азия - Центр и Бухара -Урал, а также российского газа по трубопроводам Оренбург - Но-
вопсков и «Союз». Кроме того, рассматриваются планы по стыковке нефтепроводов «Дружба» и «Адрия». «Газпром» планирует осваивать рынок нефтепродуктов Казахстана: его дочерняя фирма «Газпром нефть» арендует в Казахстане 11 нефтебаз и намерена развивать сеть автозаправочных станций. С 2008 г. «Газпром» рассчитывает поставлять сюда не менее 300 тыс. т нефтепродуктов, чтобы занять 3% казахстанского рынка (016, с. 108).
В Туркменистане проектно-инвестиционная деятельность пока крайне низка и охватывает только сферу транспортировки газа, объем инвестиций к началу 2008 г. - лишь около 25 млн. долл. (016, с. 106). Эти средства были направлены на поставку из России технологического оборудования для газовой отрасли республики, модернизацию газопроводов, компрессорных и газораспределительных станций. Но, учитывая значительные газовые запасы Туркмении, можно с уверенностью предположить, что в ближайшей перспективе инвестиционная активность российских компаний стремительно возрастет. До 2012 г. только «Газпром» планирует направить сюда не менее 2 млрд. долл. «Газпром» претендует на контроль над газотранспортной системой Туркменистана: уже в мае 2007 г. он добился того, что к нему перейдут диспетчерские функции на туркменском участке региональной газотранспортной системы после ее модернизации и расширения.
В Узбекистане в настоящее время работают российские компании «Газпром» и «ЛУКойл». Инвестиции в нефтегазовую отрасль составили в начале 2008 г. от 520 млн. до 1050 млн. долл., а до 2012 г. планируется вложить еще от 4,7 млн. до 8,2 млрд. долл. и направить их в основном в геологоразведку, освоение месторождений и модернизацию трубопроводной инфраструктуры (016, с. 107).
Среди проектов по геологоразведке и освоению месторождений наиболее заметные проекты по газоконденсатному месторождению «Шахпахты» с запасами 46,5 млрд. куб. м газа и 7,7 млн. т нефти, месторождения «Кандым - Хаузак - Шалы» и «Кунград», нефтяные месторождения в узбекской части Аральского моря, нефтегазовые месторождения юго-западной части Гиссарского региона и Центрального Устюрта (016, с. 108). Проекты по переработке сырья включают планы по производству сжиженного газа и бензина на Мубарекском газоперерабатывающем заводе и подготовку к строительству газоперерабатывающего комплекса в районе
месторождения «Кандым». Намечено сотрудничество по транзиту туркменского и поставкам узбекского газа, а также планы по модернизации и повышению пропускной способности узбекских участков газопроводов.
В Таджикистане основные направления деятельности «Газпрома» - реализация нефтепродуктов, ожидаемая доля на таджикском рынке нефтепродуктов - 30-35% (016, с. 109). Второе направление - сейсморазведка газовых месторождений на площадях «Саргазон» и «Ренган», изучаются перспективы разведки в других районах республики.
В Киргизии промышленные запасы нефти и газа не обнаружены. Достигнуто соглашение о том, что «Газпром» начнет геологоразведку месторождений газа на юге страны и будет допущен к приватизации «Кыргызгаза» и «Кыргызнефтегаза».
Нефтегазовые проекты в Казахстане, Узбекистане и Туркменистане имеют для России и ее компаний стратегически приоритетное значение. Можно с уверенностью предположить, что нынешний разрыв между масштабами проектной деятельности в Казахстане, с одной стороны, и в Узбекистане и Туркменистане - с другой, сильно сократится.
Фактор международной конкуренции за углеводородные ресурсы делает крайне уязвимыми позиции России в странах региона. Здесь растет проектно-инвестиционная деятельность компаний из Китая, Японии, Кореи, Малайзии. Кризис взаимопонимания между Россией и ЕС по вопросам энергетической безопасности ослабляет позиции и России, и Европы.
Для выстраивания в перспективе более прочных отношений в нефтегазовой сфере необходима консолидация политической воли всех стран для выработки единой эффективной экономической стратегии, учитывающей долгосрочные интересы и России, и ЦА. Разумной альтернативой банальному «проеданию» углеводородных ресурсов должна стать смена стратегических приоритетов не только энергетического, но в целом экономического взаимодействия России со странами региона, отказ от наращивания экспорта углеводородов на внешние рынки, форсирование многосторонней интеграции в инновационно-промышленной сфере. Заслуживает внимания идея создания в перспективе единого энергетического холдинга ЕврАзЭс (например, в качестве транснациональной кор-
порации), охватывающего не только нефтегазовую сферу, но и угольную отрасль, атомную и гидроэнергетику и развитие возобновляемых источников энергии. Это повысит заинтересованность стран ЦА и других в сотрудничестве именно с Россией, окажет стимулирующее влияние на развитие постсоветских государств и, возможно, Евразии в целом.
