2008.02.039. ТЮБИАНА Л., КИКЕН Ю. СРОЧНАЯ РАЗРАБОТКА КЛИМАТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: ШАНС ДЛЯ ЕВРОПЫ? TUBIANA L., KIEKEN H. L'urgence climatique: Une occasion pour l'Europe? // Etudes. - P., 2007. - T. 406, N 6. - P. 749-758.
Французские специалисты в области устойчивого развития анализируют способы борьбы с климатическими изменениями на планете и роль Западной Европы в их разработке.
Несмотря на то что существование проблемы изменения климата (и соответствующих рисков) получило всеобщее признание, мировое сообщество до сих пор не пришло к консенсусу относительно способов и сроков ее решения. Две трети выбросов газов, имеющих парниковый эффект (ГИПЭ), прямо связаны с производством, переработкой и использованием энергии. Источниками большей части энергетических выбросов являются производство электроэнергии и транспорт: на них приходится соответственно 37 и 22% мировых выбросов ГИПЭ (с. 752). Для значительного сокращения выбросов ГИПЭ в будущем необходимо радикально перестроить энергетические системы, отказавшись от парадигмы изобилия дешевой энергии. При этом сокращение использования нефти в результате истощения ее запасов не только не решит климатическую проблему, а усугубит ее из-за увеличения доли угля, являющегося источником ГИПЭ, в мировом энергетическом балансе.
Н. Стерн в докладе, посвященном экономике климатических изменений (2006), подчеркнул, что решить климатическую проблему можно только с помощью безотлагательных мер, необходимость принятия которых объясняется характеристиками климатической системы. В этих условиях учет долгосрочной перспективы в экономических расчетах предприятий становится определяющим элементом анализа «затраты-выгоды». Оценки ущерба, наносимого окружающей среде (ОС) потеплением климата на основе классических методов с использованием коэффициента дисконтирования, как правило, занижают будущие издержки. В отличие от этого применяемые Н. Стерном более сложные методы показывают, что издержки от ущерба, связанного с климатическими изменениями, составят 20% от мирового ВВП (с. 753), что не сопоставимо с издержками на проведение политики борьбы с ними.
Поскольку невозможно с достаточной степенью точности предсказать последствия климатических изменений, решение климатической проблемы зависит от управления неопределенностями и учета такого морального фактора, как солидарность поколений. Чтобы ограничить повышение температуры на Земле на +20С, про-мышленно развитые страны (ПРС) должны до 2050 г. сократить выбросы ГИПЭ в 3-4 раза, а развивающиеся страны (РС) - стабилизировать свои выбросы (с. 754). Именно такие цели ставит перед собой ЕС и его члены.
Выбросы ГИПЭ можно уменьшить в основном за счет сокращения спроса на товары и услуги, которые вносят основной «вклад» в выбросы ГИПЭ; их замены на товары и услуги с меньшими выбросами; повышения эффективности потребления и переработки энергии; обезуглероживания производства электроэнергии, отопления и транспорта; уменьшения неэнергетических выбросов ГИПЭ; стимулирования снижения содержания углерода биологическими методами, в частности с помощью сохранения лесов. Для достижения поставленных целей необходимо изменить как способы производства, так и способы потребления товаров и услуг. В среднесрочной перспективе выбросы углекислого газа имеют цену, которую можно взимать с помощью экологических налогов или рыночных инструментов, подобных европейской системе квот на выбросы.
Любой проект борьбы с климатическими изменениями затрагивает социальные и экономические проблемы, а также проблемы, связанные с ОС. Поэтому дискуссии о климате, в которых до сих пор участвовали в основном физики и экономисты, должны перейти в политическую плоскость, чтобы возникло международное сотрудничество, необходимое для проведения национальных и региональных климатических политик.
В соответствии с международными соглашениями по климатическим изменениям, в частности Киотским протоколом, указывают авторы, ПРС должны до 2012 г. сократить выбросы ГИПЭ по крайней мере на 5% (с. 755), тогда как РС не имеют подобных обязательств, хотя и участвуют в борьбе с потеплением, принимая меры по развитию собственной экономики. Своеобразие привлечения РС к решению климатической проблемы объясняется тем, что ответственность за прошлые выбросы несут ПРС. Но в ближайшем
будущем РС, особенно Китай, Индия и Бразилия, станут основными источниками выбросов ГИПЭ. В этих условиях опора в борьбе с климатическими изменениями на новые технологии (такого подхода придерживаются США) представляется развивающимся экономикам весьма привлекательной: она оправдывает отказ от самой идеи ограничения выбросов ГИПЭ, поскольку передовые технологии позволят контролировать выбросы без смены энергетической парадигмы. В случае успеха этого подхода, являющегося альтернативой модели международного сотрудничества, сторонники Киот-ского протокола длительное время будут лишены возможности действовать. Однако для Европы и ее партнеров, поддержавших в Киото РС, приоритет состоит в том, чтобы привлечь эти страны к более активному участию в решении климатических проблем.
Киотский протокол содержит в себе определенные ограничения: он распространяется лишь на треть мировых выбросов, а основные эмитенты ГИПЭ либо не имеют никаких обязательств в рамках данного документа, либо его не ратифицировали. Тем не менее, несмотря на эти ограничения и часто эффективные усилия американской дипломатии, Киотский протокол, о смерти которого говорят с 2001 г., остался жив. Более того, конференции в Монреале (2005) и Найроби (2006) подтвердили необходимость глобального подхода к борьбе с климатическими изменениями. Уже намечены сроки переговоров о новой фазе Киотского протокола.
Несмотря на все недостатки Киотского протокола, отказ ряда стран (в частности США, а вслед за ними - Китая, Индии и Бразилии) от идеи сокращения выбросов ГИПЭ, шаткость позиций стран ЕС из-за нежелания предприятий нести издержки, от которых их конкуренты длительное время уклоняются, отмечают авторы в заключении, политические условия для борьбы с климатическими изменениями сформировались: ее необходимость больше не обсуждается даже в США, речь идет о методах этой борьбы.
И.Ю. Жилина