Научная статья на тему '2009. 02. 044. Ивасиро сэйко. Развитие и задачи торгово-экономических отношений Японии и европейского союза. Iwashiro Seiko. Development and tasks of trade and economic relationship between Japan and ue // Monthly Magazine of the legislature study Department of the National State Library of Japan. - Tokyo, 2007. - n 11. - p. 1-29. - статья написана к 50-летию установления отношений Японии и стран европейского союза'

2009. 02. 044. Ивасиро сэйко. Развитие и задачи торгово-экономических отношений Японии и европейского союза. Iwashiro Seiko. Development and tasks of trade and economic relationship between Japan and ue // Monthly Magazine of the legislature study Department of the National State Library of Japan. - Tokyo, 2007. - n 11. - p. 1-29. - статья написана к 50-летию установления отношений Японии и стран европейского союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИЯ / ЕС И ЯПОНИЯ / ЕС СТРАНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ЯПОНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 02. 044. Ивасиро сэйко. Развитие и задачи торгово-экономических отношений Японии и европейского союза. Iwashiro Seiko. Development and tasks of trade and economic relationship between Japan and ue // Monthly Magazine of the legislature study Department of the National State Library of Japan. - Tokyo, 2007. - n 11. - p. 1-29. - статья написана к 50-летию установления отношений Японии и стран европейского союза»

2009.02.044. ИВАСИРО СЭЙКО. РАЗВИТИЕ И ЗАДАЧИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЯПОНИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА.

IWASHIRO SEIKO. Development and tasks of trade and economic relationship between Japan and UE // Monthly magazine of the legislature study department of the National state library of Japan. - Tokyo, 2007. -N 11. - P. 1-29. - Статья написана к 50-летию установления отношений Японии и стран Европейского союза.

В 2006 г. основным торговым партнером Японии были США (18,7% внешнеторгового оборота), Китай (18,2), ЕС (13,2), Южная Корея (6,7%). При этом основными торговыми партнерами ЕС являются США (17,7% внешнеторгового оборота), Китай (10,1), Россия (8,3), Швейцария (6,3) и замыкает этот список Япония (4,8%) (с. 11).

Если перейти от рассмотрения статистики внешнеторгового оборота к взаимным инвестиционным связям, выявляются следующие факторы: в 2005 г. экспорт из Японии в страны ЕС составил 87,8 млрд. долл., импорт из стран ЕС в Японию - 58,9 млрд. долл. Инвестиции из Японии в страны ЕС были эквивалентны 88,3 млрд. долл. При этом в том же году экспорт из Японии в США составил 64,1 млрд. долл., капиталовложения в экономику США -149,5 млрд. долл.1 (с. 6).

Отправочной точкой установления отношений между Японией и ЕС можно считать 1959 г., когда посол Японии в Бельгии был назначен представителем в ЕЭС, Европейском объединении угля и стали и в EURATOM.

До середины 60-х годов баланс во взаимных торгово-экономических отношениях был нейтральным. Однако это кардинально изменилось после 1969 г. Торговый баланс Японии и европейских стран стал характеризоваться профицитом в пользу Японии. При этом номенклатуру японского экспорта составляла в основном электроника, а также промышленные изделия, - эта тенденция также была очевидна. Постепенно в Европе появилось раздражение - отношение европейского сообщества к японцам в тот момент выразил де Голль, назвавший тогдашнего японского пре-

1 Автор ссылается на японоязычный справочник «Международная торговля и инвестиции», - 2007. - № 67. - С. 129.

мьер-министра Хаято Икэду «продавцом транзисторов». При этом Япония именно в тот период в своем мощном рывке стремительно набирала обороты. Европейцам было чего опасаться - Японию начали воспринимать как сильного конкурента, который все чаще добивался успехов и демонстрировал их на международном уровне.

Масштабные «торговые трения» как явление в истории взаимоотношений сторон следует отнести к 70-м годам. В тот период торговый дисбаланс вышел за рамки сугубо экономических связей и начал перерастать в политическую напряженность между Японией и европейскими странами. В 1970 г. этот вопрос был поднят на высшем уровне. Начались торговые переговоры. К тому же, европейские страны начали вводить ограничения, которые в Японии сразу же стали называть «торговой дискриминацией». Проводились переговоры, в ходе которых Япония «настоятельно потребовала прекратить торговую дискриминацию, однако результата не было, и переговоры были приостановлены» (с. 13).

В середине 70-х годов европейцам пришлось еще больше ужесточить торговые ограничения в отношении импортируемых из Японии товаров -- началось использование антидемпинговых пошлин. При этом даже эта мера не была эффективной: дисбаланс торгового оборота между Японией и ЕС продолжал неуклонно увеличиваться.

