Научная статья на тему '2008.03.032. «СОЛИДАРНОСТЬ»: СОБЫТИЕ, ПОСЛЕДСТВИЯ, ПАМЯТЬ. SOLIDARNOŚĆ: WYDARZENIE, KONSEKWENCJE, PAMIĘĆ / INST. SOCJOLOGII UNIW. WARSZAWSKIEGO; INST. FILOZOFII I SOCJOLOGII PAN; KRZEMIńSKI I., WNUK-LIPIńSKI E., GAWIN D. ET AL.; RED. GRUSZKA B. - W-WA: WYDAW. IFIS PAN, 2006. - 293 S'

2008.03.032. «СОЛИДАРНОСТЬ»: СОБЫТИЕ, ПОСЛЕДСТВИЯ, ПАМЯТЬ. SOLIDARNOŚĆ: WYDARZENIE, KONSEKWENCJE, PAMIĘĆ / INST. SOCJOLOGII UNIW. WARSZAWSKIEGO; INST. FILOZOFII I SOCJOLOGII PAN; KRZEMIńSKI I., WNUK-LIPIńSKI E., GAWIN D. ET AL.; RED. GRUSZKA B. - W-WA: WYDAW. IFIS PAN, 2006. - 293 S Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
115
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЬША / "СОЛИДАРНОСТЬ" / 25-ЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЗНАЧЕНИЕ / ПОСЛЕДСТВИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008.03.032. «СОЛИДАРНОСТЬ»: СОБЫТИЕ, ПОСЛЕДСТВИЯ, ПАМЯТЬ. SOLIDARNOŚĆ: WYDARZENIE, KONSEKWENCJE, PAMIĘĆ / INST. SOCJOLOGII UNIW. WARSZAWSKIEGO; INST. FILOZOFII I SOCJOLOGII PAN; KRZEMIńSKI I., WNUK-LIPIńSKI E., GAWIN D. ET AL.; RED. GRUSZKA B. - W-WA: WYDAW. IFIS PAN, 2006. - 293 S»

2008.03.032. «СОЛИДАРНОСТЬ»: СОБЫТИЕ, ПОСЛЕДСТВИЯ, ПАМЯТЬ.

SOLIDARNOSC: WYDARZENIE, KONSEKWENCJE, РАМЩС / Inst. socjologii Uniw. Warszawskiego; Inst. filozofii i socjologii PAN; Krzeminski I., Wnuk-Lipinski E., Gawin D. et al.; Red. Gruszka B. -W-wa: Wydaw. IFiS PAN, 2006. - 293 s.

Ключевые слова: Польша, «Солидарность», 25-летие образования, значение, последствия.

Реферируемый сборник включает в себя материалы одноименной конференции, прошедшей в Варшаве 22-23 сентября 2005 г. Появление в августе 1980 г. независимого профсоюза «Солидарность», зародившегося как общественно-политическое движение, повлекло за собой исторические изменения в польском государстве и обществе, «сформировало национальное самосознание поляков» (с. 8). Спустя 25 лет после образования профсоюза на конференции, посвященной этому событию, «Солидарность» рассматривалась как историческое явление, имевшего большое значение для современного польского общества.

В первой части сборника - «Событие» - представлены три статьи. В статье И. Кшеминьского «"Солидарность" - организация польской надежды» рассматривается уровень организации движения «Солидарность». Автор подчеркивает, что данное движение изначально формировалось и развивалось вокруг хорошо организованного и эффективно работающего независимого самоуправляющегося профессионального союза, получившего название «Солидарность». Профсоюз появился на волне стачек, которая началась весной 1980 г. и охватила всю Польшу. Элиту общественного движения составили активисты бастующих предприятий, а профсоюз стал «полигоном» принципов демократического государства. Особенность его функционирования заключалась в большой роли регулярно проводимых собраний и дискуссий, касающихся текущих проблем заводских, региональных и общепольских организаций. И. Кшеминьский приходит к выводу, что главным положительным моментом деятельности «Солидарности» был ее «позитивный потенциал: открытое, активное и связанное общим индивидуализмом общество» (с. 34).

