Научная статья на тему '2009. 01. 033. Ла порт Н. , Ворли М. Сравнительная история коммунистического движения: британская и германская компартии к 1933 г. La porte N. , Worley М. Towards a comparative history of communism: the British and German Communist parties to 1933 // contemporary British history. - L. , 2008. - Vol. 22, n 2. - p. 227 - 255. - downloaded by neicon Consortium mode of access: http://www. Informaworld. Com/smpp/section?Content=a779018233&fulltext=713240928'

2009. 01. 033. Ла порт Н. , Ворли М. Сравнительная история коммунистического движения: британская и германская компартии к 1933 г. La porte N. , Worley М. Towards a comparative history of communism: the British and German Communist parties to 1933 // contemporary British history. - L. , 2008. - Vol. 22, n 2. - p. 227 - 255. - downloaded by neicon Consortium mode of access: http://www. Informaworld. Com/smpp/section?Content=a779018233&fulltext=713240928 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
115
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ / КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ ГЕРМАНИИ / СРАВНИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / ИСТОРИЯ ПАРТИЙ / РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 01. 033. Ла порт Н. , Ворли М. Сравнительная история коммунистического движения: британская и германская компартии к 1933 г. La porte N. , Worley М. Towards a comparative history of communism: the British and German Communist parties to 1933 // contemporary British history. - L. , 2008. - Vol. 22, n 2. - p. 227 - 255. - downloaded by neicon Consortium mode of access: http://www. Informaworld. Com/smpp/section?Content=a779018233&fulltext=713240928»

2009.01.033. ЛА ПОРТ Н., ВОРЛИ М. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: БРИТАНСКАЯ И ГЕРМАНСКАЯ КОМПАРТИИ К 1933 г.

LA PORTE N., WORLEY М. Towards a comparative history of communism: The British and German communist parties to 1933 // Contemporary British history. - L., 2008. - Vol. 22, N 2. - P. 227 - 255. -Downloaded by NEICON Consortium Mode of access: http://www.informaworld.com/smpp/section?content=a779018233&full text=713240928

Ключевые слова: коммунистическая партия Великобритании, коммунистическая партия Германии, сравнительная история, история партий, рабочее движение.

Реферируемая статья рассматривает условия возникновения и структуру коммунистических партий Великобритании и Германии в период 1918-1933 гг., учитывая влияние национальных и интернациональных факторов, а также роль Коминтерна. Авторы подчеркивают, что эти партии различались по размеру и влиянию, обладали определенными специфическими чертами, создавались и действовали в различных национальных, исторических и социальных условиях. Предлагаемый Ла Портом и Ворли компаративный подход позволит оценить влияние внешних и внутренних социальных, политических, экономических и культурных факторов на партийную деятельность, ведь, несмотря на явные различия в численности и сферах влияния, обе партии возникли в европейских индустриально развитых странах, на базе масштабного и организованного рабочего движения. Предметом данной статьи являются особенности формирования, структура и организация партий, виды протестной деятельности.

Формирование партий

Партии возникли в различной социально-исторической атмосфере. В годы Первой мировой войны в Великобритании наблюдался подъем патриотизма, несмотря на сложности военного времени функционировала промышленность, политическая система была стабильной. Конечно, происходили отдельные беспорядки и забастовки, но они шли вразрез с общей ситуацией в стране. Интересы

рабочего класса выражали конституционная Лейбористская партия и тред-юнионы. Германия не только проиграла мировую войну, но и пережила революционные потрясения и гражданскую войну, рабочее и социал-демократическое движение было раздроблено.

Большинство европейских коммунистических партий, включая компартию Германии (КПГ), были сформированы на базе социал-демократических движений, возникших на фоне войны и последствий русской революции. В отличие от них компартия Великобритании (КПВ) представляла собой объединение социалистических организаций, располагавшихся на периферии британского рабочего движения. Марксизм не имел широкого распространения в Британии, поэтому у компартии была довольно ограниченная политико-интеллектуальная база. В то время как германские социал-демократы с 1891 г. опирались на марксистскую программу, британское рабочее движение сохраняло действенные связи с местными либеральными и радикальными традициями и Лейбористской партией. Важной чертой авторы считают то, что долгое время британское коммунистическое движение находилось в тени Лейбористской партии, поддерживаемой большинством рабочих. В период 1918-1922 гг. лейбористы трудились над созданием полноценной национальной организации, которая должна была стать в перспективе главной парламентской оппозицией консерваторам, добиться успехов на муниципальных выборах и существенно расширить число своих сторонников. Германское коммунистическое движение возникло на базе неоднородной социал-демократии, важным фактором было формирование партии в условиях революции, свержения старого политического режима и учреждения Веймарской республики.

Авторы подчеркивают, что различные условия формирования партий повлияли на характер их деятельности. Британская компартия не стремилась быть эффективной альтернативой либеральной демократии, компартия Германии, напротив, стала инструментом выражения социального протеста рабочих. Формирование и первые годы деятельности КПГ прошли в настоящей борьбе с социал-демократами, результаты которой губительно повлияли на рабочее движение после прихода к власти Гитлера. А КПВ хоть и объявляла себя революционным противником лейбористов, допускала двойное членство, нередкими были регулярные совместные

действия на местном уровне. Впоследствии идеологические и организационные противоречия между партиями нарастали, но они никогда не достигали такого накала борьбы, как в Германии.

