Научная статья на тему '2008. 03. 041. Руденко Л. Н. , соловьева З. А. Лига арабских государств и интеграционные процессы в арабском мире / отв. Ред. В. А. Исаев. - М. : Ин-т востоковедения РАН; Ин-т ближнего Востока, 2007. - 164 с. - библиогр. : С. 161-163'

2008. 03. 041. Руденко Л. Н. , соловьева З. А. Лига арабских государств и интеграционные процессы в арабском мире / отв. Ред. В. А. Исаев. - М. : Ин-т востоковедения РАН; Ин-т ближнего Востока, 2007. - 164 с. - библиогр. : С. 161-163 Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
599
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБСКИЙ ВОСТОК ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ / ЛИГА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 03. 041. Руденко Л. Н. , соловьева З. А. Лига арабских государств и интеграционные процессы в арабском мире / отв. Ред. В. А. Исаев. - М. : Ин-т востоковедения РАН; Ин-т ближнего Востока, 2007. - 164 с. - библиогр. : С. 161-163»

2008.03.041. РУДЕНКО Л.Н., СОЛОВЬЕВА ЗА. ЛИГА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ И ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АРАБСКОМ МИРЕ / Отв. ред. В. А. Исаев. -М.: Ин-т востоковедения РАН; Ин-т Ближнего Востока, 2007. - 164 с. - Библиогр.: с. 161-163.

Ключевые слова: Арабский Восток после Второй мировой войны, Лига арабских государств, политическая и экономическая интеграция.

Исследование посвящено роли Лиги арабских государств (ЛАГ) в политической и экономической интеграции стран Арабского Востока после Второй мировой войны. Книга состоит из введения, четырех глав, заключения и приложения.

В первой главе «Лига арабских государств: проблемы деятельности с периода организации и до середины 80-х годов» авторы рассматривают процесс образования и структуру ЛАГ, анализируют проявления солидарности и противоречий среди ее членов относительно арабо-израильского конфликта и ирано-иракской войны.

С окончанием Второй мировой войны, пишут авторы, стало ясно, что деятельность единственной довоенной международной организации - Лиги Наций - оказалась недостаточной для сохранения мира. «Появились концепции регионального сотрудничества как основы поддержания мира и стабильности в отдельных частях земного шара» (с. 8). Характерно, что впервые в конструктивном плане идея организационного оформления межарабских отношений была озвучена министром иностранных дел Великобритании А. Иденом еще в 1941 г. Практический путь к объединению арабских государств был проложен в сентябре 1944 г., когда в Александрии делегации из Ливана, Египта, Сирии, Ирака и Трансиордании в присутствии наблюдателей из Саудовской Аравии, Йемена, Ливии, Марокко и Палестины рассмотрели три варианта устройства будущей организации: унитарная держава, федеративное государство и конфедерация независимых стран. Участники единодушно высказались за третий вариант и выработали Хартию ЛАГ, которая была одобрена 22 марта 1945 г. на Общеарабской конференции и вступила в силу в мае того же года. Были определены цели и задачи Лиги: «Укрепление отношений между государствами-членами;

выработка совместной линии поведения, направленной на укрепление их независимости и суверенитета; усилия по соблюдению интересов арабских стран» (с. 11). Главными органами ЛАГ стали Совет и постоянный секретариат, штаб-квартира которых располагалась в Каире. В 1950 г. Лига получила статус наблюдателя при ООН. В том же году Египет, Ливан, Сирия, Саудовская Аравия и Йемен заключили Договор о коллективной безопасности и экономическом сотрудничестве, к которому позднее присоединился Ирак (1951) и Иордания (1952). Образование ЛАГ, заключают авторы, «стало важнейшим событием в истории движения за арабское единство» (с. 14), хотя и не снимало всех противоречий между сторонами. Так, в годы первой арабо-израильской войны (19481949) «каждое из арабских государств, помимо общих, преследовало и свои собственные интересы, что не шло на пользу единства действий» (с. 17). В результате, наряду с коллективным бойкотом Израиля со стороны ЛАГ, в полной мере проявили себя сепаратные действия: Западный берег реки Иордан был оккупирован Трансиорданией, а сектор Газа оказался под контролем Египта. Решение президента Египта Г.А. Насера о национализации Суэцкого канала (июль 1956 г.) и последовавшее вторжение англо-франкоизраильских войск на Синайский полуостров сплотили арабские страны. Государства - члены ЛАГ выступили в поддержку Египта и резко осудили тройственную агрессию. Однако уже в ходе «шестидневной войны» 1967 г. среди арабских стран выявились «различия в политических предпочтениях и ориентации» (с. 19). Египет в лице Насера считал необходимым сотрудничество всех арабских государств, в то время как баасистское руководство Сирии выступало против совместных действий с «реакционными арабскими режимами». К тому же официальный Дамаск и Багдад отрицали возможность политического урегулирования арабо-израильских отношений и настаивали на военном разрешении конфликта. Вместе с тем арабские страны солидарно выступили против признания Израиля и заключения с ним любых мирных соглашений. «Октябрьская война» 1973 г., начавшаяся с наступления египетских и сирийских войск на Синайском полуострове и Голанских высотах, «вызвала значительный подъем арабской солидарности» (с. 23). В боевых действиях против Израиля приняли участие военные соединения Ирака, Марокко, Иордании, Судана, Саудовской Аравии,

