СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА
2009.03.008. МАСЛОВСКАЯ ЕВ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПРАВА И АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА / Нижегор. гос. ун-т им. НИ. Лобачевского. - Н. Новгород, 2007. - 139 с. - Библиогр.: с. 117-135.
В работе рассмотрены классические теории западной социологии права, центральное место среди которых занимают теории Э. Дюркгейма и М. Вебера. Дается характеристика российской традиции социологии права, содержится анализ эволюции социологии права в США, Германии и Франции во второй половине ХХ в. В монографии рассмотрены возможности использования теоретических моделей социологии права для исследования правовой системы российского общества.
Формирование социологии права как раздела общей социологии происходило с середины Х1Х в. В социологический анализ правовых институтов внесли вклад А. де Токвиль, К. Маркс, В. Па-рето. Но в целом теоретические основы социологии права были заложены в трудах Э. Дюркгейма и М. Вебера. Оба они считали социологию права разделом общесоциологической теории, именно они осуществили сравнительно-исторический анализ эволюции права как социального института.
Многие идеи Дюркгейма были включены в теоретический арсенал таких направлений западной социальной науки, как структурализм и функционализм. Однако его влияние на исследования правовой сферы оказалось весьма ограниченным. Социально-правовая теория Вебера во многом сохраняет значение и для современной науки, особенно его концепция рационализации права.
В дореволюционной России социология права как раздел общей социологии не сформировалась, хотя для этого были предпосылки. Важное значение для развития социологии права имели идеи Л. Петражицкого, Ж. Гурвича, Н.С. Тимашева, П.А. Сорокина.
Начало современного этапа развития социологии права связано с именем Т. Парсонса, который стремился объединить традиции, заложенные Дюркгеймом и Вебером. Парсонс проанализировал ряд правовых систем, существовавших в традиционных обществах и в современную эпоху. В американской социологии права проводились многочисленные эмпирические исследования. Широкое признание получил подход к анализу правовых явлений, предложенный Д. Блэком. Во второй половине ХХ в. на изучение права повлияли микросоциологические подходы: символический инте-ракционизм, феноменология, этнометодология. В 80-е годы XX в. формируется неофункционалистская социология. Ее ведущий представитель Дж. Александер стремился осуществить синтез идей Пар-сонса и микросоциологических подходов, что представляет значительный интерес и для социологии права.
Заметное воздействие на развитие ряда социальных и гуманитарных дисциплин в конце ХХ в. оказали идеи М. Фуко и Ю. Хабермаса. Этих теоретиков отличает междисциплинарный подход к анализу правовых институтов. Но если Фуко не сформулировал систематической теории права, то Хабермас осуществил философский анализ правовой системы демократического общества. Для Хабермаса характерна ориентация на теоретический синтез различных направлений социологии и философии.
Наиболее влиятельным теоретическим подходом в современной социологии права является системная теория Н. Лумана. Все многообразие классических теорий Луман сводит к двум основным направлениям: позитивной социологии и критической социологии, представителями которых выступают соответственно Э. Дюркгейм и К. Маркс. Свою собственную теорию Луман противопоставляет этим обоим направлениям, но в целом продолжает скорее дюрк-геймовскую традицию. Вместе с тем теория Лумана сталкивается с определенными трудностями при обращении к эмпирическим фактам, в особенности относящимся к функционированию правовых систем в незападных обществах.
Традиция критической социологии получила развитие в работах французского социолога П. Бурдье. Его концепция может рассматриваться как альтернатива системному подходу в социально-правовой теории. Бурдье стремится объединить структуралистский подход и интерпретативную социологию. При этом в иссле-
дованиях правовой сферы он опирается на общесоциологическую теорию, анализирует как внутреннюю логику развития права, так и воздействие на юридическое поле экономики и политики.
Классические и современные теории могут быть использованы в исследовании правовых институтов, существовавших в российском обществе в разные исторические периоды. Анализ советской правовой системы может в определенной степени опираться на идеи М. Вебера. Так, веберовская концепция бюрократии представляет значительный интерес для изучения процесса бюрократизации советских правовых институтов. К советской правовой системе вполне приложим веберовский анализ отклонений управленческих структур от идеальной модели рациональной бюрократии. Обращение к социологической концепции П. Бурдье позволяет выявить особенности формирования юридического поля в советский период.
Решая вопрос о том, с каких теоретических позиций может осуществляться социологический анализ современных российских правовых институтов, автор высказывает сомнения относительно применимости социологической теории Н. Лумана для этих целей. Луман не уделял значительного внимания рассмотрению правовых институтов тех обществ, где дифференциация политической и правовой систем сохраняла иерархический характер. Более перспективным представляется использование разработанной П. Бурдье концепции юридического поля. Анализ российской правовой системы подтверждает вывод Бурдье о том, что юридическое поле не автономно. Как отмечает французский социолог, внутренние конфликты в юридическом поле во многом определяются влиянием внешних сил. При этом критический анализ правовой системы возможен прежде всего с позиций, находящихся за пределами юридического поля.
К.Ф. Загоруйко