Научная статья на тему '2007. 03. 024. Веб С. , Пэйн Э. Лабиринты исследования стволовых клеток. Webb S. , pain E. navigating the stem-cell research maze. - 2006, Deсember. - mode of access: http://science careers. Sciencemag. Org/career_development/previous_issues/articles/2006_12_01/navigating_the_stem_cell_research_maze'

2007. 03. 024. Веб С. , Пэйн Э. Лабиринты исследования стволовых клеток. Webb S. , pain E. navigating the stem-cell research maze. - 2006, Deсember. - mode of access: http://science careers. Sciencemag. Org/career_development/previous_issues/articles/2006_12_01/navigating_the_stem_cell_research_maze Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
44
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛИ / ИССЛЕДОВАНИЯ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК ЭМБРИОНА / КАРЬЕРА / МИГРАЦИЯ УЧЕНЫХ / РЕПРОДУКТИВНОЕ КЛОНИРОВАНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 03. 024. Веб С. , Пэйн Э. Лабиринты исследования стволовых клеток. Webb S. , pain E. navigating the stem-cell research maze. - 2006, Deсember. - mode of access: http://science careers. Sciencemag. Org/career_development/previous_issues/articles/2006_12_01/navigating_the_stem_cell_research_maze»

2007.03.024. ВЕБ С., ПЭЙН Э. ЛАБИРИНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК.

WEBB S., PAIN E. Navigating the stem-cell research maze. - 2006, БесетЬег. - Mode of access: http://science ca-reers.sciencemag.org/career_development/previous_issues/articles/2006_ 12_01/navigating_the_stem_cell_research_maze

Ключевые слова: исследователи; исследования стволовых клеток эмбриона; карьера; миграция ученых; репродуктивное клонирование; финансирование.

Доклад С. Веб (доктор биоорганической химии - Бруклин, Нью-Йорк) и Э. Пэйн (обозреватель - Южная и Западная Европа) основан на интервью, взятых у исследователей стволовых клеток эмбриона человека (human embryonic stem - hES) различных европейских стран. Цель доклада - показать, каким образом молодые исследователи, занимающиеся изучением hES, могут построить свою научную карьеру в странах Европейского союза.

В отличие от других ученых, исследователи hES переезжают из одной страны в другую не только для того, чтобы обмениваться знаниями и информацией, но и потому, что в разных европейских странах существуют неравные возможности в изучении hES. Греческая исследовательница Е. Пападиму (E. Papadimou) получила докторскую степень по биохимии у себя на родине в Университете Патрас (University of Patras). Со временем она решила переключиться на изучение эмбриональных стволовых клеток и для этого два года училась во Франции (грант Мари Кюри), где и надеялась приступить к работе над человеческими эмбриональными стволовыми клетками. Однако она не смогла продолжить свои исследования в этой стране, поскольку здесь это запрещено законом. Исследовательница переехала в Италию, где такие исследования разрешены и где она смогла реализовать свои профессиональные амбиции, работая в Лаборатории биологии стволовых клеток и фармакологии нервных болезней Университета Милана. Этот университет участвует в важнейшей для hES программе EuroStemCell, благодаря которой ученые могут получать гранты Евросоюза. Однако в Италии существуют проблемы другого рода, поскольку Италия - строгая католическая страна со своими культурными традициями.

Автор отмечает, что при всех возможностях, которые предлагает Европа современным исследователям, при выборе работы им приходится учитывать тот факт, что каждая страна проводит свою политику научных исследований. В Великобритании и Швеции исследователи могут изучать эмбриональные клетки человека с некоторыми ограничениями, тогда как исследователи Италии и Германии сетуют на то, что излишние запреты в этой области вынуждают их переезжать за границу. Исследователи, желающие сделать карьеру в рамках своей дисциплины, должны изучать европейскую политику и приспосабливаться к инвестиционному климату тех стран, в которых они оказались.

Европейская политика: лабиринты. Сегодня, когда Европа объединилась, принято думать, что она представляет собой гомогенное пространство. Но каждая европейская страна имеет свои культуру, религию и историю, поэтому неудивительно, что в каждой из них вырабатывается свое специфическое отношение к такой щекотливой исследовательской проблеме, как человеческий эмбрион. В дискуссиях на эту тему участвуют ученые, специалисты в области этики, политики и представители церкви. Политика каждой страны в этой области постоянно изменяется, а это, в свою очередь, усложняет для исследователей выбор новой страны и адаптацию к местному исследовательскому климату.

Такие страны, как Великобритания и Швеция, считаются наиболее либеральными в области изучения RES. Как и в большинстве других стран, здесь запрещены исследования по репродуктивному клонированию, но разрешены операции с эмбрионами для изучения новых клеточных линий и выращивания зародышей путем пересадки ядра соматической клетки для терапевтического клонирования. В 1998 г. изучение человеческого эмбриона было разрешено в США. Шведские ученые начали работать над этой темой после принятия Закона 1991 г., разрешавшего использование эмбрионов в исследовательских целях. Хотя в Швеции подобные исследования всегда были легальными, более поздние законы 2003 и 2005 гг. ввели ограничения подобных исследований по этическим соображениям. В Великобритании в закон, касающийся оплодотворения в пробирке, были внесены изменения в 2001 г. и таким образом легализовано изучение человеческого эмбриона. Подобные исследования проводятся также в Чехии, где в 2003 г. в Брно П. Двораком (P. Dvorak) и его группой была от-

крыта первая клеточная линия. Закон, принятый в июне 2006 г. в этой стране, разрешает работу с избыточными эмбрионами, но запрещает искусственное выращивание эмбрионов для исследований.