Кувейта, Палестины и Алжира. Разногласия вновь обнаружили себя, когда Египет «перешел к защите собственных интересов, уже не рассматривая их как составную часть общеарабских» (с. 24). Сепаратные переговоры А. Садата и М. Бегина в Иерусалиме (1977), продолженные в Кэмп-Дэвиде (1978) и завершившиеся подписанием мирного договора между Египтом и Израилем (1979), «вызвали осуждение всего арабского мира и подъем движения арабского национализма» (там же). В целом, полагают авторы, «позиция Лиги арабских государств по арабо-израильскому конфликту и связанных с ним палестинской проблеме и положению в Ливане выглядела... как достаточно монолитная и категоричная» (с. 30).

Ирано-иракская война 1980-1988 гг. стала итогом затянувшегося конфликта между одним из членов ЛАГ, с одной стороны, и исламским государством - с другой. Она наглядно продемонстрировала «усиление разногласий и центробежных тенденций в арабском мире в начале 80-х годов» (с. 32), что проявилось и в резолюциях совещаний в верхах, в частности в Касабланке (1985) и в Аммане (1987). Ирано-иракское противостояние подтолкнуло Саудовскую Аравию, соперничавшую за лидерство в регионе с обеими странами, к активизации усилий по созданию в 1981 г. новой группировки - Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Его члены «стремились избежать участия в военном конфликте и выражали готовность помочь в переговорах о его мирном урегулировании». Что касается ЛАГ, то она, по мнению авторов, «не сыграла весомой роли и не сумела предпринять конкретных мер в разрешении ирано-иракского военного конфликта» (с. 34).

Разногласия между арабскими странами во второй половине XX в. носили, по словам авторов, объективный характер. Они были обусловлены территориальными спорами, идеологическими различиями между умеренными монархиями и государствами с радикальными режимами, а также между странами, ориентировавшимися на СССР или на США, противоборством различных монархических династий. Неудивительным потому выглядело стремление ряда стран, прежде всего Саудовской Аравии, к созданию межгосударственных объединений, в основу формирования которых положен не национальный, а религиозный принцип. Образованная в 1972 г. Организация Исламская Конференция (ОИК)

была призвана «сделать союз мусульманских государств более влиятельным, чем ЛАГ, и занять в нем ведущее место» (с. 35).

Вторая глава «Лига арабских государств и развитие экономического сотрудничества в арабском регионе» посвящена анализу состояния и перспектив развития экономической интеграции стран арабского мира.

Авторы приходят к выводу, что движение к экономической кооперации государств региона «было медленным и малопродуктивным». Основные причины тому они видят в политической разобщенности, различиях «в подходах к главным целям социальноэкономического развития и путям их достижения». В этих условиях ЛАГ «не смогла сыграть объединяющую и координирующую роль, поскольку не обладала необходимыми для этого механизмами», и идея плодотворной экономической интеграции «оставалась просто лозунгом и не получила конкретного осуществления» (с. 81).

В третьей главе «Лига арабских государств в эпоху геополитических изменений в мире и на Арабском Востоке после завершения “холодной войны”» Л.Н. Руденко и З.А. Соловьева прослеживают динамику межарабских отношений после распада СССР.

Концепция нового политического мышления, выдвинутая Москвой во второй половине 1980-х годов, считают авторы, способствовала «ослаблению. центробежных тенденций в арабском мире и нарастанию определенных объединительных начал» (с. 82). Об этом свидетельствует образование в 1989 г. двух внутрирегиональных организаций: Союза арабского Магриба (САМ) в составе Алжира, Марокко, Туниса, Ливии и Мавритании, а также Союза арабского сотрудничества (САС), в который вошли Египет, Ирак, Иордания и Йеменская Арабская Республика. Появились надежды на достижение общеарабского подхода к проблемам ближневосточного урегулирования. Благоприятное воздействие на ситуацию в арабских странах оказало также «возвращение Египта в арабские ряды», узаконенное в Аммане на внеочередной сессии Совета ЛАГ в ноябре 1987 г. (с. 83).

