Научная статья на тему '2007. 03. 036-040. Стратегия сберегательных банков в эпоху глобализации. (сводный реферат)'

2007. 03. 036-040. Стратегия сберегательных банков в эпоху глобализации. (сводный реферат) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - БАНКОВ - ЕС СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 03. 036-040. Стратегия сберегательных банков в эпоху глобализации. (сводный реферат)»

2007.03.036-040. СТРАТЕГИЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ БАНКОВ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. (Сводный реферат).

1. De NOOSE Ch. Local heroes // Banker. - L., 2006. - 3 July. - P. 4-5.

2. De NOOSE Ch. Consolidation is not a panacea // Ibid. - P. 6.

3. IMESON M. Opportunity knocks // Ibid. - P. 8.

4. De NOOSE Ch. Setting the CSR benchmark // Ibid. - P. 14.

5. Projets d'economie. locale et sociale. Bilan 2002 // Mode of access: http://www.federation.caisse-

epargne.fr/cpp/102/fra/blob/fnce_bilanpels2002fr_030327095809.pdf.

Бизнес-модель сбербанков, истоки которой восходят к XIX и даже XVIII в., отмечают эксперты, развивалась в направлении эффективной, социально ориентированной, плюралистической и конкурентной модели (4). В условиях глобализации мировой экономики сбербанки ведущих промышленно развитых стран усиливают акцент на обслуживании местных рынков, развитии филиальной сети и приближении к потребителям. При этом сохраняется социальная составляющая их бизнес-стратегии. В ближайшее время сбербанкам предстоит перейти на новые подходы к оценке кредитного риска, предусмотренные соглашением Базель-2.

Присутствие финансовых учреждений на местных рынках и близость к потребителям в настоящее время приобретают все большее значение, указывает К. де Нооз, председатель комитета управления «European savings banks group/world savings banks institute» (ESBG/WSBI) (1). Постоянно повышается потребность в создании сбербанками обширной сети филиалов, гарантирующей их физическое присутствие на местных рынках. Отчасти это связано с тем, что большинство розничных клиентов воспринимают нефизические формы обслуживания в качестве дополнения, а не субститута обслуживанию в банковских филиалах на местах.

Стратегия многоканального обслуживания лучше всего подходит для удовлетворения рыночного спроса. Для банков - членов ESBG/WSBI характерна децентрализованная модель, при которой деятельность банка сосредоточена на местных потребностях и основным каналом обслуживания являются филиалы, позволяющие территориально максимально приблизиться к клиентам.

В странах, где сбербанки используют указанную модель, розничные клиенты обычно рассматривают эти финансовые учрежде-

ния как ключевой элемент регионального развития и местной экономики. При этом услуги и продукты сбербанков, а также цены на них получают высокую оценку населения. Тот факт, что сбербанки имеют густую сеть региональных филиалов, а потому легко доступны для клиентов, является их существенным преимуществом.

Как известно, основная тенденция в банковском секторе промышленно развитых стран в последние десятилетия - это сокращение численности банков. Исследование рынка розничных банковских услуг в США и ЕС, проведенное экспертами Е8ВО/^БВ1, показало, что в период 1985-2003 гг. число банков в этих регионах уменьшилось соответственно на 44 и 41%. Однако параллельно наблюдался рост числа банковских филиалов, составивший 12% в США и 7% в ЕС (1, с. 4). Число филиалов, приходящихся на одно финансовое учреждение, таким образом, увеличилось, что свидетельствует о расширении присутствия банков на местных рынках и их приближении к потребителям.

В США на пять ведущих кредитных учреждений приходится значительная часть активов промышленных компаний (37,6% в 2003 г.); в ЕС-15 ситуация в отдельных странах сильно отличается (от 22% в Германии до 84% в Нидерландах). Тем не менее в обоих регионах превалирующей банковской моделью остается модель небольшого кредитного учреждения, ориентированного на местных потребителей: активы 94% банков США не превышают 1 млрд. долл.; аналогично этому в ЕС 87% банков имеют активы менее 1 млрд. евро (1, с. 4).

