Научная статья на тему '2008. 04. 011. Теодозиус К. Обнаружение эмоций в процессе управления эмоциями. Theodosius C. recovering emotion from emotion management // sociology. - L. , 2006. - Vol. 40, n 5. - P. 893-910'

2008. 04. 011. Теодозиус К. Обнаружение эмоций в процессе управления эмоциями. Theodosius C. recovering emotion from emotion management // sociology. - L. , 2006. - Vol. 40, n 5. - P. 893-910 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
85
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / ИНТЕРАКЦИОНИЗМ СИМВОЛИЧЕСКИЙ / ФРЕЙД З / ХОХШИЛЬД А
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 04. 011. Теодозиус К. Обнаружение эмоций в процессе управления эмоциями. Theodosius C. recovering emotion from emotion management // sociology. - L. , 2006. - Vol. 40, n 5. - P. 893-910»

2008.04.011. ТЕОДОЗИУС К. ОБНАРУЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭМОЦИЯМИ. THEODOSIUS C. Recovering emotion from emotion management // Sociology. - L., 2006. - Vol. 40, N 5. - P. 893-910.

Автор представляемой статьи Катерина Теодозиус (университет Эссекса, Великобритания) развивает теоретический подход к управлению эмоциями с помощью методологического инструментария «новой социальной теории эмоций» А. Р. Хохшильд, которая изложена в ее работе «Управляемое сердце» (1983)1. К. Теодозиус полагает, что подход Хохшильд концептуально ограничен, поскольку, акцентируя ведущую роль социальных факторов, не учитывает значение бессознательных процессов. Автор статьи осуществила собственное эмпирическое исследование эмоциональных особенностей труда медсестер и младшего медицинского персонала (включенное наблюдение в течение 14 месяцев, аудиодневники и полуструктурированные интервью) с целью дополнить теорию Хохшильд анализом бессознательных аспектов поведения, положив тем самым начало изучению скрытых бессознательных эмоций в процессе управления эмоциями.

Эта статья, по словам автора, не претендует на полный охват проблематики социологии эмоций, а сосредоточивается на рассмотрении работ А. Хохшильд, в которых раскрывается биологическая, психологическая и социальная природа эмоций, и на исследовании бессознательных эмоций, возникающих в социальных взаимодействиях (с. 893). В последнее время концепция «управления эмоциями» А.Р. Хохшильд стала чрезвычайно популярной в социологии, поскольку в ней содержится теоретическое обоснование именно социальной природы эмоций, а также потому, что она дает возможность эмпирически изучить управление эмоциями в различных социальных контекстах. Хохшильд показывает, что эмоции становятся объектом манипуляции во властных и экономических отношениях, свойственных современным обществам. Поэтому в концепции Хохшильд эмоции часто оказываются скрытыми за процессами управления эмоциями. Однако это не означает,

1 Hochschild A.R. The managed heart. - Berkeley: Univ. of California press,

1983.

что эмоции недоступны для наблюдения. Автор настоящей статьи отчасти солидаризируется с позицией Я. Крейба, который считает, что в социологии эмоции определяются слишком узко. Исследования эмоций касаются в основном сознательных, наблюдаемых, управляемых и рационально понимаемых эмоций1. Но К. Теодози-ус намерена показать, что интеракционистский подход к изучению эмоций и учет их бессознательных аспектов будут способствовать углублению знаний о процессах управления эмоциями.

В первой части статьи автор раскрывает основные положения «новой теории эмоций» Хохшильд, которая основывается на нескольких классических концепциях эмоций, включая органические теории Ч. Дарвина и З. Фрейда, а также интеракционистские подходы Ч.Р. Миллса, Х. Герта, Дж. Дьюи, Э. Гофмана. Хохшильд пишет: «Эмоция - это опыт тела, готовность к воображаемому действию. Поскольку тело готово к действию в физиологическом смысле, эмоция включает биологические процессы. Таким образом, когда мы управляем эмоцией, мы частично управляем готовностью тела к сознательно или бессознательно предвосхищаемому действию. Вот почему эмоциональная работа - это работа... Сознание вовлечено в процесс, посредством которого эмоции посылают сигналы индивиду. Эти сигналы являются сложными. поскольку включают реальность, заново воспринимаемую по образцу предшествующего ожидания... Идея предшествующих ожиданий подразумевает существование предшествующего self. Большинство из нас поддерживают предшествующее ожидание непрерывного self, но характер self подвержен глубокому социальному влиянию. и способ, которым эмоция посылает сигналы, также находится под влиянием социальных факторов»2. Хохшильд полагает, что физиологически эмоциональное реагирование происходит в ответ на сознательное и бессознательное предвосхищение действия. Это предвосхищение должно быть основано на предыдущем и находящемся в памяти опыте, который является главным для «self», по сути представляющего собой особую форму социального процесса. Согласно Хохшильд, эмоция - это не только биологическая реакция,

