Научная статья на тему '2008.02.022. ВАНДЫЧ П. АЛЕКСАНДР СКШИНЬСКИЙ - МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ II РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ. WANDYCZ P. ALEKSANDER SKRZYńSKI, MINISTER SPRAW ZAGRANICZNYCH II RZECZYPOSPOLITEJ. - W-WA: POL. INST. SPRAW MIęDZYNAR., 2006. - 394, [8] S'

2008.02.022. ВАНДЫЧ П. АЛЕКСАНДР СКШИНЬСКИЙ - МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ II РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ. WANDYCZ P. ALEKSANDER SKRZYńSKI, MINISTER SPRAW ZAGRANICZNYCH II RZECZYPOSPOLITEJ. - W-WA: POL. INST. SPRAW MIęDZYNAR., 2006. - 394, [8] S Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
129
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЬСКАЯ РЕСПУБЛИКА / 1920-Е ГОДЫ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / АЛЕКСАНДР СКШИНЬСКИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008.02.022. ВАНДЫЧ П. АЛЕКСАНДР СКШИНЬСКИЙ - МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ II РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ. WANDYCZ P. ALEKSANDER SKRZYńSKI, MINISTER SPRAW ZAGRANICZNYCH II RZECZYPOSPOLITEJ. - W-WA: POL. INST. SPRAW MIęDZYNAR., 2006. - 394, [8] S»

2008.02.022. ВАНДЫЧ П. АЛЕКСАНДР СКШИНЬСКИЙ -МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ II РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ. WANDYCZ P. Aleksander Skrzynski, minister spraw zagranicznych II Rzeczypospolitej. - W-wa: Pol. inst. spraw mi^dzynar., 2006. - 394, [8] s.

Ключевые слова: Польская Республика, 1920-е годы, внешняя политика, Александр Скшиньский.

Монография польского историка-эмигранта, почетного доктора Сорбонны, директора Польского научного института в США Петра Вандыча, состоящая из восьми глав, посвящена жизнедеятельности видного дипломата, министра иностранных дел Польской республики в середине 1920-х годов Александра Скшиньского.

В первой главе приводится биография А. Скшиньского. Будущий дипломат родился 18 марта 1882 г. в семье помещика из древнего рода Скшиньских, получившего свое название от местечка Скшинна велюньской земли. Среди его предков было пять сенаторов-кастелянов. Однако титул графа удалось получить только отцу Александра - Адаму Томашу, депутату галицийского сейма. Впоследствии в МИД Польши Александра Скшиньского из-за его аристократического происхождения называли «архиграфом», «обвиняли его в снобизме и пренебрежительном отношении к людям», что вытекало из его «противоестественных "великопаньских" манер» (с. 13).

Александр получил среднее образование в Кракове, затем изучал право в трех европейских университетах - Венском, Мюнхенском и Краковском. Специализировался в области международного права. В 1906 г. в Ягеллонском университете Кракова получил ученую степень доктора юриспруденции. Через некоторое время стал профессором. В 1909 г. начал работать в МИД Австро-Венгрии. В 1912 г. получил от императора Франца-Иосифа должность камергера.

В начале первой мировой войны Скшиньский назначен первым секретарем посольства Австро-Венгрии в Вашингтоне. Но он отказался от этой должности и добровольцем ушел на фронт. Участвовавшего в боях на передовой Александра называли «человеком исключительного мужества» (с. 16). Однако он не оставил дипломатическую службу. По окончании войны, в июне 1919 г.

A. Скшиньский стал посланником возрожденной Польской Республики в Будапеште.

В 1922-1923 гг. он трижды назначался министром иностранных дел Польши и гордился тем, что был «самым молодым министром иностранных дел» (с. 22).

Вторая глава книги посвящена анализу внешнеполитических идей А. Скшиньского. Он сформулировал программные основы польской внешней политики, имел свою точку зрения на международные процессы. Главной целью Скшиньского стало «обеспечение длительного мирного сосуществования народов при гарантии их естественных прав и интересов» (с. 36). С одной стороны, Скшиньский говорил, что его внешняя политика «вышла из американской демократии», с другой - не разделял концепции баланса сил

B. Вильсона. При этом польский министр придавал большое значение Лиге наций, считая, что связи Польши с Лигой «являются очевидными», а Устав Лиги «был актом возрождения Польши» (с. 44).

А. Скшиньский уделял много внимания вопросам национализма и интернационализма, считая их особо важными для международных отношений. В своих выступлениях он говорил, что международная солидарность не противоречит национальному вопросу. Он полагал, что дружеские отношения с другими народами следует строить на основе «общечеловеческих принципов» (с. 46).