Процессы консолидации в банковском секторе США и ЕС вызвали опасения относительно судьбы некоторых типов банков, финансирующих мелкие и средние предприятия (МСП), которые, как общепризнанно, являются краеугольным камнем современной экономики промышленно развитых стран. Приверженность МСП является важным элементом концепции деятельности сбербанков США и ЕС, которые всегда стремятся поддерживать прочные и долговременные связи с такими предприятиями на местных рынках. В Германии три предпринимателя из четырех обслуживаются сбербанками, так как нуждаются в таком финансовом партнере, который не только знает их, но и удовлетворяет их потребности и оказывает поддержку в трудные времена.

Опыт банков - членов ESBG/WSBI свидетельствует о плюрализме и диверсификации модели «близости к потребителю» (proximity banking model) в плане правовых форм, структуры собственности и социальной ответственности. Нет необходимости в одной, стандартизированной модели, которая обеспечивает успех деятельности. Наилучшее банковское обслуживание возможно лишь в условиях такого рынка, на котором работают компании с разной правовой формой, структурой собственности и т.д., что позволяет им конкурировать и добиваться успеха.

Основная цель сбербанков, использующих модель «близости к потребителям», - удовлетворение потребностей всех местных клиентов, включая тех, кто обычно плохо охвачен банковским обслуживанием: МСП и физических лиц с низким уровнем доходов.

Исследование, проведенное ESBG/WSBI, свидетельствует, что трансграничная консолидация не означает непременного повышения конкурентоспособности и эффективности работы сбер-банков; она не всегда способствует интеграции и не является единственным способом улучшения обслуживания клиентов (2). Более того, трансграничная консолидация может принести вред банкам среднего размера, составляющим крупнейший по численности сегмент банковского сектора.

Трансграничная консолидация не ведет автоматически и к росту прибыли. Несмотря на снятие правовых и пруденциальных ограничений, сохраняются некоторые виды издержек, например, обусловленные языковыми различиями, что создает естественные преграды для синергии бизнеса объединяющихся кредитных учреждений. Синергии препятствуют также и различия в финансовых продуктах, связанные с привычками, предпочтениями потребителей и историей отдельных стран. Все это уменьшает потенциал ведения бизнеса с помощью трансграничной сделки (при консолидации в пределах страны такой потенциал может использоваться в полной мере).

Тем не менее эксперты ESBG считают, что консолидация в банковском секторе ЕС является более многообещающим и перспективным предприятием, чем в других секторах экономики, поскольку позволяет снизить негативный эффект от банкротства банка. Слияние двух банков совсем не то, что слияние двух сетей супермаркетов, считают эксперты ESBG.

Альтернатива консолидации - развитие банковского бизнеса на основе открытия филиалов или создания дочерних компаний. Это путь подтвердил свои достоинства не только в плане экономических показателей, но и, что особенно важно, с точки зрения эффективности удовлетворения нужд потребителей. Кроме того, в современной экономике эффекты, аналогичные тем, которые можно получить от консолидации, можно достичь путем коммерческого альянса между кредитными учреждениями, например, с помощью операций аутсорсинга и инсорсинга или покупки продуктов и услуг конкурентов через дистрибьюторские каналы. Создание совместно с конкурентами инфраструктур (например, систем клиринга и расчетов), разработка и внедрение стандартов (на национальном и международном уровнях) также представляют собой достойные альтернативы консолидации.

Выбор сбербанками одного из подходов или их комбинации определяется ситуацией на рынке, стратегическими соображениями, задачами в области продуктового менеджмента (product management), особенностями используемых технологий и т.д., а также потенциалом увеличения выгод для конечных потребителей за счет расширения ассортимента продуктов и услуг, снижения издержек и обеспечения большей безопасности операций.