1 Craib I. Some comments on the sociology of emotions // Sociology. - L., 1995. -Vol. 29, N 1. - P. 105.

2 Hochschild A. R. Op. cit. - Р. 220-222.

возникающая в ответ на различные стимулы. Процесс управления чувствами может влиять на появившиеся эмоции и создавать новые эмоции.

В этих концептуальных рамках Хохшильд исследует процесс управления эмоциями, который зависит от того, какая эмоция переживается и как нормы и ценности, касающиеся чувств (Хохшильд называет их «правилами чувствования» - feeling rules), влияют на интерпретацию переживаемой эмоции. Концепция управления эмоциями позволяет изучать взаимосвязи между эмоциональным опытом, правилами чувствования и идеологией. Правила чувствования эффективно руководят процессом управления эмоциями, определяя сами эмоции. Например, невеста в день своей свадьбы интерпретирует свои чувства как счастье, поскольку правила чувствования, касающиеся свадьбы, предписывают, что это счастливейший день в жизни и что ей следует чувствовать себя счастливой. Правила чувствования отражают социальные ценности. Ценность, касающаяся поведения невесты на свадьбе, базируется на праве этой женщины быть счастливой. Любые другие чувства, которые будет испытывать невеста, будут также идентифицированы и управляемы в соответствии с культурными правилами чувствования. Управление эмоциями здесь объясняется через процесс социализации, который представляет собой приобщение к социальным ценностям и нормам. Все эти отношения включают в себя управление эмоциями или эмоциональную работу, которая связана с частной сферой (семьей и друзьями).

В публичной сфере современных капиталистических обществ эмоциональная работа в частной сфере подвергается трансмутации1 и служит коммерческим целям. Хохшильд называет эмоциональную работу (emotional work) в коммерческих целях эмоциональным трудом (emotional labour), поскольку он продается и контролируется, будучи включенным в сферу должностных обязанностей. Эмоциональный труд «требует от человека выражать или подавлять чувства для того, чтобы поддерживать выражение лица, которое производит соответствующее впечатление на других. Эмоцио-

1 Согласно автору, трансмутация имеет место там, где способ, которым индивид управляет своими чувствами в частной сфере, используется им для производства чувств в коммерческих целях, например улыбки покупателям (с. 909).

нальный труд... поэтому обладает обменной ценностью»1. Эмоциональный труд осуществляется с помощью двух процессов, которые Хохшильд называет поверхностным и глубинным процессом действия. Эти процессы до определенной степени подразумевают обман по поводу действительных или предполагаемых чувств индивида. В поверхностном процессе действия индивид стремится к тому, чтобы чувствовать то, что от него ожидается, просто посредством сдерживания одной эмоции, например гнева, и выражения другой эмоции, например симпатии. В глубинном процессе действия индивид «работает» над чувствами для того, чтобы реально испытывать ожидаемые эмоции, т.е. выражать искреннюю симпатию. Основываясь на тезисе о правилах чувствования, Хохшильд раскрывает социальные паттерны повседневных актов управления эмоциями в связи с социальными интересами и идентичностью.

В рассуждениях о поверхностном и глубинном процессах действия Хохшильд использует некоторые положения З. Фрейда с целью найти связь между внутренним переживанием эмоции и тем, что выражается в социальном взаимодействии. Хохшильд понимает Фрейда следующим образом: бессознательное действует как медиатор между инстинктивной реакцией (например, отвращением, когда человека тошнит) и индивидуальным пониманием социальных ожиданий (сознательной реакцией индивида на тошноту). Это позволяет провести различие между, например, пациентом, которого тошнит вследствие болезни, и человеком, которого тошнит вследствие чрезмерного потребления алкоголя. Фрейд, однако, полагает, что эмоции бессознательны, но вытеснены или подавлены: «Изначально аффект или эмоция может быть воспринята, но неправильно истолкована. Посредством подавления изначальной формы выражения эта эмоция принудительно связывается с другой идеей, и в определенный момент она интерпретируется сознанием как выражение этой другой идеи. Если мы восстанавливаем истинную связь, мы называем изначальный аффект "бессознательным", хотя этот аффект никогда не был бессознательным, но его осознание в виде определенной идеи поверглось вытеснению»2. Хох-