Новая расстановка сил в арабском мире выразилась в переходе на доминирующие позиции «умеренных» режимов, прежде всего стран Залива. Их сбалансированный внутри- и внешнеполитический курс обусловливался потребностями их национального развития. «Если в предыдущий период определяющим в политике

аравийских монархий было стремление избежать вовлеченности в конфронтацию между сверхдержавами, - пишут авторы, - то после завершения “холодной войны”, по мере нормализации советско-американских отношений развитие всесторонних связей с СССР стало приобретать для “консервативных” арабских режимов самостоятельную ценность» (с. 85).

Наметившаяся центростремительная тенденция в межарабских отношениях подверглась серьезному испытанию в августе 1990 г., когда Ирак напал на соседний Кувейт с целью аннексировать его территорию. В отличие от аравийских государств - членов ССАГПЗ, единодушно осудивших эту агрессию, шесть из двадцати одного члена ЛАГ (Ирак, Иордания, Мавритания, Судан, Йемен, ООП) фактически поддержали акцию Ирака (с. 89). Авторы отмечают, что совместные «усилия антииракской коалиции и проведенные ею успешные военные операции “Щит пустыни” и “Буря в пустыне”, одобренные ООН и активно поддержанные Египтом, Сирией, Марокко и государствами Персидского залива, нашли достаточно широкое понимание в различных частях арабского мира» (с. 92).

Существенные различия среди членов ЛАГ сохранялись в оценках политического курса Саддама Хусейна. Выработка согласованного конструктивного подхода к иракской проблеме наталкивалась на противодействие непримиримых критиков баасистского режима - Кувейта, Саудовской Аравии и Бахрейна. После событий 11 сентября 2001 г., резко ухудшивших американо-иракские отношения и предоставивших дополнительный аргумент вашингтонским «ястребам» в пользу силового разрешения «проблемы Саддама», большинство арабских стран выступили против планов вторжения в Ирак, опасаясь, что война прямо или косвенно затронет всех. Однако среди их руководителей было немало приверженцев мирного или насильственного свержения режима в Багдаде.

Вторжение в Ирак войск альянса и последовавшее падение Багдада (9 апреля), в целом, не нашло поддержки у арабских стран, но в то же время они призвали США и их союзников «не покидать территорию страны из-за вероятности начала гражданской войны» (с. 114). Арабские страны, «несмотря на отсутствие полного доверия к новым иракским властям, сформированным в условиях оккупации», в дальнейшем все же предпочли «иметь с ними дело, надеясь тем самым как-то повлиять на политические процессы в Ираке» (с. 115).

В начале XXI в. среди членов ЛАГ все чаще стали высказываться сомнения относительно эффективности этой организации. Они сопровождались призывами к структурному реформированию Лиги, отвечающему культурно-исторической специфике арабских стран и новым политическим реалиям современного мира. На встрече глав государств в Алжире (март 2004 г.) было одобрено создание «переходного межарабского парламента» со штаб-квартирой в Дамаске. Его депутатам, по четыре представителя от каждой страны, поручено провести работу по учреждению общеарабского представительного органа, действующего на постоянной основе по образцу Европарламента. На 2010 г. намечены выборы в эту законодательную структуру, с формированием которой связываются надежды на ускорение процесса построения гражданского общества в арабских странах. Этот шаг, по мнению инициаторов проекта, позволит повысить авторитет ЛАГ как официального представителя государств Арабского Востока в международной политике (с. 118).

Четвертую главу «Лига арабских государств и региональная экономическая интеграция» авторы посвятили рассмотрению вопросов экономического сотрудничества стран региона в условиях нарастания процессов глобализации.

Арабский мир не может оставаться на обочине магистральных путей, ведущих к экономической интеграции в планетарных масштабах. «Однако, -считают Л.Н. Руденко и З.А. Соловьева, -подключение региона к этим процессам идет весьма медленно и противоречиво» (с. 120). По ряду причин политического и социального характера «создание широкого экономического пространства в арабском регионе в обозримом будущем представляется весьма проблематичным» (с. 149). Вместе с тем, по мнению авторов, ЛАГ, как наиболее авторитетному и представительному форуму стран Арабского Востока, все же по силам в полной мере реализовать потенциальные возможности региональной экономической интеграции (там же).

В приложение (с. 155-160) авторы включили таблицы, характеризующие динамику внешней торговли и некоторые совокупные показатели экспорта и импорта арабских стран за период 19932003 гг.

А.А. Алиев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.