Научная статья на тему '2007. 02. 032. Проблемы вступления Турции в ес'

2007. 02. 032. Проблемы вступления Турции в ес Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕС ·ПРОБЛЕМА РАСШИРЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 02. 032. Проблемы вступления Турции в ес»

2007.02.032. ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ ТУРЦИИ В ЕС.

1. The Impossibility of saying No // Economist. - L., 2004. - Vol. 372, N8393.-P. 32-34.

2. Why Europe must say to Turkey // Ibid. - P. 13.

3. Troubles ahead // Ibid. - 2006. - Vol. 381, N 8500. - P. 33-34.

4. Is the West loosing Turkey? // Ibid. - P. 14.

5. The awkward partners // Ibid. - 2006. - Vol. 380, N 8497. - P. 29-30.

6. Pulling the rug out from under // Ibid. - Vol. 381, N 8503. - P. 25.

Для Турции вопрос об интеграции в Европейский союз имеет особое значение. Присоединившись к ЕС, она не только получит импульс дальнейшего экономического развития, но и реализует свой исторический выбор в пользу именно европейского пути развития.

Однако вступление Турции в ЕС представляет собой большую проблему. Предполагаемое членство любой другой страны не пробуждало такие страсти. Корни проблемы вступления Турции в ЕС кроются в особенностях этого противоречивого «двуликого» государства. С одной стороны, Турция член НАТО уже на протяжении 50 лет. Турция считается демократическим государством, имеющим достаточно прочные светские традиции. Экономика в последние годы демонстрирует высокие темпы роста ВВП. Среднегодовой рост ВВП в 2002-2003 гг. составил 8,4%, а инфляция упала на три четверти и близка к единичным цифрам.

С другой стороны, Турция - в основном азиатская мусульманская страна. Она беднее, чем десять самых бедных стран, присоединившихся к ЕС в 2004 г., одна из самых крупных должников МВФ. Ее новейшая политическая история характеризуется многими военными переворотами. Зарегистрированы и задокументированы нарушения прав человека и пытки заключенных. Наблюдается рост политического ислама.

Вопрос турецкого членства в европейском клубе обсуждается уже в течение четырех десятилетий. Турция была второй страной, готовой подписать европейское соглашение о сотрудничестве, что рассматривалось как прелюдия к членству уже в 1963 г. «Формально она подала заявление на членство в 1987 г. Европейская комиссия выступила в 1989 г. против приема Турции, однако вопрос остался на обсуждении. Даже после формирования таможенного союза между Европой и Турцией в 1996 г. европейские лидеры относились с большой осторожностью к возможности приема Турции в ЕС» (1, с. 32).

Только в 1999 г. в результате встречи на высшем уровне в Хельсинки ЕС формально принял Турцию как кандидата. В 2002 г. лидеры ЕС пошли дальше, объявив, что, «если к декабрю 2004 г. Турция будет отвечать "копенгагенским критериям", они назначат дату переговоров. Эти критерии включают наличие устойчивых политических институтов, которые гарантируют демократию, правовые нормы, права человека и уважение прав меньшинств, функционирующую рыночную экономику, способность справиться с конкуренцией в пределах ЕС и способность взять обязательства членства» (1, с. 33).

Правительство Эрдогана (исламская партия Справедливости и развития) провело серию реформ, чтобы соответствовать «копенгагенским критериям».

Экономика стабилизировалась после 2001 г. главным образом благодаря МВФ и экономической политике правительства Эрдогана. Однако дефицит бюджета остается большим, а огромный внешний долг Турции нуждается в постоянной реструктуризации. Иностранные инвестиции остаются на низком уровне.

На политическом фронте правительство Эрдогана использовало свое подавляющее парламентское большинство, чтобы провести ряд важных реформ, включая три конституционные поправки. Был утвержден гражданский контроль над армией. Отменены печально известные государственные суды безопасности, реформируется судебная система. Предприняты усилия, чтобы улучшить права человека. Смертная казнь была отменена. После захвата лидера Рабочей партии Курдистана (РПК) А. Оджалана (1999) военная активность РПК стала спадать. Турецкое правительство разрешило обучение и телевещание на курдском языке.

Религиозная свобода также остается ограниченной в Турции. Невероятно трудно открыть новую христианскую церковь. Греческая православная семинария на острове Халки остается закрытой. Это означает, что новых православных проповедников больше не обучают, даже при том, что Патриарх Константинопольский находится в Стамбуле.

Против Турции в европейском общественном мнении действуют многие факторы, которые сводятся к четырем ключевым: она очень большая, она очень бедная, не вся ее территория находится в Европе, она мусульманская.

Совершенно ясно, что решение о вступлении Турции влечет за собой риски для ЕС. «В Турции уже насчитывается более 70 млн. человек. Если она присоединится к ЕС, то в течение 15 лет она превзойдет Германию - самого крупного члена ЕС, с наибольшим числом голосов в Брюсселе и самым большим национальном блоком в европейском парламенте. Хотя даже тогда она будет иметь только 15% всего населения ЕС и будет одной из 28 или 30 стран - едва ли такая позиция дает право доминировать при принятии решений» (2, с. 13). Нет никакой логики отказывать стране из-за ее размеров и численности населения: в самом деле, можно утверждать, что ЕС страдает от малочисленности населения большинства стран-членов ЕС. Действительно, Турция могла бы уравновесить клуб, который стал искаженным в сторону небольших стран. ЕС, образовавшийся из трех больших и трех маленьких стран, теперь включает в себя 6 больших и 19 маленьких стран.

