Научная статья на тему '2008. 03. 053. Буршье Д. Сша, Буш и Индонезия: недобрая память, новая оболочка. Bourchier D. The United states, Bush and Indonesia: bitter memories, new eggshells // Bush and Asia: America's evolving relations with East Asia / ed. By M. Beeson. - L. ; N. Y. : Routledge, 2006. - P. 162-178'

2008. 03. 053. Буршье Д. Сша, Буш и Индонезия: недобрая память, новая оболочка. Bourchier D. The United states, Bush and Indonesia: bitter memories, new eggshells // Bush and Asia: America's evolving relations with East Asia / ed. By M. Beeson. - L. ; N. Y. : Routledge, 2006. - P. 162-178 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
52
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИАМЕРИКАНИЗМ ИНДОНЕЗИЯ / АМЕРИКАНО-ИНДОНЕЗИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 03. 053. Буршье Д. Сша, Буш и Индонезия: недобрая память, новая оболочка. Bourchier D. The United states, Bush and Indonesia: bitter memories, new eggshells // Bush and Asia: America's evolving relations with East Asia / ed. By M. Beeson. - L. ; N. Y. : Routledge, 2006. - P. 162-178»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2008.03.053. БУРШЬЕ Д. США, БУШ И ИНДОНЕЗИЯ: НЕДОБРАЯ ПАМЯТЬ, НОВАЯ ОБОЛОЧКА. BOURCHIER D. The United States, Bush and Indonesia: bitter memories, new eggshells // Bush and Asia: America's evolving relations with East Asia / Ed. by M. Beeson. - L.; N.Y.: Routledge, 2006. - P. 162178.

Автор (Школа азиатских исследований университета Западной Австралии) рассматривает историю непростых отношений США с Индонезией.

Одним из самых тревожных открытий для руководства США при чтении обзора Pew Global Attitudes 2003 г. была степень неприязни к американцам, вызванная «войной с террором» администрации Дж. Буша. Самое резкое изменение к худшему зафиксировано в Иордании и Палестине; в регионе Восточной и Юго-Восточной Азии лидировала Индонезия, где «показатель одобрения» США упал с 75% в 2000 г. до 15% в середине 2003 г. (с. 162). Иногда это объясняют тем, что Индонезия - самая населённая в мире мусульманская страна, но это лишь частичное объяснение.

Как писал в журнале американской Флотской Лиги Л. Грисуолд в 1973 г.: «Индонезии досталось, вероятно, стратегически наиболее влиятельное местоположение в мире» (с. 162). Страна находится на пересечении морских путей из Индийского в Тихий океан, по которым идёт вся морская торговля Европы, Ближнего Востока, Южной Азии и Австралии с промышленными гигантами Восточной Азии (Японией, Китаем, Южной Кореей, Тайванем). Через территориальные воды Индонезии проходит более половины мирового торгового судоходства (для сравнения: через Малаккский пролив ежедневно проходят более 200 судов, через Суэцкий канал - 40, через Панамский канал - 38) (с. 177). Индонезия имеет и огромное стратегическое значение, будучи расположена в центре зоны Тихоокеанского командования США, которая протянулась от Персидского залива и восточного побережья Африки до западного побережья США. Проливы Омбай - Ветар и Ломбок служат единственными путями прохода атомных подводных лодок из Тихого в Индийский океан и обратно. Беспрепятственный

доступ к этим проливам был жизненно важным для США в годы «холодной войны» и остаётся таковым для сдерживания Китая.

США интересуют и природные богатства Индонезии, включая нефть, газ, каучук и пальмовое масло. В 1940 г. на США приходилось 30% экспорта тогдашней Нидерландской Индии. В 1953 г. президент Д. Эйзенхауэр обосновал военную помощь Франции в Индокитае тем, что падение Вьетнама и Малайзии приведёт к потере «для свободного мира богатой империи Индонезии» (с. 163). В настоящее время торговля Индонезии с США значительна, но из-за конкуренции Китая позиции страны на американском рынке слабеют (в 2001 г. она занимала в импорте США 11-е место, через два года опустилась на 21-е). И всё же Индонезия остаётся для США ценным торговым партнёром: американские фирмы - крупнейший зарубежный инвестор (25 млрд. долл. в 2003 г.), особенно в нефтяном и газовом секторе (с. 163). Компания «Фрипорт Макморан» имеет концессию на разработку крупнейшего в мире месторождения золота и меди в Грасберге (Западный Ириан).

