Научная статья на тему '2007. 02. 013. Фузаккиа А. «Партия продолжает действовать». Финансирование европейских политических партий европейским сообществом. Fusacchia A. «The party must goon». Il finanziamento pubblico dei partiti politici europei // Rivista italiana di scienza politica. - Roma, 2006. - А. 36, n 1. - P. 87-114'

2007. 02. 013. Фузаккиа А. «Партия продолжает действовать». Финансирование европейских политических партий европейским сообществом. Fusacchia A. «The party must goon». Il finanziamento pubblico dei partiti politici europei // Rivista italiana di scienza politica. - Roma, 2006. - А. 36, n 1. - P. 87-114 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
72
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ - ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ - - ФИНАНСИРОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 02. 013. Фузаккиа А. «Партия продолжает действовать». Финансирование европейских политических партий европейским сообществом. Fusacchia A. «The party must goon». Il finanziamento pubblico dei partiti politici europei // Rivista italiana di scienza politica. - Roma, 2006. - А. 36, n 1. - P. 87-114»

2007.02.013. ФУЗАККИА А. «ПАРТИЯ ПРОДОЛЖАЕТ

ДЕЙСТВОВАТЬ». ФИНАНСИРОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ

ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ЕВРОПЕЙСКИМ СООБЩЕСТВОМ. FUSACCHIA A. «The party must goon». Il finanziamento pubblico dei partiti politici Europei // Rivista italiana di scienza politica. - Roma, 2006. - А. 36, N 1. - P. 87-114.

В ноябре 2003 г. Парламентом Европейского сообщества после десятилетней работы над проектом был принят новый Регламент Европарламента, включающий ряд положений о финансировании политических партий. Принятие Регламента от 4 ноября 2003 г. за № 2004/2003 создало возможности для активизации деятельности европейских политических партий благодаря финансовой поддержке ЕС. Критерии, по которым финансировались политические партии Европейского сообщества, учитывали «двойственную» природу европейской партии, ее позицию между чисто транснациональной коопераций (союз партий) и наднациональной формой политической интеграции (ассоциация европейских граждан). Новые нормы Регламента устанавливали, что европейская партия «должна быть представлена по крайней мере в четверти государств-участников, членов Европарламента, или в национальных парламентах, или в областных или региональных законодательных собраниях». Необходимость представительства избранных гражданами партий объясняется желанием избежать конфронтации между «национальными партиями» и «европейской ассоциацией». Если европейская политическая партия не имеет избранных членов по меньшей мере в 1/4 государств-участников, то установлен избирательный порог в 3% голосов избирателей на последних европейских выборах в каждом из таких государств. Подобные требования существуют и на национальном уровне. В законодательстве различных стран Европейского сообщества о финансировании политических партий избирательный порог весьма различен. Например, от самого низкого в Германии, где партии участвуют в «перераспределении государственных финансовых фондов» при получении ими 0,5% голосов избирателей на последних федеральных выборах, до самого высокого уровня в Испании, где законодательство благоприятствует партиям, собравшим большинство голосов избирателей. Промежуточную позицию между приведенными примерами занимает Литва, где установлены критерии финансирования полити-

ческих партий, очень схожие с европейскими. В Литве политические партии должны собрать не менее 3% всех голосов избирателей, поданных на выборах в Сейм и в муниципальные советы, чтобы получить государственное финансирование.

Другое требование, установленное в Европейском регламенте, заключается в том, чтобы европейская политическая партия имела статус юридического лица в государстве - участнике ЕС.

Европейская партия, кроме того, должна включать в свою программу и руководствоваться в своей деятельности принципами, на которых основано Европейское сообщество: уважение и соблюдение основных прав и свобод человека, свобода, демократия, т.е элементы, присущие правовому государству. Эти требования не являются новыми для европейских государств. Так, например, с 1999 г. политические партии Нидерландов, осужденные за расистские публикации и действия, были лишены государственного финансирования на определенный период времени. Контроль за соблюдением прав человека входит в компетенцию Европейского парламента, который в случае нарушения этих прав применяет аналогичные санкции.

Последним условием для получения финансирования Евросообщества, предусмотренного Регламентом, является участие в европейских выборах и, следовательно, категорическое заявление о том, что партия намеревается действовать в этом направлении. Партии, не участвующие в европейских выборах, теряют такое финансирование.