Следующий вопрос, относится ли Турция к Европе. Соглашения ЕС о физических границах Союза неопределенны. На северном конце моста через Босфор табличка приветствует водителей надписью «Добро пожаловать в Европу». Никто и не оспаривает, что кусок Турции, включая ее самый большой город Стамбул, находится на территории Европы. В любом случае, Брюссель в 1963 г. признал, что Турция является в достаточной степени европейской для того, чтобы стать кандидатом на вступление в ЕС. И теперь это не может быть оспорено на базе географии.

Бедность Турции является серьезной проблемой. «ВВП Турции на душу населения составляет только 29% от среднего показателя 25 стран - членов ЕС. Одна треть населения занята в сельском хозяйстве, что является вызовом для сельскохозяйственной политики общего рынка ЕС. Такая ситуация могла бы означать долгосрочные бюджетные субсидии из Брюсселя» (2, с. 13). Риск того, что волна бедных турок может эмигрировать на Запад, тоже не особенно радует министров внутренних дел.

Но самая большая проблема из всех - ислам. ЕС не является христианским клубом. Многие граждане стран - членов ЕС являются мусульманами, а основополагающие статьи ЕС включают уважение к свободе выбора религии. Вопрос религии в отношении

вступления Турции основывается на двух главных утверждениях. Первое: ислам - это религия, по своему характеру исключающая светскую, свободную демократию. Второе: исламский фундаментализм сейчас находится на подъеме во всем мусульманском мире, включая Турцию. 11 сентября, Ирак и война с террором обострили проблему исламского радикализма.

Приход умеренной исламской партии Справедливости и развития к власти, во многом столь выгодной для перспектив Турции в ЕС, не помог рассеять опасения европейцев. Эрдоган резко отклоняет исламский ярлык, но все же нельзя отрицать, что его партия имеет исламские корни.

Лидеры Франции, Германии и Австрии ясно дали понять, что они - против какого-либо присоединения Турции к ЕС. Во Франции президент Жак Ширак выступил против турецкого членства, хотя ранее Ширак заявлял, что он выступает «за». Канцлер Германии Анжела Меркель, посетившая Анкару в 2004 г., предложила Турции специальный объединенный статус вместо полного членства. Эрдоган отклонил такой статус (1, с. 34). Переговоры о приеме Турции в ЕС идут медленно. В Турции считают, что ЕС выдвигает завышенные требования в отношении конституционных изменений, экономической либерализации, большей религиозной терпимости и при этом немного предлагает взамен (6, с. 14).

«Великие державы будут постоянно требовать от нас реформ». Так написал Абдулхамид II перед смертью. Эта вера, разделяемая миллионами граждан современной Турции, будет усилена в соответствии с последним докладом Европейской комиссии о достигнутых результатах по вопросам членства Турции.

Вопрос о членстве останется открытым, если Турция не удовлетворит требования ЕС касательно открытия портов и аэропортов для греко-кипрских судов и самолетов к середине декабря 2006 г., когда состоится саммит европейских лидеров в Брюсселе.

В ответ Эрдоган заявил, что «пока экономическая изоляция Турецкой Республики Северного Кипра продолжится, не может быть и речи об изменениях в турецкой политике. Решение в отношении Кипра может быть принято только через посредничество Организации Объединенных Наций» (4, с. 25).

Такая позиция Турции блокирует недавние попытки Финляндии, председательствующей в настоящее время в ЕС, найти компро-

мисс перед саммитом ЕС. В связи с последними событиями министр иностранных дел Франции Филипп Дуст-Блэзи заявил французскому парламенту, что расписание переговоров членства Турции должно быть «заново продуманным», если она не признает Республику Кипр к концу 2006 г. Канцлер Германии А. Меркель также объявила, что, если Турция откажется переменить взгляды в отношении Кипра, ситуация будет «очень, очень серьезной» (там же).

Турецкая непримиримость по Кипру может побудить греко-кипрскую сторону наложить вето в любой момент, чтобы блокировать переговоры.

Жесткая позиция и явное нежелание ЕС ускорить переговоры о членстве Турции способствует росту национализма в Турции, что сказывается на поддержке населением вступления страны в ЕС. «Один опрос показал спад поддержки до 23% по сравнению с 67% два года назад. В то же самое время он омрачил надежды 14 млн. турецких курдов на улучшение своей ситуации. Иракские курды под американской защитой достигли почти независимости, что очень раздражает Турцию» (3, с. 33).

Проевропейски настроенные турки возлагают свои надежды на США. Американское давление играло значимую роль в сохранении стремления Турции вступить в ЕС, ведь именно США лоббируют членство Турции в ЕС. Экономическое и политическое беспокойство, вызванное приостановкой переговоров о членстве Турции в ЕС, могло бы побудить США использовать свое влияние на канцлера Германии А. Меркель, которая будет председательствовать в ЕС с января 2007 г. Проблема в том, что Эрдоган сейчас уже имеет не так много друзей в Вашингтоне. Его неудачные попытки выполнить обещание по облегчению вторжения США в Ирак представили его как ненадежного партнера США.

В условиях возможного роста исламистских настроений членство Турции в ЕС является лучшей и возможно единственной гарантией мечты Ататюрка об утверждении прозападной демократии в стране. С правильным видением проблем и энергичным лидерством Эрдоган все еще может остаться в истории как человек, который смог это осуществить.

Н.И. Чернтенкит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.