США признают Индонезию и как политического игрока в Юго-Восточной Азии. Это крупнейшее государство региона (235 млн. человек), которое играет доминирующую роль в АСЕАН. После 11 сентября 2001 г. значение Индонезии для США выросло ещё больше. Во-первых, она остаётся одной из немногих демократических стран с мусульманским большинством. Вместе с Малайзией её считают «образцом умеренности» в исламском мире. Во-вторых, Индонезия - один из источников терроризма, что стало особенно очевидно после терактов на Бали в 2002 и 2005 гг. Индонезию вместе с Филиппинами называют в Вашингтоне передовой линией в войне с террором.

Несмотря на решающую помощь США в обретении Индонезией независимости, почти все, кто был вовлечён в борьбу, полагали, что независимость завоёвана вопреки им: американцы будто бы пришли на помощь только из своекорыстных интересов и только когда стало ясно бессилие голландцев. Опыт внушил политическому классу стойкое подозрение, что внешние силы стремятся манипулировать Индонезией. Эти настроения отразились в принципе, согласно которому внешняя политика Индонезии должна быть «активной и независимой». Президент А. Сукарно стал основателем и выразителем интересов Движения неприсоединения (историческая

афро-азиатская конференция в Бандунге 1955 г.). «Неприсоединение остаётся центральным элементом самовосприятия Индонезии и до сих пор имеет немалое значение. Согласно неписаному правилу, Индонезия не заключает военных пактов с иностранными державами и не позволяет создавать на своей территории военные базы» (с. 165).

Сукарно пытался быть беспристрастным в оценке деятельности обеих сверхдержав, но на его понимание мира сильно повлияли идеи марксизма, и он внушил целому поколению индонезийцев идею неразрывной связи капитализма и империализма. Это понятие продолжает господствовать в политической мысли страны и подпитывает подозрительность к США.

Восприятию США в Индонезии навредили события конца 1950-х годов, когда Эйзенхауэр и Дж.Ф. Даллес, опасаясь, что нейтральная позиция Сукарно сыграет на руку коммунистам, санкционировали тайные поставки оружия и военного персонала повстанцам на Сулавеси и Суматре (где были сосредоточены нефтяные интересы США). Считая, что Трумэн допустил ошибку, пытаясь сохранить Китай единым, администрация Эйзенхауэра не исключала расчленения Индонезии ради ослабления коммунистов. Тайная роль американцев в разжигании сепаратизма вскрылась, когда в 1958 г. правительственные войска Индонезии сбили американского пилота, бомбившего Амбон. Контрпродуктивное вмешательство США было одним из главных факторов гибели в Индонезии парламентской демократии, приведя к запрету умеренной исламской партии Машуми и усилению Сукарно, его генералов и компартии.

Сукарно стремился играть на противоречиях «холодной войны», и иногда ему удавалось получать масштабную военную помощь как от СССР, так и от США. Однако когда в 1963 г. контролируемые США международные финансовые институты пригрозили лишить Индонезию займов, он отказался от них. Последствия для экономики оказались катастрофическими, и Индонезия оказалась в изоляции.

Вторым инструментом (после финансовых институтов), с помощью которого США пытались утвердить своё влияние в Индонезии, была военная помощь. Связи США с индонезийской армией (например, программа офицерского образования) способствовали увеличению её роли в политике и возникновению доктрины fungsi, оправдывавшей вмешательство военных в социально-полити-

ческую жизнь. Эти связи привели к укреплению американских позиций в Индонезии после переворота Сухарто в марте 1966 г., когда погибли от 300 тыс. до 1 млн. коммунистов (с. 167).

Сухарто реинтегрировал Индонезию в мировую капиталистическую систему и радикально изменил её внешнюю политику: прекратил конфронтацию с Малайзией, разорвал дипломатические отношения с КНР и стал проводить прозападный курс. В 1967 г. Индонезия стала наиболее активным учредителем АСЕАН, которая была не только экономической организацией, но и антикоммунистическим союзом. В условиях войны во Вьетнаме США и их главный азиатский союзник Япония оценили разворот в политике Индонезии и вознаградили её политической поддержкой и щедрой экономической помощью. Сухарто установил в стране жёсткую диктатуру, но Индонезия добилась высоких темпов экономического роста и рассматривалась Вашингтоном как гарант региональной стабильности (хотя противоречия сохранялись).

