Научная статья на тему '2008. 03. 026. Розенбаум Дж. Е. , редлайн Дж. , Штефан Дж. Л. Муниципальный колледж: неоконченная революция. Rosenbaum J. E. , Redline J. , Stephan J. L. community college: the unfinished revolution // issues in Science and technology online. - 2007, summer. - 16 P. - mode of access: http://www. Issues. Org/23. 4/ Rosenbaum. Html'

2008. 03. 026. Розенбаум Дж. Е. , редлайн Дж. , Штефан Дж. Л. Муниципальный колледж: неоконченная революция. Rosenbaum J. E. , Redline J. , Stephan J. L. community college: the unfinished revolution // issues in Science and technology online. - 2007, summer. - 16 P. - mode of access: http://www. Issues. Org/23. 4/ Rosenbaum. Html Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ТЕХНИЧЕСКИЕ КАДРЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 03. 026. Розенбаум Дж. Е. , редлайн Дж. , Штефан Дж. Л. Муниципальный колледж: неоконченная революция. Rosenbaum J. E. , Redline J. , Stephan J. L. community college: the unfinished revolution // issues in Science and technology online. - 2007, summer. - 16 P. - mode of access: http://www. Issues. Org/23. 4/ Rosenbaum. Html»

2008.03.026. РОЗЕНБАУМ Дж.Е., РЕДЛАЙН Дж., ШТЕФАН Дж.Л. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ: НЕОКОНЧЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. ROSENBAUM JE., REDLINE J., STEPHAN J.L. Community college: The unfinished revolution // Issues in science and technology online. -2007, Summer. - 16 p. - Mode of access: http://www.issues.org/23.4Z rosenbaum.html

Ключевые слова: система образования; муниципальный колледж; подготовка кадров; технические кадры.

Авторы статьи - сотрудники Северо-Западного университета США (Чикаго) (Дж.Е. Розенбаум - профессор социологии, образования и социальной политики, лауреат премии Уоллера по социологии; Дж. Редлайн - директор по науке переходной школы; Дж. Штефан - докторант социологии) - обсуждают необходимость завершения реформ муниципального колледжа с целью превращения его в полноценное звено американской образовательной системы.

В настоящее время в связи с дебатами о необходимости повышения экономической конкурентоспособности страны на мировом рынке и улучшения общего уровня образования населения сложилось мнение о том, что каждый молодой член общества должен получить как минимум полное школьное образование и окончить среднюю двенадцатилетнюю школу или двухгодичный муниципальный колледж (среднее учебное заведение, как правило, двухгодичное, для местного населения). После окончания средней школы более 80% выпускников поступают в высшие учебные заведения. Исчезли расовые различия, и доступ в колледжи и вузы открыт и черным, и белым. По данным Министерства образования США (2003), после двенадцатилетней средней школы в течение восьми лет в колледжи высшей школы поступают 83,5% белых; черных и испаноговорящих - на 3% меньше (с. 1). При этом ключевую роль в этом процессе играют именно муниципальные колледжи. В последнее время их число и количество учащихся в них студентов резко возросли, в них учатся половина всех студентов колледжей. За последние 40 лет количество поступающих в четырехгодичные колледжи выросло в 2 раза, а в общественные двухгодичные - в 5 раз (там же).

Однако, несмотря на рост числа поступающих, количество выпускников таких колледжей с соответствующей степенью ничтожно мало. Одно из национальных обследований показало, что из вновь поступивших в двухгодичный колледж за восемь лет только 34% получили степень, хотя намеревались это сделать все 100% (там же). По данным обследования, проведенного группой сотрудников Колумбийского университета под руководством Д. Маркотте (D. Marcotte), конкурентоспособность тех, кто эту степень не получил, на рынке труда по существу не меняется. Поскольку правительство все в большей степени полагается на учебные заведения такого рода в решении проблем образования, возникает острая необходимость прояснения некоторых вопросов. Какую роль в «доработке» проблемы полной средней школы играют муниципальные колледжи? Каким образом должны действовать работники образования и люди, отвечающие за разработку политики в области образования? Несмотря на рост колледжей, четкого и ясного плана их развития нет. Прежде всего, неясно, в чем заключается причина неудач - в самих учащихся или в колледжах, их организации, учебных программах и т.д. Следовательно, непонятно, какие проблемы можно решить на уровне колледжа, а какие требуют вмешательства руководящих органов или, к примеру, дополнительных финансовых вложений. Именно эти вопросы, по мнению авторов, являются наиболее важными.

Коэффициент получения степеней в разных типах колледжей значительно различается. Общественные (государственные) двухгодичные колледжи имеют более низкий коэффициент по сравнению с государственными четырехгодичными и частными двухгодичными колледжами. Для выяснения причин авторы сопоставили колледжи с примерно равным контингентом учащихся. Они провели тщательную статистическую обработку исходных материалов. Выяснилось, что в разные типы колледжей поступают разные типы учащихся. В четырехгодичные государственные и частные колледжи, как правило, идут абитуриенты с лучшей подготовкой, а в двухгодичные государственные и частные - менее подготовленные учащиеся.