Д. Кахаров (Международный Вестминстерский университет в Ташкенте и Национальный университет Узбекистана) (017) пишет о цене, которую Россия платит за узбекский газ, называя этот вопрос «весьма специфическим». По мнению многих аналитиков, эта цена ниже рыночной: сегодня экспортная цена узбекского газа 160 долл. за 1 тыс. куб. м, а «Газпром» поставляет газ европейским покупателям в среднем по 350 долл. за 1 тыс. куб. м.
В июле 2008 г. начались работы по прокладке нового газопровода Туркменистан - Китай. До конца 2009 г. планируется завершить строительство первой нитки газопровода и компрессорной станции, к январю 2012 г. намечено ввести в строй вторую нитку и еще две компрессорные станции. Реализация этого проекта позволит Узбекистану не только диверсифицировать свои экспортные потоки, но и увеличить экспортные доходы от поставок углеводородов. Россия же может лишиться возможности свободно манипулировать ценами на газовом рынке ЦА. Запасы природного газа Узбекистана оцениваются в 1,86 трлн. куб. м, он занимает третье место в СНГ( после России и Туркмении), входит в 15 крупнейших газодобывающих стран мира (017, с. 128).
Несмотря на договоренности о поставках газа в Россию, Узбекистан стремится развивать свою трубопроводную систему в обход России. Расширяются геологоразведочные работы, строятся новые газопроводы в стране и реконструируются старые с целью увеличить экспорт и полностью удовлетворить внутренний спрос. Действует государственная программа увеличения производства сжиженного газа. Природный газ добывается на 52 месторождениях (95% добычи обеспечивают 12). Планируется увеличить добычу за счет новых проектов. Ежегодно добывается 60 млрд. куб. м газа, из них 25% экспортируется в Россию, Казахстан, Киргизию и Таджикистан. К 2020 г. планируется увеличить экспорт до 20 млрд. куб. м в год. Узбекистан подписал соглашение об участии в Прикаспийском трубопроводе. В разработке новых месторождений
принимают участие российские компании «ЛУКойл» и «Газпром». Общий объем их инвестиций должен превысить 3 млрд. долл. (017, с. 130-131).
Особенность газотранспортной системы Узбекистана в том, что она имеет межгосударственное значение: соседние республики -Казахстан (точнее его южная часть), Киргизия и Таджикистан -снабжаются узбекским газом. Через эту систему экспортирует свой газ Туркменистан. Владельцем и оператором всей газотранспортной системы страны является АК «Узбектрансгаз». С 2002 г. «Уз-бекнефтегаз» и «Газпром» связаны особыми стратегическими отношениями - «Газпром» является единственным главным зарубежным партнером «Узбекнефтегаза» в сфере экспорта газа, эксплуатации соответствующих трубопроводов, проектах по разведке и добыче. Доля «Газпрома» в экспорте узбекского газа - около 70% (017, с. 134).
Правительство Узбекистана заинтересовано в увеличении экспорта газа. В декабре 2004 г. «Узбекнефтегаз» и «Газпром» подписали Соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли, предусматривающее взаимодействие по ряду направлений: увеличение объема экспорта узбекского газа в Россию, сотрудничество по проекту разведки и добычи природного газа в районе Устюрта на основе соглашения о разделе продукции, транспортировка через территорию Узбекистана туркменского газа, закупаемого Россией, возможная продажа «Газпрому» как стратегическому иностранному инвестору 44% акций «Узбектрансгаза».
Узбекистан заинтересован в увеличении экспорта газа в Европу, рассматривается несколько вариантов действий: проект реконструкции магистральных трубопроводов, проходящих по территории Узбекистана, что должно происходить при содействии «Газпрома»; альтернативный проект - возможность экспорта узбекского газа по территории Туркменистана, Азербайджана, Грузии, Украины, Турции, Ирана и акватории Каспийского моря. Этот последний проект реален только в случае, если трубопровод продолжить за пределы Турции, а все остальные газодобывающие страны согласятся закачивать в эту трубу и узбекский газ.