1 Hochschild A. R. The managed heart. - Berkeley: Univ. of California press, 1983. - Р. 7.

2 Um\ m>: Hochschild A. R. Op. cit. - Р. 210.

шильд интерпретирует Фрейда таким образом, что, например, медсестра действительно испытывает отвращение к пациенту, но подавляет свои чувства. Автор считает, что в данном случае идея о том, что медсестра не чувствует отвращения, интерпретируется ее сознанием как забота и доброта, и эмоция идентифицируется как симпатия. Чувство отвращения не было бессознательным, но социальное представление о заботливой и сочувствующей пациенту медсестре подавляет его. Все это позволяет осуществиться сознательному управлению эмоциями благодаря Эго как медиатору, которое управляет сознанием и подавляет определенные эмоции, перерабатывая импульсы И. Таким образом, эмоции являются сигналами, ускоряющими действие.

Далее Хохшильд показывает, как культурные правила могут (посредством Супер-эго) присоединиться к действиям Эго (эмоциональная работа) по отношению к И (чувствам). Она особым образом вписывает социальные факторы в процесс управления эмоциями, используя интеракционистский подход, подчеркивающий зависимость самого акта управления от эмоции, которой он управляет. Эмоция отчасти создает процесс управления. Интеракциони-стская модель предполагает, что социальные факторы входят в сам процесс формирования эмоций посредством кодификации, управления и выражения1. В свою очередь каждая переживаемая эмоция определяется в соответствии с нормами и ценностями (правилами чувствования). Испытывая эмоцию, индивид идентифицирует ее в соответствии с социальным контекстом. Социальный контекст также связан с правилами чувствования, и отсюда индивид знает, является ли эта эмоция пригодной для выражения и какой способ будет приемлемым для выражения этой эмоции, следует ли эту эмоцию подавить и выразить другую, социально приемлемую эмоцию. Именно социальное различие проводится между пациентом, которого тошнит вследствие болезни (социально приемлемая ситуация), и человеком, которого тошнит вследствие чрезмерного употребления алкоголя (социально неприемлемая ситуация). К. Теодозиус полагает, что в результате такого подхода возможно эмпирическое наблюдение только социально приемлемых, нескрываемых эмоций (например, эмоция симпатии - в отношении боль-

1 Цит. по: НосЬзсЫЫ А. Я. Ор. а! - Р. 206-207.

ного и отвращение - в отношении перепившего человека). Эти эмоции определяются только тогда, когда они проверяются правилами чувствования. Обсуждаемый метод понимания эмоциональных процессов является плодотворным, но он сводит эмоции к симпатии и отвращению. Вопрос, по мнению автора, заключается в том, существуют ли здесь другие значимые эмоции, которые лежат за пределами внешнего выражения и социальной интерпретации симпатии и отвращения (с. 898).

Чтобы раскрыть понятие глубинного процесса действия в отношении эмоций, Хохшильд синтезирует интеракционистскую теорию с теорией Фрейда. Она рассматривает взаимодействие между I (спонтанное self) и Me (социальное self) Дж.Г. Мида, чтобы объяснить, как индивид управляет конфликтующими социальными правилами, определяющими конформные и девиантные формы поведения. Она вводит положения Фрейда о подавлении эмоций в систему координат интеракционизма, предполагая, что «социальные чувства индивида не вытесняются в бессознательное, как это было для Фрейда, но сознательно сдерживаются и контролируют-ся»1. Эта интерпретация, замечает автор, сталкивается с некоторыми трудностями. Во-первых, Фрейд действительно утверждал, что чувства индивида не являются бессознательными, а подавляются. Во-вторых, Хохшильд говорит не об «изначальных чувствах», которые подавляются, а о «социальных чувствах», которые сдерживаются. По Фрейду, изначальная эмоция возникает в Id и является спонтанной и инстинктивной. I в концепции Мида является спонтанным и социально недифференцированным, подобно Id, однако Хохшильд трактует I как культурно изменчивую и социально дифференцированную часть self, чем являются по сути Me или Супер-эго. Поэтому, с точки зрения К. Теодозиус, Хохшильд в рамках своей теории не оставляет места для «изначальных» эмоций, рассматривая только социально управляемые эмоции (с. 899).