Тесно связан с выборами и вопрос о финансировании избирательных кампаний. Европейский регламент оговаривает, что ассигнования из бюджета ЕС могут быть использованы только для покрытия расходов, напрямую связанных с целями, указанными в политической программе европейской партии. Автор задается вопросом: могут ли быть использованы для финансирования избирательных кампаний финансовые фонды Сообщества? Ответ Европейской Комиссии в феврале 2003 г. четко отверг такую возможность. Основанием для отказа, отмечает автор, было минималистское видение роли европейских партий, согласно которому партии существуют не для того, чтобы обеспечивать функционирование европейских политических институтов, а прежде всего для информирования граждан сообщества.

Кроме того, различия между расходами партий на избирательные кампании и расходами на другую партийную деятельность могут стираться и даже лишаться содержания. Так, если какая-либо евро-

пейская партия издает брошюру о Европейском сообществе в период избирательной кампании, то можно ли считать это несанкционированной передачей финансов национальной партии? И как решить, что является первостепенной задачей - информирование граждан Сообщества или проведение избирательных кампаний? Новый текст Еврорегламента не дает ответа на этот вопрос. Следует учитывать, что избирательные кампании на национальных выборах не могут быть финансированы из фондов Сообщества. Это установлено новым законодательством ЕС, которое запрещает перемещение финансов европейских партий их национальным структурам.

Что касается избирательных кампаний по выборам в Европарламент, то они обеспечиваются финансированием, но при этом существует проблема совместимости с национальным законодательством стран-участниц. Во Франции, например, иностранные юридические лица не имеют права финансировать французские политические партии. С того момента, когда европейские партии лишились прав юридического лица на территории ЕС, они согласно французскому праву являются иностранными юридическими лицами.

Специальные статьи Регламента ограничивают альтернативное финансирование. Так, например, запрещены пожертвования партиям на сумму более 12 тыс. евро от одного дарителя. Такие ограничения являются обычными для стран современной Европы, и государство прибегает к ним для того, чтобы контролировать потоки финансовых средств, поступающих в кассы партий. Это касается ограничений финансов, поступающих от частных граждан, а также юридических лиц, предприятий. Национальное законодательство некоторых стран, в частности Франции, разрешает финансовые поступления только от отдельных граждан в виде очень ограниченных сумм и запрещает такие поступления от предприятий и синдикатов.

Вместе с тем существуют и исключения из правил. Например, в Великобритании и в Италии отсутствуют ограничения для частных пожертвований, что влечет изменения в самой природе партийной конкуренции и «качестве» демократии. Европейским партиям запрещено получать пожертвования от политических фракций Европарламента и анонимных пожертвователей. Это условие соответствует общеевропейским требованиям и согласуется с требованиями прозрачности, гласности и отчетности бюджетов европейских партий.

Во многих странах существуют запреты на пожертвования со стороны иностранных источников национальным политическим партиям. Первоначально они возникли в США в отношении финансирования избирательных кампаний, когда Верховный суд США объявил их неконституционными. Такие запреты существуют и в Великобритании, в посткоммунистических странах: Чешской Республике, Словении, Словакии, Польше. Законодательство многих стран особенно осмотрительно к возможному вмешательству во внутреннюю политическую жизнь страны. С этим связано и запрещение пожертвований со стороны смешанных предприятий с участием иностранного капитала. На европейском уровне иностранные пожертвования могут быть осуществлены только вне территории Европейского сообщества. Тот факт, что такие ограничения отсутствуют в Европейском регламенте № 2004/2003, позволяет предположить, что хотя бы теоретически отдельные предприятия и граждане Израиля, Китая, США, Бразилии получают возможность финансировать европейские политические партии.

Интересны статьи Еврорегламента, касающиеся обязанности декларировать все поступления более 500 евро. Однако государственное финансирование не покрывает расходов, и новый Регламент ЕС установил, что хотя бы 25% всех партийных бюджетов должны иметь другие источники финансирования.

В заключительной части Еврорегламента определяется распределение финансирования между различными европейскими партиями: 15% всех имеющихся средств, составляющих, соответственно, 6,5 млн. и 8,4 млн. евро на 2004 и 2005 гг., были разделены поровну между всеми партиями, остальные 85% были распределены пропорционально количеству депутатов Европарламента, избранных от каждой европейской партии.

На национальном уровне государственное финансирование было в основном обусловлено полученными на выборах голосами избирателей, другие государства - участники Сообщества придерживались правила ЕС: общая сумма была разделена поровну между всеми политическими партиями.

А.И. Моргунова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.