Россия остается основным поставщиком газа на европейский рынок и ее политика направлена на диверсификацию и оптимизацию маршрутов его доставки. «Газпром» заявил, что с 2009 г. он
будет платить цунтральноазиатским производителям за газ «справедливые рыночные цены», но конкретная цифра не оговаривалась. Туркменистан и Узбекистан предположили, что закупочная цена будет на уровне более 300 долл. за 1 тыс. куб. м Но затем им было сообщено, что «Газпром» и его партнер «Узбекнефтегаз» сформулируют цену, «исходя из действующих цен на энергоносители на европейских рынках» (017, с. 136).
Существует еще и такой деликатный вопрос, как посредническая роль России в продаже цельтральноазиатского газа Украине. В ходе обсуждений Казахстан, Узбекистан и Туркменистан заявили, что они будут самостоятельно продавать газ «Газпрому» по среднеевропейской цене (тогда Украина закупала центральноазиат-ский газ у «Газпрома» по 179,5 долл. за 1 тыс. куб. м), в этом случае цена газа для Украины превысила бы 400 долл. (017, с. 136). Со второго полугодия 2008 г. Ашхабад и Ташкент получают по 150 и 160 долл. за 1 тыс. куб. м газа соответственно. Возможно, им будет предложена цена 210 долл., таким образом «Газпром» сможет сделать окончательную цену для Европы вполне терпимой и предотвратить ослабление своих позиций на европейском рынке.
Китай, по мнению многих аналитиков, готов платить только 195 долл. за 1 тыс. куб. м. Кахаров же считает, что цена 210 долл. «на самом деле высокая, если вспомнить, что пять лет назад она равнялась 25 долл. Страны Центральной Азии сумели использовать в своих интересах конкуренцию между Россией, Китаем и Западом и поднять цены почти в 10 раз. Скорее всего, они будут и впредь диверсифицировать свои экспортные возможности посредством таких новых проектов, как Транскаспийский трубопровод для усиления этого соперничества» (017, с. 137).
Но пока соглашение не подписано, и США активно продолжают уговаривать Туркменистан - главнейшего поставщика цен-тральноазиатского газа - присоединиться к Транскаспийскому проекту трубопровода в обход России. В случае его реализации у ЦА окажутся рычаги давления на «Газпром» для повышения закупочных цен.
Большинство аналитиков считают, что усилить позиции стран региона на переговорах с Россией может альтернативный трубопровод в Китай, хотя и он не лишен существенных недостатков: во-первых, Пекин не хочет покупать в ЦА газ по цене, кото-
2009.04.018
рую за него платят европейские потребители, тем более что он располагает альтернативными ресурсами угля; во-вторых, централь-ноазиатские газопоставщики должны прийти к соглашению о взаимной эксплуатации трубопровода, договориться, какую роль каждая из стран будет играть на китайском рынке. Узбекистану следует продолжать усилия по участию в строительстве альтернативных газопроводов.
С.М. Макарова
2009.04.018. ЖАРДАНЕ Д. КРИЗИС ПЕРЕВОРАЧИВАЕТ БУДУЩЕЕ КАВКАЗА И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.
JARDANE D. Crisis brings reversal of fortune to Caucasus and Central Asia / IMF survey magazine: Countries and regions. - 2009. - 10 march. - Hudofacces. - Mode of access: http: // www.Imf.org / eхternal pubs/ ft / survey /so/2009/CAR030909C.htm
Д. Жардане (МВФ) пишет, что под влиянием мирового экономического кризиса экономические условия в странах Кавказа и Центральной Азии (КЦА) - Армении, Азербайджане, Грузии, Казахстане, Киргизия, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане -резко ухудшились. Сильнее всего пострадали страны, которые очень зависели от России или испытывали острую потребность в крупных финансовых ресурсах. Для большинства стран региона Россия остается главным торговым партнером и главным источником денежных переводов. Упадок в России ударил по источникам роста в странах КЦА, сократив местный спрос.
Экспортеры товаров пострадали от сокращения спроса и резкого снижения цен на товары на мировых рынках. Страны, больше интегрированные в мировые финансовые рынки, испытали серьезные финансовые трудности. Кризис заметно отразился на текущих счетах стран региона. Вместо ожидавшегося в 2008 г. значительного положительного сальдо торгового баланса был получен дефицит, хотя пока и небольшой, но он грозит очень увеличиться в 2009 г.
В большинстве стран КЦА, особенно в тех странах, где банкам требуется продление внешних кредитов, остановился рост кредитования, растут невыплаты займов, и этот процесс будет нарастать и дальше. Обесценение российского рубля оказывает давление на местные валюты. Столкнувшись с крупными внешними обязательствами и фактами валютных займов ненадежным заемщикам,