В Испании примерно такая же ситуация, политические лидеры этой страны стремятся помочь своим ученым. Закон об искусственном оплодотворении, принятый в ноябре 2003 г., впервые позволил испанским ученым работать с человеческими эмбрионами и получать новые клеточные линии. Теперь исследователи с нетерпением ждут одобрения нового закона в области биомедицины, который разрешил бы проводить эксперименты с пересадкой ядер клеток.

Вхождение Франции в эту исследовательскую область можно назвать осторожным. По Закону о биоэтике от 6 августа 2004 г. во Франции запрещаются исследования эмбрионов, но на пять лет на льготных условиях разрешены эксперименты по программе hES, а с февраля 2006 г. - выведение новых клеточных линий. Через пять лет закон должен быть пересмотрен.

Противоположную позицию занимают Германия и Италия. Немецкий закон о стволовых клетках, принятый в июле 2002 г., запрещает выведение или пересадку стволовых линий. Теперь исследователи могут работать только с теми клеточными линиями, которые были выведены до января 2002 г. Итальянский закон от февраля 2004 г., касающийся оплодотворения in vitro (in vitro fertilization - IVF), запрещает создание или разрушение эмбриона в исследовательских целях. Но, поскольку закон не четко регулирует изучение стволовых клеток человека, у исследователей остается свобода в изучении уже созданных клеточных линий. Для сравнения следует отметить, что в США по закону исследователи имеют право выводить новые клеточные линии, но только в случае, если исследования финансируются за счет частного капитала или денег штата (с 9 августа 2001 г.).

Финансирование: основные тенденции. Финансирование такой области исследований, как изучение эмбриональных стволовых клеток, - более важная проблема, чем финансирование других научных областей. Даже в Швеции, где и правительство, и общественность понимают важность таких исследований и где государственное финансирование науки составляет примерно 4% ВВП, исследователи испытывают нехватку средств. «Финансирование является существенным сдерживающим фактором в силу высокой стоимости исследований такого рода», - говорит Э. Эренас (E. Arenas), профессор Ка-

ролинского института (Karolinska Institute) в Стокгольме. В декабре 2005 г. правительство Великобритании увеличило финансовую поддержку исследований стволовых клеток с 85 млн. до 170 млн. долл. Но даже эти цифры нельзя сравнить с 3 млрд. долл., которые выделяет штат Калифорния на эти исследования на период в десять лет.

Такие страны, как Великобритания и Швеция, тратят огромные деньги на изучение стволовых клеток. Даже Германия, несмотря на ограничения в области политики изучения человеческого эмбриона, тратит свои федеральные средства на изучение зрелых стволовых клеток. Большинство ученых Испании и Чехии вынуждены бороться за федеральные средства с учеными других научных дисциплин, но в Испании уже открыты три новых исследовательских центра, изучающих стволовые клетки человека, с прямым федеральным и региональным финансированием. На организацию исследований Центр регенеративной медицины в Барселоне получил 9 млн. евро (на первые четыре года). Чехии пока не хватает денег для таких инициатив, поскольку подобные исследования требуют, в первую очередь, развития инфраструктуры.

Исследовали hES прежде всего рассчитывают на гранты Евросоюза. Но эти гранты получить довольно сложно. Новые национальные лаборатории, начинающие работать в рамках программы hES, нуждаются в средствах своего государства, чтобы достичь определенного конкурентоспособного уровня, необходимого для получения грантов Евросоюза. Хотя фонды ЕС нацелены на облегчение сотрудничества в области изучения стволовых клеток, использование средств фондов строго регулируется. Все исследовательские предложения проходят экспертизу Европейской группы по этике. ЕС учитывает этическую позицию страны, представляющей проект, далее за проект голосует делегация, включающая представителей правительств 25 европейских стран. Таким образом Евросоюз учитывает разнообразные позиции в Европе.

Исследователи более консервативных стран вынуждены оставаться в изоляции. О. Брюстл (O. Brustle), профессор университета в Бонне, менеджер исследований стволовых клеток в Германии, сожалеет, что законы, принятые в Германии, ограничивают доступ этой страны к поддержке Евросоюза и наносят урон конкурентоспособности Германии в этой области. По иронии судьбы, на исследования новых поколений человеческого эмбриона идут те деньги, которые Гер-

мания вкладывает в ЕС, тогда как подобные исследования в Германии заморожены еще на три года.