В третьей главе рассматривается работа А. Скшиньского в правительстве В. Сикорского (декабрь 1922 - май 1923). В то время Скшиньский формулирует задачи польской внешней политики, вытекавшие из международного положения Польши. Своей первой задачей он назвал «получение от западных держав окончательного признания фактически существующей восточной границы Речи Посполитой» (с. 59). Остальные проблемы, такие как отношения с Чехословакией, были для Скшиньского второстепенными.

Начиная работать на должности министра, А. Скшиньский старался прежде всего демонстрировать миролюбие Польши. По мнению автора, подчеркивание Скшиньским «необходимости мира не было риторическим выражением, а указывало на новую программу польской внешней политики и новую концепцию международной ситуации» (с. 63). Говоря о рурском кризисе, министр рекомендовал подразделениям МИД поддерживать союз с Францией, попытаться упрочить положение Польши как равнозначного

члена франко-бельгийско-польского союза, а также «избегать всего, что могло бы создать впечатление разрыва с Англией» (там же).

Четвертая глава посвящена работе А. Скшиньского в правительстве В. Грабского в 1924 г. В это время внешняя политика Польши находилась в зависимости от внешней политики Франции. Но Скшиньский не считал, что Франция может вовлечь Польшу в войну, как некоторые тогда думали, и подчеркивал «необходимость хороших отношений как с Францией, так и с Великобританией» (с. 83).

А. Скшиньский был автором книги «Польша и мир», в которой из-за причастности к ее написанию политика Ретингера, подчёркивает автор, нашли отражение взгляды краковских консерваторов. В книге польские проблемы выстраиваются на фоне международных отношений в Европе. Он видел реальную опасность для Польши, исходившую от России и Германии. По его мнению, из творцов Версальской системы только Франция была заинтересована в сохранении статус-кво и по этой причине польско-французский союз был дополнен союзом с Румынией. После того, как в начале 1924 г. пост министра иностранных дел занял М. Замойский, Скшиньский был назначен делегатом в Лигу наций и, благодаря своему давнему интересу к деятельности Лиги, был хорошо подготовлен к работе в ней.

В пятой главе рассматривается деятельность А. Скшиньского в период подготовки гарантийного пакта для Западной Европы. В начале 1925 г. Германия выступила с инициативой заключить соглашение, которое гарантировало бы безопасность Франции, включало бы Германию в систему европейских отношений и должно было устранить возможную угрозу сближения Берлина с Москвой, которого опасалась Англия. Поэтому английский посол в Берлине лорд д'Абернон приписывал себе инициирование предложения Германии, надеясь, что Лондон «станет арбитром между Германией и Францией, а также доминирующим фактором в Европе» (с. 119).

Для А. Скшиньского, вновь занявшего в июле 1924 г. пост министра иностранных дел, была очень важна позиция главной союзницы Польши Франции на переговорах с Германией. Имея в виду политический союз Польши с Францией, он говорил, что конференция по проблеме гарантийного пакта между Францией,

Германией и другими государствами Европы без участия Польши «не соответствовала бы сути и духу нашего политического договора» (с. 124). С этого времени польская дипломатия старалась любыми средствами повлиять на Францию. В начале 1925 г. Скшинь-ский планировал посетить Лондон и провести переговоры с О. Чемберленом, но его инициатива не нашла поддержки в Форин Оффис.

Шестая глава посвящена международным отношениям и позиции Польши в преддверии Локарнской конференции. 12 мая 1925 г. в Лондон был прислан французский проект ответа на предложение немецкого министра Штреземана о гарантийном пакте. Согласно данному проекту, намечалось «присоединение Бельгии к предполагаемому Рейнскому пакту, признание Германией нерушимости мирных договоров, а также ее обязательство войти в Лигу и дополнение Рейнского пакта арбитражными договорами с соседями Германии» (с. 158). Речь шла о восточных соседях Германии Польше и Чехословакии. Французский проект вызвал много вопросов и сомнений у Чемберлена. Он, в частности, интересовался, станет ли Великобритания гарантом арбитражных договоров. Французский министр А. Бриан не дал прямого ответа, говоря, что «французское правительство находится в согласии со своими союзниками» (там же). При этом французский посланник в Польше де Панафье заметил А. Скшиньскому, что Франция «должна считаться с Великобританией» (с. 159).

На последней фазе переговоров Париж вынужден был согласиться дать гарантии только западных границ Германии. Ничего не изменил визит А. Скшиньского в Париж 3-8 июля, где он беседовал с Брианом и генеральным секретарем Кэ д'Орсэ Бертело о будущих локарнских соглашениях. Глава польского МИД предложил заключить польско-германский арбитражный договор одновременно с французско-германским. Он подчеркивал также «необходимость гармонизации польско-французского союза с французско-английским сотрудничеством» (с. 163). Не принес результатов и визит А. Скшиньского в США, куда он выехал 15 июля. В беседах с американским послом Дж. Стетсоном Скшиньский ограничился заявлением о том, что «хотел бы устранить все неясности между Польшей и США и оживить взаимные отношения» (с. 164).