В октябре 1976 г. состоялась поездка представителей Кэй-данрэн (Японская федерация экономических организаций) в Европу (в японских источниках называется «Миссия Доко», по имени возглавлявшего делегацию главы Кэйданрэн Тосио Доко), Делегация посетила Великобританию, ФРГ, Францию и Бельгию. Цель поездки была способствовать снятию европейскими странами барьеров в отношении японских товаров. По ее итогам японская делегация пришла к мысли, что есть области, в которых существует недопонимание позиций друг друга и надо продолжать обсуждать спорные вопросы. С момента «миссии Доко» японцы придали проблеме официально политический характер и признали, что и решение должно быть найдено на правительственном уровне. При этом японская сторона приняла к сведению и отнеслась с пониманием к причинам недовольства европейских стран - к тому времени профицит японского торгового баланса с ЕС достиг критической отметки 3 млрд. долл.

В 80-е годы, несмотря на осознание японской стороной проблемы и стремление решать ее, «торговые трения» только усилились вслед за еще большим ростом профицита. Особенно острое противостояние наблюдалось вокруг экспорта станков и оборудования, видеомагнитофонов, автомобилей и полупроводников.

Евросоюз видел причины торговых диспропорций в чрезмерной закрытости японского рынка (слишком строгие и непрозрачные системы регулирования. Япония вела экспортную экспансию на европейские рынки, но одновременно проводила у себя жесткую протекционистскую политику. 1982-1983 гг. ознаменовались так называемой «войной против видеомагнитофонов», когда Франция обязала производителей импортируемых видеомагнитофонов давать инструкцию на французском языке. В результате чего целая партия японских видеомагнитофонов отправилась обратно. Вскоре, правда, ограничение было снято, так как японцы сумели доказать, что оно противоречит статье 30-й Римского договора (о свободной торговле).

В июле 1985 г. правительство Японии объявило о начале программы облегчения условий доступа иностранных товаров и компаний на японский рынок. Это включало либерализацию налогов, а также другие меры, нацеленные на достижение большей открытости японского рынка. Тем не менее в 1986 г. ограничительные меры со стороны ЕС продолжались. В частности, был введен налог на ввоз вино-водочных изделий из Японии.

Во второй половине 80-х годов объем капиталовложений Японии в экономику стран ЕС резко увеличился, вызвав тем самым очередное обострение экономических трений между сторонами. Если в 1984 г. прямые инвестиции Японии в ЕС составили порядка 1,5 млрд. долл., то уже в 1986 г. этот показатель составил более 3,3 млрд. долл., в 1988 г. - более 8,3 млрд. долл., а в 1989 г. вырос до рекордного уровня 14 млрд. долл. (с. 16). Одновременно росло количество японских предприятий в европейских странах - более чем в 3,5 раза за 1985-1995 гг.

При этом на японских финансовых рынках действовали столь же непрозрачные и строгие правила регулирования, как на рынках товаров и услуг. Европейские страны требовали большей открытости и прозрачности, более свободного доступа своих компаний на

японские рынки, обвиняя японцев во враждебных акциях и нежелании искать компромисс.

Ситуация стала меняться в 90-е годы. Первая причина - глобальные мировые изменения, т.е. окончание «холодной войны» и изменение расстановки сил на мировой арене. Вторая причина была сугубо «внутрияпонской» - на конец 80-х годов в Японии пришелся крах экономики «мыльного пузыря», фактор открывший фазу рецессии в японской экономике и значительно повлиявший на все ее аспекты, включая международный.

В Гааге в 1991 г. была подписана совместная декларация об отношениях между ЕС и Японией, призванная регулировать и расширять сотрудничество. Японцы надеялись на улучшение отношения европейцев к Японии. В 1995 г. совет министров ЕС объявил о принятии программы «Европа и Япония - следующий этап», в соответствии с которой планировалось развивать и партнерские отношения между странами.

Если 90-е годы были своеобразным переходным периодом в отношениях Японии и Европейского союза, то рубеж XXI столетия можно назвать периодом начала конструктивного диалога и сотрудничества. Сигналом стала прочитанная 13 января 2000 г. министром иностранных дел Японии во французском Институте международных отношений лекция «Миллениум требует партнерства -новые реалии в отношениях Японии и Европы», в которой объяснялось, почему необходимо развивать партнерские взаимосвязи между двумя мировыми центрами силы. В качестве причин назывались общие ценности сторон, необходимость укрепления внешнеполитического сотрудничества, а также общее стремление к глобализации.

В июле 2000 г. состоялся саммит Япония - ЕС, на котором было принято решение выработать план совместных действий. Этот документ был принят на следующем, десятом по счету японо-европейском саммите в декабре 2001 г. Среди пунктов этого «плана»: сотрудничество, нацеленное на достижение мира и безопасности, укрепление торгово-экономических отношений в условиях глобализации, стремление решать социальные и общечеловеческие проблемы и стремление развивать гуманитарные и культурные связи.