Европейская культура исследования: ответственность и прозрачность. Даже в странах, где исследования стволовых клеток поощряются, ученые должны получать разрешение на подобные исследования и подчиняться строгим правилам. «В Великобритании изучение человеческого эмбриона подразумевает большую работу в области биоэтики, хотя ученые не биоэтики», - говорит С. Мингер (S. Minger), директор Лаборатории биологии стволовых клеток в Королевском колледже (King's College) в Лондоне. Хотя правила Евросоюза соблюдать довольно трудно, Мингер видит определенные преимущества в модели Евросоюза, особенно по сравнению с США, где исследования, проводимые на частные средства, остаются бесконтрольными.

Во Франции исследователи довольны возможностями, которые у них есть для изучения стволовых клеток человека, но большинство исследователей желали бы упрощения правил. Процесс обсуждения каждого проекта очень длительный - четыре месяца, и поэтому в 2006 г., к примеру, было только три запроса. В случае небольших изменений в проекте необходимо получать новое разрешение, а это крайне затруднительно для исследователей. Если Агентство по биоэтике обнаружит нарушения, лицензия может быть приостановлена или отобрана. Не так давно во Франции был принят новый закон, некоторые пункты которого ученые называют «драконовскими». Неудивительно, что в области hES работает так мало групп (всего около 20).

В странах с более либеральной научной политикой общественность поддерживает подобные исследования и осознает потенциальные научные и медицинские преимущества подобных работ. Но исследователи стволовых клеток человека должны быть готовы к тому, что они непопулярны в обществе. Мингер, например, говорит, что после того, как он получил две первые в Великобритании лицензии на подобные исследования в 2002 г., ему стали приходить злобные письма с угрозами. В других странах исследователей часто уверяют, что они на неверном пути. «Иногда такое мнение исходит и от ученых», -говорит Каттанео (Cattaneo). Доходило даже до бойкотирования на политических митингах.

До настоящего времени в Италии только шесть лабораторий открыто декларируют, что они работают в рамках hES. Представители

этих лабораторий в июне 2006 г. публично защищали свои исследования от политиков, которые считают, что изучение человеческого эмбриона в Италии незаконно. «Единственный выход в такой ситуации -распространять знание о человеческом эмбрионе», - говорит Катта-нео. Для этих целей в июле 2006 г. ученый основал в Университете Милана Центр по изучению стволовых клеток. Этот центр должен распространять знания о стволовых клетках среди ученых и общественности.

Возможности обучения. Либеральная политика некоторых стран и культурный и научный обмен в Европе позволяют исследователям всего мира (в том числе из США, Австралии и Азии) обучаться работе со стволовыми клетками человека.

Такому взаимообмену между исследовательскими группами способствуют европейские гранты. Фонд EuroStemCell, в рамках которого работает лаборатория Каттанео, разрабатывает специальные программы, направленные на обмен знаниями между исследователями и приобретение новых навыков работы. Подобные программы открывают большие возможности для молодых исследователей. Вследствие возможности выбора существует опасность, что многие достойные ученые не вернутся на родину после докторской стажировки из стран с более либеральной политикой по этому вопросу или из США (особенно Калифорнии). И. Сингек (I. Singec), немецкий ученый, работающий в Институте медицинских исследований Бернхэм (Burnham Institute for Medical Research) (Сан-Диего, Калифорния), занимается проблемой пластичности стволовой клетки. Он считает, что в Калифорнии больше возможностей для исследований, чем у него на родине. Если же он и вернется в Европу, то, скорее всего, продолжит свою работу в Великобритании.

Многие европейские исследователи стараются найти баланс между двумя проблемами - возможностью заниматься исследованиями и иметь на это деньги и возможностью работать у себя на родине. И. Лист (I. Liste), испанская исследовательница, в настоящее время работает в лаборатории Каролинского института в Стокгольме, во время докторской стажировки работала в Испании, во Франции и в США. Она планирует вернуться в Испанию и получить место в Мадридском университете. И хотя интерес к стволовым клеткам человека в Испании растет, она предчувствует, что не сможет получить такого финансирования, как в Швеции.

А. Райя (A. Raya) вернулся в Испанию в феврале 2006 г. после работы в калифорнийском Институте биологических исследований Солка (Salk Institute for Biological Studies). Он замечает, что в Испанию возвращаются не только многие ученые-испанцы, но и молодые исследователи из Германии, Италии и Франции. В этой стране приняты новые законы, благоприятные для дальнейшего развития исследований стволовых клеток, и она становится весьма привлекательной для молодых исследователей, желающих получить важные для них навыки работы. Пока в Испании нет долгосрочных программ по финансированию подобных проектов, но при благоприятной политической ситуации она может увеличить финансирование на развитие исследований hES.

Молодой чешский ученый, работающий в Каролинском институте, готов вернуться на родину и начать независимую карьеру. Он говорит, что ученые, выбравшие эту область исследований, в определенной мере рискуют, так как из-за большой стоимости исследований маленькие лаборатории вынуждены показывать результат в короткие сроки, чтобы получить дальнейшее финансирование. Он сам наблюдал, как в Швеции одна такая лаборатория прекратила свое существование.

В заключение автор отмечает, что ученые, занимающиеся такими спорными с точки зрения этики проблемами, не должны действовать поодиночке, потому что разобщенность грозит гибелью всему проекту.

А.Э. Анисимова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.