Согласно Фрейду, сознательные и бессознательные эмоции, которые напрямую влияют на поведенческие модели, могут обходить процесс осознания и игнорировать контроль Супер-эго. Это происходит потому, что они возникают непосредственно, не будучи связанными со словесными определениями, социальными по

1 Цит. по: Hochschild A. R. Op. cit. - Р. 214.

своей природе. По мнению Теодозиус, это важно, поскольку эмоции часто связаны с иррациональными действиями, не поддающимися контролю и управлению. Фрейд считал, что сознательное управление эмоциями осуществляется для того, чтобы облегчить выражение других бессознательных эмоций. Например, медсестра, которая подавляет отвращение и выражает симпатию через представление о себе как заботящейся о больном, может выражать при этом бессознательные эмоции. Выражая симпатию, она предоставляет любовь и заботу, а также получает любовь и благодарность в ответ. Заботясь о пациентах, она удовлетворяет глубокую бессознательную потребность быть любимой. Эта скрытая эмоция любви бессознательно инициирует управление эмоцией отвращения и мотивирует сознательный выбор профессии.

Действительно, медсестра могла испытывать симпатию не только в силу социальных ожиданий от нее как от медсестры, но и потому, что пациент проецирует на нее свою потребность в симпатии. Это главный компонент психоаналитического понятия трансфера . По сути, любые человеческие взаимоотношения будут включать в себя некоторую степень трансфера. Хотя трансфер рассматривается психоаналитиками как внутреннее событие, он тоже социален. Поэтому управление эмоциями нужно изучать и понимать не только в связи с социальным взаимодействием, но и в связи с бессознательными процессами.

Автор ставит следующий вопрос: возможно ли доказать эмпирически важность бессознательных эмоций (с. 901)?

Эмпирическое исследование, проведенное К. Теодозиус, имело целью обнаружить скрытые и явные эмоциональные процессы, влияющие на эмоциональный труд в процессе ухода за больными, который, по ее мнению, можно рассматривать как маргина-

1 Трансфер или перенос - одно из основополагающих понятий системы

З. Фрейда. Это очень сильная связь пациента с психоаналитиком во время лечения, которая имеет сложную природу. Это смесь любви, восхищения, привязанности; а в случаях так называемого «негативного переноса» - смесь ненависти, противодействия и агрессии. Если психоаналитик и пациент принадлежат к разным полам, суть переноса можно описать как влюбленность. Психоаналитик становится объектом любви, восхищения, зависимости и ревности. Контртрасфер или контрперенос - то же самое психологическое явление, которое происходит в отношении пациента со стороны психоаналитика.

лизированный в силу организационных ограничений и низкого статуса медсестер. Поскольку эмоции и чувства являются постоянными в этой ситуации, а медицинский уход включает взаимодействие лицом к лицу, то управление эмоциями должно также быть постоянным, а не маргинализированным. Эмпирически, однако, при успешном управлении эмоциями именно управляемые эмоции оказались недоступны для внешнего наблюдения. Для того чтобы определить их, испытуемого просили рассказать о них. Но обнаружить эмоции можно лишь тогда, когда индивид сознательно оценивает свои чувства и процессы управления ими. Автор попыталась преодолеть некоторые из этих трудностей с помощью следующих методов сбора и анализа данных.

Включенное наблюдение проводилось в хирургическом отделении, в палате для тяжелых больных, и преследовало следующие цели: 1) испытать те же эмоции, что и другие медсестры, работающие в палате; 2) определить правила чувствования, характерные для этой ситуации; 3) участвовать в работе с пациентами, медсестрами и другими членами команды. Кроме того, медсестры записали 15 аудиодневников, рассказывая о своих чувствах. На основании расшифровки дневников впоследствии были проведены интервью с теми же 15 медсестрами, в которых обсуждалось содержание записей. Здесь был использован нарративный подход, который способствовал составлению полного описания эмоциональных переживаний. Третий метод анализа включал психоаналитические понятия трансфера и контртрансфера с целью обнаружения бессознательных эмоций. Это стало возможным, поскольку автор имела долговременные личные отношения с медсестрами и сама, являясь дипломированной медсестрой, ухаживала за пациентами.