Регулирующие органы, настаивающие на консолидации, должны учитывать связанные с ней риски, «сопровождать» этот процесс, чтобы их поддержка слияний, в результате которых формируются кредитные учреждения глобального или континентального размера, не привела к игнорированию интересов или даже к дискриминации сбербанков среднего размера, работающих в рамках модели «близости к потребителю». Политика поддержки консолидации может в конечном счете принести выгоды акционерам крупных транснациональных банков и одновременно нанести ущерб другим стейкхолдерам (например, банковским служащим и потребителям).

Большинство сбербанков Европы в целом одобряют принятую в ЕС Директиву о требованиях к капиталу (Capital requirements directive - CRD), которая предусматривает включение соглашения Базель-2 в европейское законодательство, хотя это, вероятно, повлечет за собой как позитивные, так и негативные последствия для них (3).

Одна из негативных сторон CRD и соглашения Базель-2 состоит в том, что эти документы могут деформировать конкуренцию между банками разных размеров. Проблема заключается в том, что издержки, которые понесут банки для достижения соответствия требованиям этих документов, могут оказаться для мелких банков более существенными, чем для крупных. Позитивная сторона: мелкие банки, имеющие большой розничный портфель, смогут получить преимущества от низкого коэффициента кредитного риска по розничным операциям кредитования; крупные банки, обслуживающие в основном корпоративных клиентов, будут вынуждены откладывать больше капитала для кредитования корпораций, имеющего высокий коэффициент кредитного риска.

Банки, выступающие за стандартизированный подход к оценке кредитного риска (standardised approach to credit risk), за подход базовых показателей и за стандартизированный подход к оценке операционных рисков, должны начать их применять с января 2007 г. Банки, поддерживающие подход к оценке кредитного риска на основе внутренних рейтингов (internal ratings-based approach - IRB-подход) и подход усовершенствованного исчисления (advanced measurement approach) операционного риска, должны это сделать с января 2008 г. Хотя некоторые страны - члены ESBG планируют начать со стандартизированного подхода, в дальнейшем они предусматривают использование IRB-подхода.

В отличие от требований Базеля-2, которые рассчитаны только на банки, работающие на зарубежных рынках (internationally active banks) (это означает, что лишь 20 из 7 тыс. банков США будут затронуты этим соглашением), CRD касается всех кредитных учреждений Европы. ESBG с самого начала выступает за всеобщее применение Базеля-2, что, по мнению руководителей этой организации, позволит избежать деформации конкуренции между банками разных размеров.

Специалисты ESBG организуют консультации по вопросам CRD для своих членов. Так, в 2005 г. ESBG спонсировала серию конференций, организованных Европейской комиссией, в 30 странах, на которых представителям МСП давались разъяснения, как CRD затронет их кредитование.

Некоторые международные банки считают, что CRD, означающий радикальные изменения, нуждается в системе пруденци-

ального надзора в Европе, так как этот документ не уделяет достаточного внимания потребностям. По мнению международных банков, такая система будет больше учитывать их организационные особенности. ESBG, однако, полагает, что создание института пруденциального надзора в Европе преждевременно и что этот вопрос нуждается в детальном обсуждении, причем без привязки к CRD.

Сбербанки Германии в целом одобряют соглашение Базель-2 и CRD. Эксперты ESBG предполагают, что большинство немецких банков перейдут на стандартизированный подход к оценке кредитного риска с 2007 г., когда вступит в силу CRD (хотя несколько крупных сбербанков отложат этот переход на 2008 г.). В дальнейшем некоторые мелкие банки могут перейти от стандартизированного подхода к IRB-подходу (3).

Большинство сбербанков Испании (cajas) намереваются использовать стандартизированный подход к оценке кредитного риска, только самые крупные из них высказываются в пользу IRB-подхода. В обоих случаях, как полагают эксперты, это приведет к существенному сокращению их розничных портфелей.