С окончанием «холодной войны» и волной демократизации в мире в Вашингтоне стали всё больше смотреть на режим Сухарто как на анахронизм. Он пережил свою полезность для американцев, и те стали обращать больше внимания на попрание прав человека в Индонезии; к тому же им было всё труднее игнорировать вопиющую коррупцию семьи Сухарто и его окружения, которая наносила ущерб экономике и порождала оппозицию продемократических групп. Реакцией Индонезии были отчасти уступки, отчасти враждебность. В 1989 г. Сухарто объявил курс на «открытость» (ослабление контроля над СМИ), а в 1993 г. учредил Национальную комиссию по правам человека. В то же время режим всё жёстче критиковал зависимость предоставления экономической помощи от соблюдения в стране прав человека. Индонезия поддержала Малайзию и Сингапур в их антилиберальной идеологической позиции («азиатские ценности»).

Перелом наступил в 1997 г., когда разразился азиатский финансовый кризис. Администрация Клинтона воспользовалась финансовыми трудностями Индонезии для нажима на Сухарто. После его отставки 21 мая 1998 г. по Индонезии прокатилась волна ликования, но мало кто испытывал благодарность к США. Напротив, именно их здесь считали главным виновником финансового кризиса. «Таким образом, момент эйфории в Индонезии наступил в раз-

гар крушения национальной экономики, массовой безработицы и резкого падения уровня жизни... Крах режима Сухарто привёл к краху государства, и для нового президента Б.Дж. Хабиби оказалось чрезвычайно трудным контролировать хоть что-либо. При Хабиби экономика погружалась в кризис всё глубже, а региональные бюрократии, давно привязанные к Джакарте посредством чинов и патронажа, стали выдвигать собственные требования» (с. 169). Хабиби перешёл к демократизации: легализовал политические партии, снял ограничения со СМИ и провёл радикальные меры по децентрализации, что принесло ему поддержку администрации Клинтона. Однако свобода для индонезийцев включала свободу проводить антиамериканские демонстрации, а причин было достаточно: недовольство поддержкой американцами Израиля и вмешательством иностранных вооружённых сил в оккупированном Индонезией Восточном Тиморе.

Победу на президентских выборах 2000 г. в США Дж. Буша политическая элита и СМИ Джакарты приветствовали: вначале его считали изоляционистом, в центре внимания которого находится торговля, а не права человека во всём мире (П. Вулфовиц в конце 1980-х годов был послом США в Индонезии и наладил неплохие связи со многими членами политической и бизнес-элиты, включая избранного в 1999 г. президентом А. Вахида).

Однако политика Буша разочаровала индонезийцев: он не сумел убедить Конгресс снять наложенное администрацией Клинтона эмбарго на поставки оружия в Индонезию, отказался подписать Киотский протокол. Также США, по мнению многих, продолжали проявлять нездоровый интерес к внутренним делам Индонезии. Если ранее администрация США открыто поддержала Вахида в конфликте с военными, то вскоре американскую поддержку получила более консервативный политик - Мегавати Су-карнопутри, в июле 2001 г. ставшая президентом. «Война с террором» после терактов в США многократно усилила их интерес к Юго-Восточной Азии. Благодаря сочетанию кнута и пряника США быстро удалось обеспечить сотрудничество Малайзии, Таиланда и Филиппин.

С Индонезией ситуация была сложнее. Мегавати выразила соболезнования Бушу по поводу терактов и обязалась «сотрудничать с международным сообществом в борьбе с терроризмом», но

сознавала опасности, которыми чревато следование в фарватере политики США, особенно с учётом попыток исламистов и части военных подорвать позиции правительства. Многих в исламском мире оскорбили заявления Буша, что война с террором - это крестовый поход, и кто не с Америкой, тот против неё. Особенное возмущение мусульман вызвало то, что американцы сразу указали именно на исламских боевиков и вторглись в Афганистан, который в глазах многих мусульман-фундаменталистов был примером чисто исламского общества. В сентябре-октябре 2001 г. в Джакарте прошли массовые антиамериканские демонстрации, причём возмущение затронуло даже умеренные мусульманские организации.

«США становились всё менее удовлетворены тем, что Индонезия поддерживает их войну с террором без энтузиазма и недостаточно активно действует против подозреваемых в терроризме групп внутри страны, особенно с учётом арестов подозреваемых террористов, быстро проведённых правительствами Малайзии и Сингапура. Больше всего США интересовала "Джема Исламийя" (ДИ) - неуловимая группа, которая, как считали, находилась в центре связанной с "Аль-Каидой" исламской сети террора, угрожавшей региону Юго-Восточной Азии» (с. 172). Духовным руководителем ДИ считался Абу Бакар Башир - глава исламской политической организации Индонезийский совет моджахедов. В Индонезии многие скептически относились к обвинениям со стороны американцев, воспринимая это как враждебность к исламу в целом. На официальном уровне эту точку зрения выражал вице-президент Хамза Хаз.

