Научная статья на тему '2007.01.033. МАЙЕР К.Е. МОТИВ САМОУБИЙСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ ГЕРХАРТА ГАУПТМАНА. MEIER C.E. DAS MOTIV DES SELBSTMORDS IM WERK GERHART HAUPTMANNS. - WüRZBURG: ERGON VERLAG, 2005. - 621 S'

2007.01.033. МАЙЕР К.Е. МОТИВ САМОУБИЙСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ ГЕРХАРТА ГАУПТМАНА. MEIER C.E. DAS MOTIV DES SELBSTMORDS IM WERK GERHART HAUPTMANNS. - WüRZBURG: ERGON VERLAG, 2005. - 621 S Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАУПТМАН Г
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Соколова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007.01.033. МАЙЕР К.Е. МОТИВ САМОУБИЙСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ ГЕРХАРТА ГАУПТМАНА. MEIER C.E. DAS MOTIV DES SELBSTMORDS IM WERK GERHART HAUPTMANNS. - WüRZBURG: ERGON VERLAG, 2005. - 621 S»

2007.01.033. МАЙЕР К.Е. МОТИВ САМОУБИЙСТВА В

ТВОРЧЕСТВЕ ГЕРХАРТА ГАУПТМАНА.

MEIER C.E. Das Motiv des Selbstmords im Werk Gerhart Hauptmanns. -Würzburg: Ergon Verlag, 2005. - 621 S.

Немецкая исследовательница К.Е. Майер в обстоятельной монографии анализирует роль и функции самоубийства персонажей в художественном пространстве драматических произведений и прозы немецкого писателя Герхарта Гауптмана (1862-1946), пытается понять, почему именно такой исход венчает большинство его произведений.

Неоднократно критикой отмечался факт чрезвычайной многочисленности и невероятного разнообразия самоубийств среди персонажей Г. Гауптмана. Хелен Краузе, героиня первой пьесы писателя «Перед восходом солнца», закалывает себя; возчик Ген-шель из одноименной пьесы завершает драму собственной жизни, повесившись; Фрау Джон из «Спасения» выпрыгивает в окно; художники Арнольд Крамер и Габриэль Шиллинг топятся; Про-сперо («Индиподи»), в котором уроженцы таинственного тихоокеанского острова видят земное воплощение божества, спускается в кратер вулкана; сэр Арчи из «Зимней баллады» завершает свое земное существование, просто отказавшись жить дальше; Ифиге-ния бросается в пропасть.

Большинство критиков склоняются к самому простому объяснению, верному, по мнению исследовательницы, лишь отчасти: не умея создать драматический эффект другими средствами, писатель привлекает различные способы самоубийства для усиления трагического измерения в своих пьесах. В большинстве случаев самоубийства героев психологически не мотивированы и даже входят в противоречие с их характерами. Так, психологи утверждают, что самоубийство совершенно не сочетается с ворчливостью, присущей многим персонажам писателя (с. 45). Приведенный в книге обзор работ по данной теме показывает, что даже мотивация самоубийств в конкретных произведениях Г. Гауптмана до настоящего времени практически не исследовалась, - авторы вполне удовлетворялись достаточно очевидным выводом о психологической немотивированности подобного исхода, но не искали тому никаких объяснений.

К.Е. Майер исследует мотив самоубийства в творчестве Г. Гауптмана с разных сторон. Она не только приводит исчерпывающий обзор всех «состоявшихся» самоубийств в драматических, эпических и лирических текстах Г. Гауптмана, но и всесторонне изучает всех персонажей, делающих выбор в пользу лишения себя жизни.

Исследовательница опирается не только на художественные тексты писателя («Перед восходом солнца», «Зимняя баллада» и др.), но привлекает и обширный документальный материал: неопубликованные письма писателя, дневниковые записи как самого Г. Гауптмана, так и его друзей и знакомых. Информативны, с ее точки зрения, также многочисленные пометки писателя в прочитанных им книгах других авторов, затрагивающих тему самоубийства в каком бы то ни было аспекте, - в философском (Сенека, Августин, Хуме), медицинском (Фрейд, Юнг) или литературном (Шекспир, Ибсен).

Как и многие другие критики, автор реферируемой книги задается вопросом, не характерно ли для самого писателя стремление к самоубийству, не испытывал ли он желания покончить с собой в те или иные периоды своей жизни. По мнению К.Е. Майер, однозначного ответа на этот вопрос теперь уже не найти, однако сама она считает такое предположение весьма сомнительным: тому противоречат как отдельные его дневниковые записи на данную тему, так и их общий оптимистический настрой.

Самоубийство имеет определенную положительную коннотацию во всем творчестве писателя (отражает героическую решительность персонажа) - особенно это характерно для ранних, натуралистических его пьес. В контексте же более поздних, мифологических, исторических его произведений, акт лишения себя жизни постепенно приобретает черты культового жертвоприношения. Этим объясняется и огромное разнообразие способов лишения себя жизни, помогающее писателю подчеркнуть мифологический аспект. Таким образом, по мнению исследовательницы, конкретная ситуация пьесы, окружение, в которое писатель помещает героя, не имеют большого значения - решающая роль в подготовке трагического финала отводится противоборству человека с древними мистическими силами, которые в конечном итоге и вынуждают его лишить себя жизни.

Проанализировав письма и дневники Г. Гауптмана,

К.Е. Майер приходит к выводу: писатель прекрасно осознавал, что чрезмерно частым использованием самоубийств в литературных и, в особенности, драматических произведениях дает критикам повод упрекать его в писательской несостоятельности. Однако это его не останавливало. В глазах писателя конфликт, не прослеженный до конца, до самой последней сцены, был лишен подлинного драматизма. Хотя, как свидетельствуют письма и дневники, сам он нередко задавался вопросом, не является ли избранный им финал насилием над персонажами и не были ли бы другие варианты более естественны.

В качестве курьеза К. Е. Майер приводит тот факт, что Г. Гауптман негодовал по поводу самоубийства Минхера Пепер-корна, персонажа «Волшебной горы», как известно, в какой-то мере списанного Т. Манном с него самого.

Е.В. Соколова

2007.01.034. СОЛОВЬЕВА НА. НАЦИОНАЛЬНОЕ И

ЧУЖЕЗЕМНОЕ КАК БИОГРАФИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ: «ОРЛАНДО» ВИРЖИНИИ ВУЛФ.

SOLOVYOVA N.A. The National and «the Other» as a biography of the creative mind: «Orlando» by Virginia Woolf // Woolf across cultures. - N.Y.: Pace University Press, 2004. - P. 215-227.

Н.А. Соловьева, проф. МГУ им. М.В. Ломоносова, подчеркивает, что высокая оценка значимости русской культуры для мировой цивилизации писательницей Виржинией Вулф привели ее произведения, и прежде всего роман «Орландо» (1928), к удивительному отклонению от английского национального стереотипа.

Н.А. Соловьева подчеркивает интертекстуальность «русских сцен» романа. Описание Великого Мороза как будто подсказано Шелли. Зимние сцены как-то ассоциируются с русским посольством, представляют специфические черты русского пейзажа. Орландо - гениальный подросток - поэт, наделенный андрогинной природой. Свободно перемещаясь из эпохи в эпоху, он охватывает больше четырех столетий. Орландо претерпевает бесчисленные испытания и метаморфозы, в викторианский век становится леди Орландо. Вспоминаются самые значительные события национальной истории и культуры, когда сталкиваются разные литературные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.