Используя многовариантную статистическую модель с 28 переменными, авторы обнаружили, что некоторая часть абитуриентов четырехгодичных колледжей по своим объективным данным сов-

падает с определенной группой поступающих в двухгодичные государственные колледжи. Если бы таких колледжей не было, эти ученики остались бы «на улице». Характеристики студентов частных и государственных двухгодичных колледжей достаточно близки, так что нет смысла сравнивать эти контингенты по уровню подготовки. Хотя плата за учебу в частном колледже больше на 9 тыс. долл. в год, разницу покрывает финансовая помощь. В частных колледжах такую помощь получает каждый студент, в муниципальных же колледжах такая помощь - явление редкое. Комбинирование федеральных грантов и грантов штатов количественно и качественно может снизить или даже убрать различия между студентами. Оба типа колледжей предназначены для учеников из малообеспеченных семей, из семей национальных меньшинств, для тех, кто плохо учился в старших классах и хочет использовать второй шанс.

Чтобы исследовать влияние эффективности двух типов колледжей на процент окончания с получением диплома, авторы взяли по два учебных заведения с примерно одинаковым составом студентов, отличающихся только формой собственности: два муниципальных двухгодичных колледжа и два частных. Сравнивали студентов, проявляющих склонность к одной и той же специальности. Результаты авторы приводят в табл.

Таблица (с. 3)

Процент поступивших в колледж и процент получивших диплом associate и выше (N = 7,360)

Тип колледжа Процент от общего числа поступивших Процент получивших диплом associate

Частный (двухгодичный) 2 51

Государственный (двухгодичный) 37 34

Частный, бесприбыльный (четырехгодичный) 19 79

Частный (четырехгодичный) 42 65

Всего 100 56

Организационные различия. Двадцать лет назад к частным колледжам обычно относили профессионально-технические учи-

лища (trade school), школы бизнеса (business school), а также так называемые технические училища (technical training school). На самом деле их не считали колледжами: после их окончания выпускник не получал никакой степени. В 1990 г. с целью упорядочить деятельность этих учебных заведений федеральное правительство сформулировало комплекс требований, которым должны были отвечать такие школы. В результате 1300 школ были закрыты, а другие приложили немало сил, чтобы продолжать свою деятельность. Часть из них остались профессионально-техническими училищами, остальные стали похожи на обычные двухгодичные колледжи. 5% колледжей получили право присуждать степень associate (такую же, как и двухгодичные государственные колледжи), а некоторые уравнялись с четырехгодичными колледжами. Два последних типа колледжей образуют сегодня небольшой сектор, но их опыт чрезвычайно интересен.

Авторы отмечают, что до настоящего исследования о работе частных двухгодичных колледжей было известно мало. В статье «After admission: From college access to college success», соавтором которой является один из авторов данной статьи (Розенбаум), были проведены сравнения семи муниципальных колледжей и семи частных двухгодичных колледжей. Отмечались значительные различия в отношении этих типов школ к своим студентам, влиянии на их учебу и поведение. Руководители муниципальных колледжей исходят из того, что их студенты уже обладают необходимыми знаниями и способностями самостоятельно работать, чтобы добиться успехов. Предполагалось, что студенты имеют четкие планы, однако это мнение оказалось ошибочным: никаких ясных планов они не имеют или они неопределенные. Если считалось, что студенты имеют сильную мотивацию, исследование показало, что их усилия в значительной мере зависят от внешних факторов. Предполагалось, что студенты способны сделать мотивированный выбор, знают свои способности и предпочтения, понимают все возможные варианты своей будущей карьеры. В реальности студенты не имеют четкого представления об учебных программах; требованиях, предъявляемых к ним колледжем; степени, которую они в итоге должны получить; возможных вариантах будущей работы. К тому же многие из них не обладают необходимыми социальными навыками, важными для выбора и получения нужной

профессии и работы. В частных колледжах исходят из противоположных предположений. Такие школы в решении многих подобных проблем оказывают огромную помощь своим ученикам.

Далее авторы приводят некоторые варианты помощи такого рода, которые могут быть использованы в колледжах любого типа.

1. Информационная перегрузка или «пакетные программы». Муниципальные колледжи позволяют своим студентам самостоятельно планировать учебу и сдачу экзаменов по гуманитарным предметам: предполагается, что студент имеет ясные планы и способен выбрать учебный курс, удовлетворяющий этим планам. Когда у студента возникают информационные проблемы, колледж отвечает на них увеличением массы информационных материалов -брошюр, справочников и т.д. Возникает информационная перегрузка, и студент «теряется», какой курс выбрать.

Частные колледжи действуют иначе. Они создают так называемый «пакетный план» для достижения вполне конкретной цели -выбора и получения профессии в конкретные сроки. Другими словами, колледж берет на себя работу по сбору информации: он определяет, какие профессии и в каких областях необходимы в данный момент, и предлагает оптимальные учебные программы для подготовки студента в самые оптимальные сроки. Таким образом снижается риск ошибок и неудач.