Партийная структура

По количеству членов КПГ и КПВ заметно различались. КПГ была второй по численности компартией Европы, в период 19291933 гг. она насчитывала около 360 тыс. членов. КПВ к 1939 г. объединяла немногим более 17 тыс. членов. Тем не менее авторы подчеркивают и определенные подобия.

1. В обеих партиях наблюдалась значительная потеря числа избирателей, согласно некоторым подсчетам британские коммунисты теряли каждый год почти десятую часть своих соратников. В период между 1920 и 1933 гг. КПГ покинуло около миллиона членов. Подобная текучка партийных кадров, предполагают авторы, была ответом на политические изменения.

2. Задуманные как партии пролетарской революции они обе пользовались поддержкой среди населения крупных индустриальных центров. В Великобритании - Лондон, Манчестер, Шеффилд, а также шахтерские поселки, верфи и текстильные города Южного Уэльса, Шотландии, Ланкашира, Тайнсайда (промышленный район, прилегающий к устью реки Тайн). В Германии же существовала заметная диспропорция между угледобывающими регионами, крупными центрами химической и металлургической промышленности и судостроительными верфями, образующими «красный пояс». В электоральном плане наибольшую поддержку оказывали районы с высокой степенью неквалифицированных рабочих, но к середине 1920-х годов влияние компартии распространилось на Рур, Нижний Рейн и индустриальные центры Тюрингии, Саксонии, а также крупные города - Берлин и Гамбург. Среди членов и лидеров Компартии Великобритании преобладали квалифицированные рабочие и служащие: котельщики, инженеры, мелкие торговцы, шахтеры и клерки. Среди лидеров партии был выпускник Оксфорда и представители среднего класса. В КПГ доминировали индустриальные рабочие - 68%, квалифицированные рабочие - 40%, разнорабочие - 28%, интеллектуалы занимали 18% ведущих постов в партии.

3. Среди членов обеих партий преобладали молодые люди в возрасте от 20 до 40 лет.

4. Состав обеих партий зависел от экономических потрясений и характера модернизации в межвоенный период. В Германии в период массовой безработицы партийное представительство из фабричных рабочих снизилось от 63% в 1928 г. до 11% в 1932 г. Так же в Великобритании количество членов партии из числа безработных соответствовало экономическим подъемам и спадам: в 1926 г. безработных членов КПВ было 6%, в 1932 г. - 60%, а к 1937 - 25%.

5. В обеих партиях был незначительный процент членов женщин. К 1934 г. в КПВ было только 815 женщин (13%), а в КПГ в 1932 г. было 43000 женщин (12%).

Авторы подчеркивают характерные моменты, присущие обеим партиям: доминирование среди членов партии молодых мужчин, рабочих или безработных; незначительная вовлеченность трудящихся женщин; обе партии испытывали трудности с членством и поддержкой со стороны большинства рабочего класса; заметное расширение партийного влияния в периоды кризисов и беспорядков.

Партийная работа

Авторы так пишут о влиянии Коминтерна на компартии: принадлежность к этой организации обязывала всех членов партии принять большевистскую модель идеологической чистоты и организационный централизм, оказывать «безусловную поддержку» Советским республикам, быть подконтрольными штаб-квартире Коминтерна в Москве (с. 238). К концу 1920-х годов компартии разных стран были превращены в монолитные строго дисциплинированные и централизованные «сталинистские» организации. Однако на практике работа партий определялась местными условиями, следовательно, директивная линия центрального руководства находилась под влиянием множества локальных факторов. В качестве иллюстрации этой мысли авторы приводят конкретные примеры партийной деятельности: пропаганду, участие в различных формах протестного движения, отношения с профсоюзами и другими движениями и партиями. Ла Порт и Ворли подчеркивают различия в деятельности партий. К концу 1920-х годов коммунисты

Германии и Великобритании не только агитировали на заводах и фабриках, но и организовывали и принимали активное участие в силовых протестных действиях, стачках, забастовках. В то же время, продолжают авторы, подобные согласованные действия преломлялись через противоречивые социальные, политические и экономические контексты: если коммунисты Германии действительно действовали агрессивно, то в Англии проходили всего лишь демонстрации безработных коммунистов (с. 244).

Проведенный сравнительный анализ формирования и деятельности компартий приводит авторов к следующим выводам. 1. КПГ имела значительно более сильное влияние на национальное рабочее движение, чем компартия Великобритании. Немецкие коммунисты играли важную политическую роль в период Веймарской республики. 2. Несмотря на то, что обе партии позиционировали себя как революционную альтернативу социальной демократии, они по-разному строили отношения с социал-демократическим и лейбористским движениями. КПВ пыталась интегрироваться с рабочим движением. Избегая конкуренции с лейбористами, компартия выступала как боевая группа давления в рамках рабочего движения, влияющая через различные организации-прикрытия на лейбористов и тред-юнионов. Отношения между компартией Германии и социал-демократами были гораздо более напряженными и драматичными. Идеологические разногласия, произраставшие из партийной мифологии о «неизбежной» победе коммунизма, усугублялись «предательской» позицией социал-демократов Германии, кооперировавшихся с политической и экономической элитой «буржуазного государства» (с. 246). 3) Революционное наследие в сочетании с социально-экономическими и политическими условиями сделало немецкую компартию более жесткой, агрессивной и воинственной, чем КПВ.

Ю.В. Дунаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.