2008.04.025. БАХ Д.С. «ОЧЕВИДНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ» НИГЕРИИ В ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ: ДОМИНИРОВАНИЕ БЕЗ МОГУЩЕСТВА.
BACH D.C. Nigeria's «manifest destiny» in West Africa: Dominance without power // Afrika spectrum. - Hamburg., 2007. - Vol. 42, N 2. -P. 301-321.
Автор полагает, что «вопреки сомнениям, под которые были поставлены мессианские амбиции Нигерии в 80-90-е годы, эта страна остается региональным гегемоном, основой относительной стабильности Западной Африки, но вынуждена всё большее внимание уделять ее экономическому развитию, становясь одним из главных региональных инвесторов инфраструктуры и крупных межгосударственных проектов» (с. 301).
Нигерия является демографическим гигантом Западной Африки, согласно официальным данным за 2006 г., там проживали 146 млн. человек, или 60% населения Западной Африки. Также, согласно экономическим оценкам ООН, в этой стране находятся 50% работающих или создающихся крупнейших предприятий региона. Максимальная добыча нефти в январе 2006 г. составила 2,6 млн. баррелей в сутки, разведанные запасы нигерийского газа составляют 120 триллионов кубических футов, в разработке находятся месторождения в 45 триллионов кубических футов (с. 303).
Как отмечает автор, начало активной региональной экспансии Нигерии пришлось на 70-е годы. За 1971-1978 гг. Нигерия вложила в экономику региона более 700 млн. долл. Тогда же были заложены основы будущей ЭКОВАС - экономического и военного объединения англоязычных стран региона, при непосредственном участии Нигерии началось строительство газопровода в Бенин и Того; ею куплены 10% акций крупнейших предприятий по переработке урановой руды в Мали и Нигере, а также 25% акций новой фабрики переработки сельскохозяйственного сырья в Сенегале. Военные правительства Нигерии «выделяли средства для переобучения сотрудников МВД и военнослужащих стран региона в Нигерии и Индии, активно предоставляли инструкторов для силовых ведомств стран-соседей» (с. 306). Эти проекты побудили Францию,
опасавшуюся утраты влияния в регионе, основать Сообщество стран Западной Африки (ССЗА).
В 80-е годы правительство И. Бабангиды планировало по примеру ССЗА к 2001 г. ввести единую валюту региона, но «понижение цен на нефть не позволило реализоваться региональным амбициям Нигерии. Военное присутствие в регионе «было даже усилено, как выяснили расследования в начале XXI в., это было обусловлено коррупционными соглашениями с правительствами Сьерра-Леоне, Гвинеи и Кот-д'Ивуара, желавших сохранить контроль над золотыми и алмазными месторождениями своих стран, погруженных в хаос гражданских войн и этнических чисток» (с. 307). 1985-1997 гг. стали временем утраты Нигерией официальных политических контактов с Западом, не желавшим признавать военные правительства, одновременно за этот период Нигерия получила от правительств США, Англии и Франции более 320 млн. долл., предназначенных для поддержания ее миротворческих операций. В 1993 г. в Женеве была учреждена Наблюдательная миссия ООН в Либерии (НМООНЛ), но деятельность ее 95 сотрудников ограничивалась выездами в зону боевых действий для оценки материального ущерба и поставками одноразовых шприцев и необходимых медикаментов. К 1993 г. из 11 тыс. военнослужащих ЭКОМОГ (военного отделения ЭКОВАС) 75% были нигерийцами, Нигерия финансировала 90% стоимости операций.
По оценкам американских военных аналитиков, «армия Нигерии в данный момент нуждается в скорейшем переоснащении и переобучении, так как 75% сухопутной техники работает на пределе ресурса, из 52 судов только 10 способны выполнять в полной мере свои функции, а из 90 самолетов на деле летают только 5» (с. 312). Приход к власти Олосегуна Обасанджо ознаменовался сокращением активного военного присутствия в регионе. Вместо силовой борьбы с последствиями бедности и экономической нестабильности новый президент предложил «создать условия, в которых сама возможность возникновения голодных бунтов, мятежей из-за нехватки воды и восстаний безработных в Западной Африке будет сведена к нулю» (с. 314). Согласно предложению О. Обасанджо «каждая страна региона должна выделять 3% своего ежегодного бюджета на развитие региональной инфраструктуры» (там же).
По мнению автора, «в ближайшие два десятилетия экономические амбиции нигерийской элиты претерпят качественные изменения, вложения в развитие региональной сырьевой базы останутся крупными, но все больший удельный вес будут иметь совместные проекты строительства международных авто- и железных дорог, портов, газопроводов, мелиорации и создание сети начальных школ и фельдшерских пунктов» (с. 318).
В. С. Олишевко