Научная статья на тему '2008.01.039. ХЕНДЛЕР Р. ЗАКОН О ВВЕДЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ. HENDLER R. DAS GESETZ ZUR EINFüHRUNG EINER STRATEGISCHEN UMWELTPRüFUNG // NEUE ZEITSCHRIFT FüR VERWALTUNGSRECHT. - MüNCHEN, 2005. - H. 9. - S. 977-984'

2008.01.039. ХЕНДЛЕР Р. ЗАКОН О ВВЕДЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ. HENDLER R. DAS GESETZ ZUR EINFüHRUNG EINER STRATEGISCHEN UMWELTPRüFUNG // NEUE ZEITSCHRIFT FüR VERWALTUNGSRECHT. - MüNCHEN, 2005. - H. 9. - S. 977-984 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА - ФРГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008.01.039. ХЕНДЛЕР Р. ЗАКОН О ВВЕДЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ. HENDLER R. DAS GESETZ ZUR EINFüHRUNG EINER STRATEGISCHEN UMWELTPRüFUNG // NEUE ZEITSCHRIFT FüR VERWALTUNGSRECHT. - MüNCHEN, 2005. - H. 9. - S. 977-984»

2008.01.039. ХЕНДЛЕР Р. ЗАКОН О ВВЕДЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ. HENDLER R. Das Gesetz zur Einführung einer Strategischen Umweltprüfung // Neue Zeitschrift für Verwaltungsrecht. - München, 2005. -H. 9. - S. 977-984.

В 2005 г. в Германии вступил в силу Закон о введении стратегической экологической оценки6, который был принят в целях приведения германского законодательства в соответствие с европейским экологическим правом, а именно Директивой 2001/42/EG (SUPG)7. Принятие вышеуказанного Закона является вторым шагом по имплементации положении Директивы во внутреннее право Германии. Первым шагом стало внесение изменений в Строительный кодекс8. Закон о введении стратегической экологической

9

оценки является артикулярным .

Согласно § 2 Закона о проверке экологической переносимости стратегическая экологическая оценка не является самостоятельной частью процесса по разработке или изменению планов и

6 Gesetz zur Einführung einer Strategischen Umweltprüfung und der Umsetzung der Richtlinie 2001/42/EG (SUP) от 25.6.2005 (BGBl I, 1746).

7 Ранее в европейском и германском экологическом праве был закреплен институт проверки экологической переносимости. Объектом проверки экологической переносимости согласно положениям Директивы 85/337/EWG от 27.6.1985 являются проекты, под которыми понимаются сооружение строительных и иных установок и прочие вмешательства в природу и ландшафты, включая добычу полезных ископаемых (например, проект строительства индустриального сооружения для производства бумаги с производительной мощностью более 200 т в день). Соотношение нового института стратегической экологической оценки и «старой» проверки экологической переносимости таково: объекты стратегической экологической оценки - планы и программы, проверки экологической переносимости -конкретные проекты. Например, план строительства дорожной сети целого региона подлежит стратегической экологической оценке, а проект строительства отдельных улиц в рамках этого плана - оценке экологической переносимости. -Прим. реф.

8 Gesetz zur Anpassung des Baugesetzbuches an EU-Richtlinien от 24.6.2004 (BGBl I, 1359).

9 Артикулярный закон представляет не единый целостный текст, а тексты изменений и дополнений статей уже существующих нормативных актов. - Прим. реф.

программ, проводимого административными органами, правительством или законодательной властью. Обязательной стратегической экологической оценке подлежат такие планы и программы, как, например, планы по защите от наводнений, планы организаций территорий, планирование ландшафтов, планирование путей сообщения на федеральном уровне.

Процесс стратегической экологической оценки проводится следующим образом. Сначала компетентные административные органы устанавливают рамки стратегической экологической оценки (объем и детальность параметров, подлежащих включению в экологический отчет). Затем административные органы составляют экологический отчет, в котором указываются возможные экологические последствия реализации плана или программы, а также предлагаются и оцениваются возможные альтернативные решения. Важной составляющей дескриптивной части экологического отчета является описание воздействия реализации плана или программы на: людей, здоровье людей, животных, растения и биологическое разнообразие; почвы, воды, воздух, климат и ландшафты; культурные ценности и иные материальные ценности; взаимодействие охраняемых объектов. Административные органы, в полномочия которых входит проведение стратегической экологической оценки, обязаны предоставить другим административным органам, компетенцию которых входят вопросы охраны среды или здоровья, затрагиваемые реализацией планы или программы, выразить свою точку зрения в отношении соответствующего плана или программы. Ядро процесса стратегической экологической оценки - оповещение общественности. В течение месяца общественности должна быть предоставлена возможность ознакомления с экологическим отчетом и экспертными заключениями к нему. Параграф 14 Закона о проверке экологической переносимости предусматривает также возможность международного оповещения административных органов и общественности, например, оповещение административных органов другого государства или оповещение населения другого государства о производимой в Германии процедуре стратегической экологической оценки. После окончания ознакомления административных органов и населения с экологическим отчетом и экспертными заключениями компетентные административные

органы на основании выраженных мнений и замечаний перепроверяют данную ими в экологическом отчете оценку. Решение о принятии плана или программы к реализации должно быть обнародовано. При реализации плана или программы проводится мониторинг воздействия реализации на окружающую среду.

В.Н. Гиряева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.