2. Поддержка мотивации с помощью институциональных процедур. В муниципальных колледжах расписание занятий довольно свободное, считается, что студент умеет распоряжаться своим временем. Занятия организуются не по обычному стандарту -с понедельника до пятницы в определенные часы, а в любое время -утром, вечером, в субботу, воскресенье. Однако это, казалось бы, удобство создает у неопытных студентов определенную путаницу и дополнительные трудности: они не могут сочетать учебу с домашними делами и досугом. В частных колледжах установлено четкое расписание, нет никакой самодеятельности в построении учебы. Существуют два типа курсов - обычный и «сжатый». Курс, занимающий в муниципальном колледже 14 недель, в частном проходят с таким же успехом за 8 недель. В частном колледже степень можно получить за 18 месяцев, а в муниципальном на это уходит от трех до шести лет. В частном колледже больше занятий, меньше каникул, но цель более ясная и близкая.

3. Руководство выбором, снижение риска ошибок. Зачастую руководство считает, что студент может сделать самостоятельный выбор, достаточно интересный, который был бы ему по силам. На самом деле очень немногие студенты знают, чего они хотят и какими способностями обладают. В результате ученики часто ошибаются в выборе предметов, тратят силы зря и часто «вязнут», в конце концов бросая учебу. При правильном руководстве таких ошибок гораздо меньше. В частных двухгодичных колледжах «используются организационные процедуры для информации студентов, руководства их выбором, предотвращения ошибок» (с. 9). Обязательным считается посещение собраний на эту тему, сами студенты тоже понимают их полезность. На этих собраниях проходят дискуссии, обмен опытом, учащиеся могут получить советы старших, полную информацию по всем интересующим их вопросам. Неудивительно, что это помогает студентам лучше понять работу колледжа, требования и получить степень. Они более уверены в своих силах.

4. Неакадемические занятия. Когда молодой человек поступает в колледж, он, как правило, еще не обладает теми качествами и навыками общения, которые необходимы в работе: дисциплинированность и пунктуальность, умение правильно представить себя, общаться с руководством, клиентами. Многие студенты муниципальных колледжей не имеют этих навыков и после окончания учебы. «Между тем частные двухгодичные колледжи вводят в программу обязательные занятия, на которых учат, как себя вести, как одеваться, как правильно говорить. Эти колледжи строго следят за посещаемостью, дисциплиной, сроками выполнения домашних работ и правильным стилем одежды» (с. 9). Хотя обучение этому не входит в традиционную программу, студенты, готовящиеся выйти в «работающий мир», остро в нем нуждаются, и колледжи могут дать необходимые в этом плане знания и навыки.

5. Связь выпускников с работодателями. «В дополнение к подготовке студента к профессиональной деятельности колледжи могут играть ведущую роль в том, чтобы помочь найти работу» (с. 10). В большинстве случаев муниципальные колледжи этого не делают, полагая, что, получив необходимые знания и подготовку, выпускник самостоятельно найдет себе рабочее место. Некоторая работа такого рода проводится: вывешиваются объявления, препо-

даватели дают консультации, но конкретным трудоустройством своих учеников колледжи занимаются крайне редко. Часто студенты даже не знают о существовании некоторых видов деятельности и профессий.

В частных колледжах серьезно занимаются этим вопросом: студентам помогают составить хорошее резюме, их готовят к интервью, переводя язык учебников и лекций на язык, который хорошо понимают и ценят предприниматели. Им советуют, как лучше «продать» себя и свои знания. Многие колледжи устанавливают с потенциальными местами работы студентов многолетние тесные отношения. Все это очень позитивно сказывается на учебе студентов и повышает репутацию колледжа. «Мы обнаружили, что студенты, которые понимают, что их колледж и учителя могут помочь им найти работу, прилагают больше усилий в учебе и более уверены в том, что наберут баллы, необходимые для получения степени»

(с. 11).

В заключение авторы подчеркивают, что хотя (если судить по тексту статьи) им больше нравятся частные двухгодичные колледжи, они не призывают администрацию муниципальных колледжей перестраиваться. У муниципальных колледжей свой контингент, свои цели и задачи и свои особенности. Речь идет о том, чтобы удачные на взгляд авторов находки и порядки частных колледжей по возможности использовать в других школах, чтобы повысить процент окончания и получения дипломов в целом. Тем более что некоторые заимствования не требуют дополнительных финансовых затрат. Если такие ресурсы будут необходимы, то в будущем они вполне окупятся появлением большого количества выпускников со степенью associate. «Муниципальные колледжи начали большую революцию, которая принципиально повысила возможности для большого числа слабых студентов поступить в колледж. Для того чтобы закончить эту революцию и довести ее до завершения, нужны новые методы для обеспечения прохождения студентами полного курса обучения и получения соответствующей степени» (с. 15).

А.Н. Авдулов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.