В настоящее время каналы, по которым осуществляются взаимные связи сторон, достаточно разнообразны и представлены на

разных уровнях. Во-первых, это наиболее важный канал «Япония -Европарламент». Он действует с 1978 г., в его рамках представители Европарламента ежегодно встречаются и обсуждают различные вопросы с парламентариями Японии. Первоначальной целью встреч было способствовать решению проблемы торговых трений. Сейчас, когда эта проблема уже не актуальна, на ежегодных встречах обсуждаются политические, экономические, социальные темы, культурные и научно-технические вопросы. При этом по-прежнему в центре внимания остаются вопросы торгово-экономических связей.

С 1991 г. ежегодно проводятся регулярные саммиты Японии -ЕС с участием премьер-министра Японии. С 1983 г. два раза в год проводятся встречи в формате Японии - «европейская тройка», на которой обычно присутствуют три представителя ЕС: министр иностранных дел страны, представитель Еврокомиссии по внешней политике и представитель ЕС, отвечающий за внешнюю торговлю и безопасность. С 1973 г. ежегодно проводятся совещания на высшем уровне, где обсуждаются внешнеполитические и экономические вопросы. С 1984 г. раз в год проводятся совещания министров Японии и стран ЕС по экономическим вопросам.

С 1994 г. раз в год проводятся переговоры по реформированию отношений Японии - ЕС. С 1991 г. проводятся встречи, посвященные обсуждению экологических проблем. С 1999 г. проводятся «круглые столы», в ходе которых участники обсуждают вопросы бизнеса (Еи - Japan Business Dialogue Round Table). Встречаются представители деловых кругов и руководители крупных предприятий Японии и европейских стран и обсуждают текущие вопросы, вырабатывают торговую и инвестиционную политику, которую потом рекомендуют правительствам своих стран.

Сегодняшнее состояние отношений сторон характеризуется отсутствием проблем. При этом есть опасение, чтобы эта «беспро-блемность» не переросла в ослабление взаимного интереса друг к другу. Поэтому надо обсуждать и решать, пусть кажущиеся незначительными, но все еще существующие недоговоренности в отношениях сторон. Япония и Европа разделяют общедемократические ценности, признают верховенство закона, основные человеческие права и на этой основе развивают партнерские отношения. Но есть вопросы, которые еще требуют обсуждения и урегулирования.

1. Снятие эмбарго на экспорт вооружения в Китай.

Впервые подобная санкция к Китаю была введена в 1989 г. В 2002 г. начались дискуссии на тему снятия ограничений. В настоящее время европейские страны пока не пришли к единому мнению по этому вопросу. Например, Франция и Германия выступают за снятие ограничений, тогда как Швеция - против. Позиции США и Японии совпадают. Обе страны выражают опасение по поводу возможности «утечки» новейших военных технологий в Китай, полагая, что это может нарушить баланс в Восточной Азии и выступают против снятия эмбарго. Японцы не приветствуют тенденцию сближения стран ЕС и КНР.

2. Новое законодательство по регулированию химических веществ (REACH).

Система принята в 2006 г. действует с 2007 г. Эта новая система регулирования производства и использования химических веществ в ЕС беспокоит Японию, как бы новый регламент не повлиял на номенклатуру экспорта соответствующей продукции в европейские страны. Поэтому последняя добивается установления и международной системы проверки этой системы.

3. Антимонопольное законодательство.

В 2007 г. антимонопольный комитет Еврокомиссии ввел санкции против 12 компаний, крупнейших производителей электроники (так называемый «сговор электронных картелей») на сумму порядка 750 млн. евро. Санкции коснулись Siemens Electronics, Hitachi, Toshiba, Mitsubishi Electronics и др. Наказанные японские компании почти не вели деятельность в тех сегментах рынках, где были выявлены нарушения, но тем не менее подверглись санкциям. Японская общественность восприняла это как отдаленное напоминание о периоде «торговых дискриминаций». Однако Европу тут трудно обвинить - наибольшим санкциям подвергся европейский гигант Siemens.

4. Проблема стандартизации международных торговых расчетов.

Глобализация международных финансовых рынков делает необходимым ввести единый стандарт международных расчетов. ЕС принял «Международные стандарты финансовой отчетности» (International Financial Reporting Standards), в соответствии с которыми строит свои финансовые отношения с другими странами. У Японии система финансовой отчетности отличается. В настоя-

щее время задачей сторон является на правительственном уровне определиться, как будут функционировать эти системы во взаимных контактах.

Я.В. Мищенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.