Научная статья на тему '2007. 03. 006. Квашнин В. А. Законы о роскоши в древнем Риме эпохи Пунических войн / Вологод. Гос. Пед. Ун-т. - Вологда: Русь, 2006. - 162 с'

2007. 03. 006. Квашнин В. А. Законы о роскоши в древнем Риме эпохи Пунических войн / Вологод. Гос. Пед. Ун-т. - Вологда: Русь, 2006. - 162 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
89
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 03. 006. Квашнин В. А. Законы о роскоши в древнем Риме эпохи Пунических войн / Вологод. Гос. Пед. Ун-т. - Вологда: Русь, 2006. - 162 с»

2007.03.006. КВАШНИН В А. ЗАКОНЫ О РОСКОШИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ ЭПОХИ ПУНИЧЕСКИХ ВОЙН / Вологод. гос. пед. ун-т. - Вологда: Русь, 2006. - 162 с.

Монография посвящена законам о роскоши, принимавшимся в Древнем Риме с III в. до н.э. по I в. до н.э. В работе анализируются законы, принятые в период с 218 по 131 г. до н.э., прослеживаются причины возникновения законодательства против роскоши, рассматриваемого в контексте проблем социально-экономического и политического развития римской гражданской общины.

Большую группу законов, изданных в период поздней Республики и раннего Принципата, принято объединять под общим названием leges sumptuariae (законы о роскоши). Всего таких законов примерно за три столетия было принято более сорока. Законы о роскоши являются одним из тех институтов римского права, которые как нельзя лучше показывают характерные особенности, присущие правовой культуре Рима.

В общественной жизни Древнего Рима, прежде всего, отсутствовало привычное для нас разделение ее на экономическую, политическую и идеологическую составляющие. Скорее, речь должна идти об их взаимной пересекаемости и неразрывном единстве. Все происходившее вокруг них римляне воспринимали через присущую им специфическую систему ценностей, которая не только определяла принципы их мышления, но и вырабатывала важнейшие мировоззренческие и поведенческие стереотипы. Древнеримская мораль всегда имела своим образцом правила и обычаи предков. Вследствие этого реальная жизнь постоянно проецировалась на фон идеального представления о поведении и нравах предков.

В свое время Дионисий Галикарнасский с удивлением отмечал, что римляне в отличие от греков контролируют частную жизнь граждан - по их мнению, люди не должны устраивать роскошных пиров, пренебрегать религией, нарушать свой долг в отношении полисов и перенимать чужие нравы. Ему вторит Авл Гелий, указывавший, что у «древних» римлян бережливость и скромность были делом не домашним, а общественным. Меры против растлевающего влияния роскоши и денег, направленные на поддержание бережливости и скромности в быту, без сомнения, имели своей целью сохранение стабильности внутри гражданского коллектива.

Таким образом, уже в античной традиции leges sumptuariae связывались с упадком нравов в римском обществе. Такой взгляд на природу законов о роскоши возобладал и в исторической науке Нового и Новейшего времени, где, начиная с Монтескье, leges sumptuariae трактовались как меры, в которых нашел свое отражение процесс разложения традиционных норм морали и поведения.

Исследование законов о роскоши выводит на одну из самых острых проблем античной истории - социальной структуры поли-са/цивитас, определявшей характер и закономерности эволюции античного общества. Процесс включения свободного земледельческого населения в качестве равноправной группы в состав городской гражданской общины, борьба плебса за гражданские права привели к тому, что к началу III в. до н.э. «порожденные крестьянской средой традиционные нормы поведения человека в обществе и в быту трансформируются в систему ценностей, ставших господствующими в римской культуре» (с. 116). В результате закрепления на уровне квиритов этих ценностей в римской гражданской общине утверждается установка на относительно одинаковый уровень благосостояния граждан. Как отмечал А.В. Коптев, полисный гражданский строй оставался прочным до тех пор, пока основная масса граждан сохраняла имущественный достаток среднезажиточных крестьян.

В работе рассматриваются такие законы о роскоши, как закон Клавдия (218 г. до н.э.), законы Метилия (217 г. до н. э.) и Оппия (215 г. до н. э.), принятые в начальный период Ганнибаловой войны, когда ощущалась хроническая нехватка материальных ресурсов и в первую очередь денежных средств. Законодательные меры были направлены как на ограничение расходов внутри фамилии, так и на прямое изъятие средств у населения. Эти законы были приняты в форме плебисцита.

Законодательство 218-210 гг. до н.э. носит ярко выраженный ограничительно-конфискационный характер, возлагая бремя финансовых проблем на самую состоятельную и знатную часть римского общества - сенаторское сословие. При этом автор указывает на такую характерную черту античного гражданского общества, как ориентация не на простое равенство, а на равенство пропорциональное, когда слагаемые богатства и почестей определяли сумму обязанностей перед обществом тем большую, чем выше был

социальный ранг гражданина. Идущее из эпохи архаики уважение к родовитости трансформировалось в условиях гражданского общества в полисную идеологию, возлагавшую на обладателей богатства и общественного престижа несение главной тяжести проблем, встававших перед коллективом.

Анализ законов о роскоши, принимавшихся в 80-30-е годы II в. до н.э., показывает, что к традиционному источнику трат фамильных ресурсов - расходам на приобретение предметов женской роскоши - прибавляется новый, связанный с расходами на дорогие обеды и деликатесные продукты питания. Законодатели мелочно регламентируют допустимое количество гостей, продуктов и денежных трат на обедах.

Наиболее дальновидная часть римского правящего класса не могла не понимать опасности расшатывания устоев, скреплявших здание римской ст1а8. Поэтому неудивительно, что законы о роскоши принимались по инициативе или при поддержке представителей знати. Автор согласен с мнением Е.М. Штаерман о том, что «направленные на сохранение известного равенства граждан меры имели своей целью воспроизводство "великой производительной силы" гражданской общины», т.е. крестьянства.

К.Ф. Загоруйко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.