В начале сентября 1925 г. Скшиньский проводил переговоры на тему гарантийного пакта с министрами иностранных дел ведущих европейских держав в Женеве. Ему удалось получить подтверждение того, что Польша будет приглашена на Локарнскую конференцию.

В седьмой главе рассматриваются события, произошедшие в преддверии Локарно, анализируются Локарнские соглашения. В сентябре 1925 г. состоялся визит наркома иностранных дел СССР Г.В. Чичерина в Варшаву, где он провел беседы с А. Скшиньским, касающиеся в том числе и гарантийного пакта. Этому визиту в Польше придали «дружественный характер», несмотря на то, что конкретных решений он не принес. Более того, Чичерин находился в Варшаве проездом в Берлин, а варшавские переговоры носили для него тактический характер. Накануне конференции по гарантийным соглашениям А. Скшиньский говорил английскому посланнику в Варшаве Макс-Мюллеру, что его переговоры с Чичериным «не имели целью поссорить Польшу с Германией» (с. 194).

6 ноября 1925 г. Скшиньский во главе польской делегации выехал в Локарно. Сразу после приезда он провел переговоры с Брианом, на следующий день долго беседовал с Чемберленом, а затем опять с Брианом. Чемберлен заверил Скшиньского в том, что наладившиеся польско-советские отношения не помешают переговорам в Локарно и что Великобритания «заинтересована в стабилизации в Восточной Европе» (с. 198).

Накануне парафирования локарнских соглашений Скшинь-ский был настроен оптимистично. Ведя свою дипломатическую игру, он говорил, что в подготовленных документах отражены все необходимые Польше гарантии безопасности, упрочен союз Польши с Францией, а польская внешняя политика «получила в Локарно юридические и материальные выгоды для народа и, гарантировав мир, открывает возможности для доверия» (с. 205).

Многие историки считают, что Локарно было поражением польской дипломатии, поскольку союз Польши с Францией был ослаблен, а гарантий безопасности Варшава не получила. Но П. Вандыч полагает, что Скшиньский проводил в Локарно «эластичную» политику уступок, поскольку старался быть дальновидным и «рассматривал в качестве альтернативы либо новую войну, либо некоторую стабилизацию, необязательно на таких условиях,

которые он выбрал бы как поляк» (с. 217). К тому же польский министр считал, что несколько лет мирной жизни дадут Польше возможность усилить свои позиции.

В восьмой главе исследуется деятельность А. Скшиньского как премьер-министра коалиционного правительства. Во второй половине 1925 г. экономическая ситуация в Польше ухудшилась, начался тяжелый экономический кризис. Прежнее правительство пало. 16 ноября 1925 г. А. Скшиньский согласился стать новым премьер-министром. По мнению маршалка сейма Ратая, задачу формирования нового правительства Скшиньский считал «дипломатической миссией, имевшей целью привести к согласию партии» (с. 222). Автор полагает, что Скшиньский намеревался передать свой пост в ближайшем будущем кому-то другому из парламентариев. Об этом свидетельствует и то, что он дважды отказывался от должности премьер-министра. Будучи премьером, Скшиньский одновременно выполнял обязанности министра иностранных дел. В этот период он конфликтовал с Ю. Пилсудским. Финалом конфликта стал майский переворот 1926 г. Ю. Пилсудский и его сторонники начали травлю нового премьера, стремясь «доставить Скшиньскому личные неприятности» (с. 224).

Нет ничего удивительного в том, пишет автор, что, став премьером, А. Скшиньский посвятил свою первую речь в сейме внешней политике. Он говорил, в частности, что отношения с Францией еще никогда не были такими близкими, а отношения с Румынией стали более дружественными. Визит Чичерина в Варшаву в 1925 г. был охарактеризован им положительно. Скшиньский считал, что и отношения с Германией будут проходить в русле взаимных выгод. «Германия с течением времени привыкнет к постверсальскому статус-кво» (с. 227).

Последние полгода пребывания А. Скшиньского на посту министра иностранных дел были скорее неудачными, чем успешными для Польши. Об этом свидетельствует в том числе и подписание в апреле 1926 г. Берлинского пакта между СССР и Германией, укрепившего их сотрудничество. Скшиньский полагал, что к пакту могут прилагаться секретные антипольские соглашения.

В заключении автор делает вывод, что в условиях непростой международной ситуации 1920-х годов у Польши не было шансов достичь значительных успехов, и она нередко должна была выби-

рать меньшее из двух зол. Заложенные А. Скшиньским основы и направления польской внешней политики были тогда «единственно возможными». А многие его идеи «не утратили актуальность даже в эру американского мира и Европейского союза» (с. 269).

О. В. Бабенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.