В целом в результате перехода на новые подходы к оценке кредитного риска ожидается ужесточение конкуренции на рынке розничного кредитования со стороны крупных коммерческих банков, которые используют более усовершенствованные методологии управления риском, что позволяет им дифференцировать активы и выявлять те, которые приносят больший доход. Сбербанки не готовы к таким переменам, качество их активов ниже, чем у коммерческих банков. Чтобы противостоять конкуренции, сбербанки должны будут объединяться. Консолидация сделает возможным переход сбербанков на использование усовершенствованных подходов оценки кредитного риска.

Социальная ответственность за развитие местных сообществ -это одно из исторических обязательств, которые несут сбербанки Европы (4). С момента их возникновения и в течение долгого времени логическое обоснование их существования заключалось в социальном продвижении низших классов общества. Вначале XIX в. Было установлено, что сбережения помогают также стабилизировать общественный порядок.

Социальная ответственность сбербанков остается центральным принципом их философии. На территории всей Европы сбер-

банки разделяют единый подход к банковской деятельности, которому, помимо убеждения в социальной ответственности сбербан-ков, присущи поддержание тесных связей с местным сообществом; учет потребностей и обслуживание всех категорий клиентов без каких-либо исключений. Сбербанки реализуют «стейкхолдерскую» банковскую модель, стремясь обеспечить доход всем стейкхолдерам на том рынке, где они работают (инвесторам, поставщикам, потребителям, служащим и местному сообществу).

Эта задача уравновешивается общей для всех прибыльных финансовых учреждений целью - достижение максимально возможного уровня эффективности и доходов, что необходимо для обеспечения клиентов продуктами и услугами по конкурентным ценам. Бизнес-мотивы являются одним из слагаемых стратегии социально ответственной деятельности сбербанков.

В отдельных европейских странах обязательство социальной ответственности сбербанков реализуется в разных формах, что отражает национальные различия в правовой системе и социальных традициях. Так, в Испании сбербанки выделяют значительную часть своей прибыли в благотворительный фонд («Obra social»). Распределение средств, политика фонда и управление им осуществляются независимо от сбербанка. Такие фонды сбербанков играют важную роль в жизни общества, занимаясь проблемами благосостояния и трудоустройства населения (в 2004 г. с их помощью было создано 26 тыс. рабочих мест). Как показали исследования, фактически каждый гражданин Испании вступает в контакты с благотворительными фондами сбербанков.

Сбербанки Германии также демонстрируют свои тесные связи и солидарность с народными массами, участвуя в создании фондов, работающих во всех социальных сферах. Немецкие сбербанки являются старейшими и крупнейшими донорами более 50 таких фондов, расположенных по всей территории страны. Одно из направлений социальной деятельности сбербанков Германии - инициатива «Деньги и бюджет» (Geld und Haushalt). Этот проект, начатый в 1958 г., решает задачу обучения домашних хозяйств методам эффективного управления их бюджетом с целью предотвращения чрезмерной задолженности.

Аналогичная инициатива реализуется сбербанками Франции, где в 1957 г. была создана ассоциация «Finances et Pedagogie»), ко-

торой оказывает поддержку ассоциация французских сбербанков «Groupe Caisse d’Epargne». С помощью региональной сети, включающей 27 филиалов, ассоциация «Finances et Pedagogie» реализует программы финансового обучения населения, профподготовки предпринимателей, а также меры по социальной интеграции традиционно изолированных групп населения.

Французские сбербанки также осуществляют «проекты местной и социальной экономики» (projets d’economie locale et sociale -PELS), посредством которых они финансируют местные проекты, ориентированные на стимулирование бизнеса и на поддержку семей, которые находятся в трудном положении. Только за два года (2001-2002 гг.) французские сбербанки реализовали 2266 указанных проектов на общую сумму в 45 млн. евро (5).

В какой бы форме сбербанки ни осуществляли свою социальную миссию, их действия оказывают позитивное влияние на социальное единство нации; кроме того, их участие в проектах социальных инвестиций дает «прямой доход» обществу и экономике.

Г.В. Семеко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.