Научная статья на тему '2007. 01. 052. РИД Э. Полуостров Малакка как исторический регион. Reid A. plural Peninsula // Myanmar historical commission Conference Proceedings. - Yangon: Myanmar historical commission, 2005. - Pt. 2. - P. 294-307'

2007. 01. 052. РИД Э. Полуостров Малакка как исторический регион. Reid A. plural Peninsula // Myanmar historical commission Conference Proceedings. - Yangon: Myanmar historical commission, 2005. - Pt. 2. - P. 294-307 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛАККА П-ОВ ИСТОРИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кириченко А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 01. 052. РИД Э. Полуостров Малакка как исторический регион. Reid A. plural Peninsula // Myanmar historical commission Conference Proceedings. - Yangon: Myanmar historical commission, 2005. - Pt. 2. - P. 294-307»

ИСТОРИЯ

2007.01.052. РИД Э. ПОЛУОСТРОВ МАЛАККА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ РЕГИОН.

REID A. Plural peninsula // Myanmar historical commission conference proceedings. - Yangon: Myanmar historical commission, 2005. - Pt. 2. -P.294-307.

Директор Института азиатских исследований (Национальный университет Сингапура, Сингапур) прослеживает историю культурно-исторического региона Малакки. Горный рельеф и высокий уровень выпадающих осадков препятствуют плотному заселению полуострова и широкому развитию сельского хозяйства. Вследствие этой особенности Малакка долгое время оставалась «вотчиной» малых народов, оттесненных на периферию в большинстве районов материка.

Возникшее в XVIII в. британское обозначение полуострова как Малайского исторически неточно и не соответствует представлениям азиатов (китайцев, тайцев, малайцев, арабов и т.д.), не считавших Малакку единым пространством, для которого возможно одно наименование. Автор определяет Малакку как «плюральный» полуостров, отмечая, что плюрализм был связан не только с этническим разнообразием торговцев, привлеченных стратегическим положением и природными богатствами региона, но и с тем, что большинство населения до XVIII в. здесь составляли политически неинтегрированные сообщества охотников и собирателей, говоривших на аслианских языках (темиар, семай, семанг), мон-кхмерских народов, практиковавших подсечно-огневое земледелие, и аустроне-зийцев, совмещавших сельское хозяйство и рыболовство со сбором лесных продуктов для торговли с жившими в устьях рек малайцами и иностранными купцами. Лишь в XIX-XX вв. с экспансией государства и распространением сельского хозяйства представители этих сообществ перестают доминировать.

В то же время, удлиняя Евразию на 1500 км к югу, полуостров оказывался естественным препятствием, разделявшим Индийский океан и Южно-Китайское море. Перевозки товаров могли осуществляться либо через него, по суше, либо вокруг, по морю. Это обусловливало развитие транспортных путей, связывавших побережья, и портовых городов, игравших роль перевалочных пунктов и мест стоянки кораблей, ожидавших попутного ветра. Такие центры, как

Темасек, Мелака, Патани, Накхон Ситтхамарат, Танинтайи, Джохор, Пхукет, Пенанг и Сингапур, развились благодаря особенностям географического положения полуострова и сменяли друг друга в зависимости от распространения войн, пиратства и разбоя.

Основание Пенанга в 1786 г. тесно связано с подъемом морской мощи Великобритании и характерным для новой истории ростом значимости морских коммуникаций. Ранее значительную роль играли перемещения по суше, через полуостров, и П. Уитли называл период 550-1400 гг. «веком перешейков», так как в это время на Малакке преобладали небольшие портовые государства, контролировавшие перевалочные маршруты21. Через полуостров шло сообщение между Шри-Ланкой и ЮВА, Индией и Сиамом, Китаем и Суматрой и т.д. Впоследствии, с началом экспансии европейцев в Азии Малаккский пролив перешел под их контроль, что также побуждало многих азиатских торговцев предпочитать сухопутный вариант преодоления полуострова. Более того, еще в XIX в. некоторые европейские путешественники отдавали ему предпочтение как более безопасному.

Происхождение полуостровных политий плохо изучено, однако нет оснований связывать их появление исключительно с тайцами и малайцами. Для самых ранних из них (Ланкасука, Тамбралинга, Паханг) актуальны связи с аустронезийцами, кхмерами, монами и выходцами из других регионов. В ХУ1-ХУШ вв. путешественники, посещавшие Мелаку, Пхукет, Пенанг и Кедах на западном побережье и Накхон Ситтхамарат, Сонгкхалу и Патани на восточном, затруднялись с подбором термина для обозначения местного населения. Малайский выступал языком международного общения, однако местные элиты обычно общались между собой на тайском. Заметную роль в местных сообществах играли выходцы из Индии и Китая, причем последние занимали ведущие должности в административном аппарате и сосредоточивали в своих руках контроль над обширной торговлей.

В настоящее время государственные границы делят территорию полуострова на три части - малайскую, тайскую и бирманскую, однако идея границ исторически была совершенно чужда региону. Ма-лаккский султанат, одно из сильнейших портов-государств на добри-

21 Wheatley P. The golden Khersonese. - Kuala Lumpur: University of Malaya Press, 1961. - Цит. по реф. источнику.

танской Малакке, достиг своего расцвета, одновременно признавая трех сюзеренов - Сиам, Яву и Китай. Еще в 1895 г. информатор из Тренггану отзывался о своем султане как о «ребенке двух родителей» -Сиама и Великобритании. Однако в XIX в. границы все же были проведены, превратив ранее существовавшие сообщества в «меньшинства», а активные торговые центры - в глухую периферию.

В этом отношении показательна судьба Танинтайи, в XVII в. бывшего процветающим космополитическим городом, который регулярно посещали арабские, индийские и европейские торговцы. Сначала удар был нанесен бирманским завоеванием 1760-х годов, а затем город оказался отрезан от внутренних районов материка в результате британской аннексии 1824 г. Хотя англичане рассчитывали на возрождение Танинтайи как торгового центра, это не произошло, как и с городами Мьей и Даве, которым англичане отдавали предпочтение как портам. Со спадом торговли постепенно снизилась и этническая гетерогенность населения. Такова судьба космополитических пограничных зон - «превращенные в задворки конкурирующих современных государств, сначала колониальных, затем национальных, эти перекрестки быстро приходят в упадок» (с. 307).

А.Е. Кириченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.