Взрывы на Бали 12 октября 2002 г. (202 погибших, в основном западные туристы) заставили Мегавати принять энергичные меры против терроризма. Взрывы сыграли ключевую роль в нейтрализации влияния воинственных исламистских групп на основную массу умеренного мусульманского населения. США приветствовали изменения в политике Индонезии, но некоторое улучшение отношений свела на нет война в Ираке, вызвавшая демонстрации протеста. Мегавати назвала односторонние действия США «актом агрессии, противоречащим международному праву» (с. 173). Реакция правительства Индонезии отчасти объясняется искренним негодованием, а отчасти опасением, что вторжение в Ирак создаст прецедент для дальнейших «превентивных» нарушений нацио-

нального суверенитета. К тому же жёсткая позиция правительства Мегавати была попыткой предотвратить народный гнев как против него самого за уступки США, так и против иностранцев и немусульманских общин страны.

Широкое недовольство политикой США вызывали в Индонезии и ужесточение правил выдачи виз и иммиграционных ограничений, и сообщения о плохом обращении американцев с индонезийскими гражданами. После обнародования ежегодного Отчёта государственного департамента по правам человека 2004 г., где остро критиковалась Индонезия, чиновник МИД М. Наталегава заявил: «США, как неоднократно заявляла Индонезия, не имеет морального авторитета брать на себя роль судьи и суда присяжных по вопросам прав человека, особенно после ужасных разоблачений в связи с тюрьмой Абу-Грейб» (с. 174).

Избрание С.Б. Юдхойоно президентом Индонезии в сентябре 2004 г. было встречено в Вашингтоне с большим энтузиазмом, чем переизбрание через шесть недель Буша на второй срок - в Джакарте. Новый президент при Вахиде и Мегавати был министром горнодобывающей промышленности и энергетики, а затем министром по координации вопросов политики и безопасности. Он имеет опыт учёбы в США и тесно сотрудничал с американцами по вопросам международной борьбы с терроризмом.

После победы Буша на выборах 2004 г. новый посол США в Индонезии Б.Л. Пэскоу, стремясь разрядить напряжённость в отношениях, заявил: учитывая, что Азия становится «новым стратегическим центром тяжести в глобальной политике», вторая администрация Буша собирается отвести Индонезии «намного лучшее место в своих внешнеполитических планах». После катастрофического цунами, погубившего более 150 тыс. человек в провинции Ачех, США оказали Индонезии материальную помощь в размере 500 млн. долл. Однако прежние проблемы остаются. Во внешней политике - это разногласия по Палестине и Ираку; во внутренних делах -сотрудничество в борьбе с терроризмом, повышение общего уровня безопасности и реформирование структур управления. В обозримом будущем маловероятно и полное снятие эмбарго на поставки в Индонезию американского оружия.

Индонезия покупает оружие в России и Китае. «Исключительно быстрый рост торговли и инвестиций за последние несколь-

ко лет уже связал две страны (Индонезию и Китай. - Реф.) так, как было немыслимо ещё в 2000 г. Индонезия теперь крупнейший источник энергии для Китая, и китайцы дали ясно понять, что хотят более тесных связей с богатым ресурсами архипелагом» (с. 177). Вскоре после избрания Юдхойоно прошла его встреча с китайским премьером Вэнь Цзябао, где было объявлено о «китайско-индонезийском стратегическом партнёрстве», «не направленном против какой-либо третьей стороны». От хода экономического и военного соперничества США и Китая во многом будет зависеть будущее американо-индонезийских отношений.

В заключение автор пишет: «Отношения Америки с Индонезией имеют чрезвычайно много чувствительных моментов, которые регулярно прорываются на поверхность. Гордая история антиимпериалистической борьбы Индонезии, её развитая цивилизация, ощущение своего особого предназначения, огромное население и географическая протяжённость выработали у неё такую высокую самооценку, какая плохо сочетается с её нынешним низким статусом в международной системе. Америка, напротив, - гордая нация на вершине своей мощи, ведомая группой неоконсерваторов, намеренных утверждать экономическое, политическое, а если необходимо, и военное преобладание США во всём мире. Неумелое ведение Бушем войны с террором и продвижения демократии навредило обеим этим сферам в Индонезии и посеяло в новом поколении семена подозрительности и негодования» (с. 177).

К.А. Фурсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.