В статье Э. Внук-Липиньского «Солидарность» на волне глобальных процессов» исследуется вопрос, была ли «Солидарность» детищем третьей волны демократизации или она помогла родиться демократии в Центральной и Восточной Европе. В 1980-х годах Польша была окружена коммунистическими режимами: на востоке -СССР, на юге - режим Гусака, на западе - Хонеккера. На территории Польши находились советские войска, а Войско Польское входило в военные структуры стран Организации Варшавского договора. Но польские коммунисты понимали, подчеркивает автор, что модель идеологизированного авторитаризма 1980-х годов потерпела экономическое и политическое фиаско. В стране был экономический кризис, который коммунисты не смогли преодолеть, а политическая система не находила более широкой общественой базы. И эти внутренние предпосылки, а также последовавшее за этим заявление М.С. Горбачева «о праве каждой страны на собственный путь» создали условия для возникновения и активной деятельности профобъединения «Солидарность». Автор считает, что «Солидарность» «вписывалась в третью волну демократизации, но в то же время ускорила ее самую бурную фазу» (с. 44).

Д. Гавин в статье «Август 1980 г. в свете республиканской традиции» рассматривает исторический феномен августа 1980 г., с которого началась эпоха «Солидарности». Он называет это явление левым рабочим движением, считая, что его можно интерпретировать в духе традиции польских восстаний. Более того, он находит связь между «Солидарностью» и республиканской традицией. Эта связь проявляется в понимании западными республиканцами и членами «Солидарности» «всеобщего счастья», которое рождается при построении свободными гражданами политической свободы. И этот дух гражданской деятельности «проявился со всей силой в Гданьске летом 1980 г.1» (с. 51).

Вторая часть - «Последствия» - включает в себя шесть статей. В. Панькув в статье «В Польше нет работы?» отмечает, что в последние годы для Польши характерен самый высокий уровень безработицы (18-20%) среди стран Евросоюза. Он считает, что это последствия «социального убийства», учиненного «Солидарно-

1 Летом 1980 г. в г. Гданьске были сформулированы постулаты, адресованные правящей партийной элите, в которых содержались требования права на забастовки, профсоюзы и т.д.

стью», которые поляки еще долго будут ощущать (с. 79). Социальная политика «Солидарности» привела к тому, что многие польские рабочие вынуждены были уехать на заработки на Запад, где стали дешевой рабочей силой. На социально-экономическое положение Польши повлияли и внешние факторы, например экономические санкции США, введенные после военного положения и экономической реформы от 1 января 1982 г. Но главной причиной безработицы в Польше автор называет «слишком сильное или слишком быстрое открытие экономики Польши для импорта товаров и работников из других стран...» (с. 92).

В. Козек в публикации «Работодатели и работники в мире глобализации» отмечает, что «социальный бунт» в Польше начала 1980-х годов имел «рабочий характер» и был протестом против основ партийного государства. До того времени основным работодателем было государство. Создание «Солидарности» означало изменение этой ситуации. «Гданьские постулаты» профсоюза предусматривали участие всех слоев общества в обсуждении программы экономических реформ. Но в 1980-х годах трудовые отношения не удалось упорядочить, они «характеризовались страшным хаосом» (с. 96). И только после 15 лет экономической трансформации в Польше появился частный работодатель, а вместе с ним фирмы панъевропейского и более глобального характера, породившие проблему «участия трудовых коллективов в глобальной конкуренции...» (с. 113).

В статье «Жизнь без работы» Э. Тарковская указывает, что отсутствие работы стало реальностью для значительной части современного польского общества. Одной из составляющих этой проблемы является высокий уровень безработицы для женщин и молодежи 15-24 лет, что не характерно для других стран ЕС. Но автор называет причинами этого не ликвидацию членами «Солидарности» ряда предприятий и лишение работы их сотрудников, а факторы «местного и глобального характера, вытекающие из происходящих перемен и проведенных реформ...» (с. 118).

Т. Шавель в статье «"Солидарность" как событие и как продолжающееся явление» отмечает, что для Польши 1980-2005 гг. характерна преемственность ряда черт и механизмов в следующих сферах: 1) политической; 2) связей в общественной жизни; 3) самосознания; 4) понимания своей роли как члена общества. Именно

«Солидарность» за 12 месяцев (с сентября 1980 г. по сентябрь 1981 г.) создала четкие политические структуры на всех уровнях власти. Этого умения не хватает современным польским политикам. «Солидарность» же взяла на себя «миссию предводителя», а проводившиеся в 1990-е годы ключевые реформы «были делом правительств, поддерживаемых "Солидарностью"» (с. 152).