Пример, который выбирает автор для обсуждения, взят из аудиодневника и интервью медсестры Сьюзан, недавно закончившей обучение. Между ней и автором статьи установились близкие отношения, так как автор была ее наставником. Запись была сделана, когда Сьюзан только что закончила дежурство. В этот день Сьюзан выглядела утомленной и рассерженной. Дома она сделала запись, в которой говорила о том, как сильно она хотела стать медсестрой, но ей практически не удается уделять внимание своим пациентам по причине чрезмерной занятости. Она не может сказать, что чувствуют ее пациенты, счастливы ли они или нет, одиноки ли.

Когда одна из пациенток умерла, у нее возникло чувство вины, потому что она не провела с ней и ее семьей достаточно времени.

Во время непосредственного взаимодействия со Сьюзан, как отмечает автор, эти эмоции внешне не выражались, предположительно Сьюзан успешно управляла ими. Здесь подтверждается теоретическое положение Хохшильд об управлении эмоциями, которые становятся различимыми через правила чувствования. Однако здесь обнаруживаются и слабые стороны подхода Хохшильд. Во-первых, чувство вины становится очевидным только тогда, когда учитывается конкретная ситуация взаимодействия. Эмоциональный труд, который хотела бы предложить Сьюзан, - это сочувствие и утешение умирающей и ее семьи, что ожидается от нее как от медсестры. Чувство вины возникает у Сьюзан, когда она не соответствует этим ожиданиям. Во-вторых, эмоции, определенные в процессе анализа, включают также фрустрацию, неудовлетворенность и гнев. Этот гнев не соответствует тому правилу чувствования, которое было выделено выше.

Во время интервью стала выстраиваться полная история этого дежурства. Сьюзан воскликнула: «Да, при мне умерла пациентка. Я не говорила вам? Там были родственники, которые сказали мне, что я убила их сестру!». Сестра пациентки сказала, что именно Сьюзан лишила ее шанса на жизнь. Это заставило Сьюзан почувствовать себя абсолютным ничтожеством. Таким образом, взаимодействие, которое произошло между Сьюзан, умирающей пациенткой и ее сестрой, становится решающим для анализа. Здесь автор анализирует возникновение бессознательных эмоций не только во взаимодействии между Сьюзан и сестрой пациентки, но и в контакте Сьюзан с автором, и предполагает, что здесь имело место управление совсем другой эмоцией.

М. Кляйн, исходя их фрейдовского понятия трасфера, полагает, что проективная идентификация в рамках трансфера заставляет одного из участников избавляться от некоторых частей self, например деструктивных эмоций гнева и ненависти, и проецировать их на других. Интроективная идентификация, с другой стороны, существует там, где человек бессознательно принимает нежеланные чувства, проецируемые другим человеком, и затем в рамках отношений трасфера выражает их вовне. Для М. Кляйн это означает, что Эго научилось отделять объект любви от объекта ненависти.

Это расщепление необходимо для того, чтобы проводить различие между основополагающими чувствами любви и ненависти и таким образом обеспечивать здоровую эмоциональную жизнь.

Итак, когда Сьюзан жалуется, что не знает о чувствах своих пациентов, то здесь, по предположению автора, она бессознательно отражает фрустрацию сестры пациентки, возникшую вследствие незнания о физическом и душевном состоянии больной. Сьюзан отражает здесь чувство вины и гнева сестры пациентки. Таким образом, подобно тому, как сестра пациентки чувствует гнев из-за невозможности заботиться об умирающей, Сьюзан рассержена, поскольку больничная система лишает ее возможности заботиться об умирающей пациентке. Наконец, она проецирует эти чувства на автора статьи, вызывая те же чувства вины, гнева и боли.

По мнению автора, этот пример высвечивает некоторые важные аспекты, которые по существу углубляют представление об управлении эмоциями. Прежде всего, бессознательные эмоции оказались явными и релевантными описанному социальному взаимодействию. Включение в анализ понятия трансфера и подробное рассмотрение всех взаимодействий объясняет возникновение эмоции гнева. То, что эмоциональный труд Сьюзан как часть осуществляемого ею медицинского ухода, включает усвоение проецируемых эмоций другого человека и выражение этих эмоций уже в других отношениях, является важным в социологической трактовке управления эмоциями. Это дает основания полагать, что эмоциональный труд - это совместное управление эмоциями. Однако остается целый ряд вопросов, на которые необходимо ответить в дальнейшем. Например, является ли опыт Сьюзан уникальным или он типичен и почему? А также вопрос о валидности психоаналитического подхода к изучению эмоций, используемого вместе с общим социологическим подходом (с. 907).

О.А. Симонова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.