М. Грабовская в статье «"Как молния". Проблемы политической институализации движения "Солидарность"» задается вопросом, является ли название «Солидарность» пустым звуком для современных поляков или это движение оставило после себя наследников. Как известно, «Солидарность» не стала ни политической партией, ни какой-либо другой организованной политической силой. Но нельзя утверждать, что она блеснула и исчезла «как молния». Ведь «Солидарность» «существовала в коммунистической системе как многомиллионное движение в течение почти года (1980-1981), провела полную институализацию как союзная организация, в период 1982-1989 гг. боролась с коммунистической системой так эффективно, что в 1989 г. добилась переговоров с ПОРП1, компромисса и выборов 4 июня 1989 г., которые создали первое некоммунистическое правительство в советском блоке и начала строительство новой системы, демократической и рыночной...» (с. 155).

П. Глиньский в статье «Самоуправляющаяся Речь Посполи-тая в Третьей Речи Посполитой» исследует судьбу идеологического проекта «Солидарности», известного под названием «Самоуправляющаяся Речь Посполитая». Этот проект связывается прежде всего с самоуправлением на предприятиях, а в широком смысле - с понятием гражданского общества. «Самоуправляющаяся Речь Посполитая» - это название шестого раздела программы «Солидарности», принятой I Всепольским съездом делегатов 7 октября 1981 г. Это был самый обширный раздел, содержавший статьи, касавшиеся политических, экономических и других вопросов. Но только в одном положении было сказано о трудовом самоуправлении: «...трудовое самоуправление будет основой самоуправляющейся Речи Посполитой» (с. 183). Эту программу не уда-

1 ПОРП - Польская объединенная рабочая партия, созданная в 1948 г. в результате слияния Польской рабочей партии и Польской социалистической партии.

лось реализовать сразу, а к 1989 г., когда «Солидарность» была легализована, некоторые ее положения утратили актуальность. Так, вопрос о самоуправлении на предприятиях перестал быть актуальным из-за либеральных экономических реформ, проведенных при Л. Бальцеровиче.

В третьей части сборника - «Память» - опубликованы три статьи. В статье Я. Станишкиса «Двойная перемена: рефлексии по прошествии 25 лет с августа 1980 года» рассматриваются последствия деятельности «Солидарности». Соглашение последней с коммунистами на заседаниях Круглого стола 1989 г. и связанные с этим изменения лишили поляков веры в возможность осуществления программы «Солидарности». Потерпело крах стремление последней к государству и обществу, основанных на принципах справедливости. Многие поляки считают, что «у них украли не только свободу (исследования показывают, что более 70% поляков понимают под "демократией" справедливость, а ее, по их мнению, нет), но и воспоминания» (с. 215).

Э. Халас в статье «Символическая конструкция "Солидарности": конфликт интерпретации и политика памяти» утверждает, что значение данного общественно-политического движения до сих пор не вполне ясно. Сомнений не вызывает только то, что «Солидарность» была движением протеста против коммунистического режима в Польше и привела к созданию независимого профсоюза. Не совсем понятными остаются связи между профсоюзом «Солидарность» и движением общественного протеста. В то же время автор однозначно называет решающее значение «Солидарности», скрывающееся в «символической», по его мнению, сфере - «создание пространства для публичной деятельности - публичной арены для... разрешения споров и конфликтов...» (с. 226).

«"Солидарность" и ее влияние на Европу, старую и новую» -статья З. Краснодембского. Несмотря на трудности, которые создала деятельность «Солидарности» для польской политической элиты после 1989 г., в Западной Европе считали, пишет автор, что политическая трансформация в Польше удалась. Автор полагает, что деятельность «Солидарности» сыграла огромную роль в «политическом соперничестве между левыми и правыми силами, а также между новыми и старыми левыми на Западе» (с. 246). И самое серьезное поражение в этом споре потерпели «старые левые», то

есть коммунисты, активно работавшие до «Солидарности». Последняя, отвергнув марксизм, изменила интеллектуальную карту Европы. В результате левые политики смирились с либеральной демократией и рыночной экономикой. Для современного западного мира главной ценностью является стабилизация, и «поэтому посткоммунистов так ценят» (с. 253).

О. В. Бабенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.