лидирующему положению в нем Японии как экономической сверхдержавы. Для поддержания высокой конкурентоспособности Японии в новую эпоху японские университеты должны ориентироваться на «дерзкие умы», способные проявить себя в международной конкурентной среде новой эпохи. В осуществлении этой задачи университетам, в особенности ЧУ, должно оказать помощь государство.
Необходимо увеличить финансовую поддержку высшего образования, способствовать «плюрализации институтов высшего образования в условиях конкурентной среды», поощрять проявления индивидуальности.
Для разрешения современного университетского кризиса в Японии становится неотложной задачей увеличение финансовой поддержки ЧУ.
Расходы на образование в Японии должны быть не ниже, чем в развитых странах Европы и Америки, и достичь 1,3% ВВП вместо 0,5% в 2001 г. (с. 8).
М.Н. Корнилов
2006.04.065. МИЦКЯВИЧЕНЕ Д. КОНЦЕПЦИЯ ЧИСТОТЫ В ИССЛЕДОВАНИЯХ О КАСТОВОЙ СИСТЕМЕ ИНДИИ. MICKEVICIENÈ D. Concept of purity in the studies of the Indian caste system. //Acta OrientaliaVilnensia. - Vilnius, 2003/2004. - N 4. -P.239-254.
Диана Мицкявичене из Вильнюсского университета (Центр восточных исследований) анализирует предложенную французским социоантропологом Луи Дюмоном гипотезу зависимости положения индивидуума в кастовой системе Индии от его ритуально-сакральной чистоты/нечистоты, каковая регламентирует практически все сферы жизнедеятельности человека внутри традиционного индийского социума.
Однако Дюмон не дает в своей работе «Человек Иерархический» (Homo Hierarchicus») четкого определения «чистоты», предлагая взамен метафору, что «она больше походит на огромный зонтик, укрывающий все, что мы пытаемся определить и охарактеризовать и в чем индус сам никогда не ошибется ни при каких об-
стоятельствах1» (с.239). Дюмон анализирует взаимодействие и взаимовлияние чистоты и нечистоты (отсутствие чистоты), поскольку, по его мнению, оппозиция чистого-нечистого является фундаментом кастовой системы и пронизывает все ее черты - иерархию, изолированность, разделение труда. Статус касты в подобной иерархической структуре определяется ее ритуальной чистотой, качеством этой чистоты по отношению к Богу или Абсолюту, что есть «чистое целое»; при этом существуют два полюса сочетания чистого и нечистого (исходя из уровня постоянной чистоты, которой обладает человек по праву рождения в той или иной касте): с одной стороны - брахманы (содержащие и олицетворяющие максимальную чистоту в этом мире), и с другой - неприкасаемые (чуть ли не синоним самого нечистого).
Изолированность каст, ограниченность межкастовых контактов объясняется жизненной необходимостью сохранить чистоту более чистых в религиозном отношении каст от каких-либо загрязнений со стороны нечистых, ибо только «священное и сакральное может помочь чистому в борьбе с нечистым» (с. 240). Естественно, для обеспечения подобной изоляции чистого от нечистого необходима строгая регламентация жизни, чьи основные правила были сформулированы еще в древнеиндийских текстах (дхармашастры, дхармасутры), особенно в отношении совместной трапезы и употребления пищи и воды в целом, считающиеся самыми уязвимыми для осквернения.
Разделение труда в той же мере, что и предыдущие черты кастовой системы, основано на дихотомии чистого-нечистого, ведь без привлечения нечистых каст для определенных работ (как, например, стирка белья), чистые касты не могут сохранить свою чистоту, в то время как при религиозных обрядах все присутствующие, включая и низкие касты, получают свою частичку «чистоты». Это своего рода религиозный обмен услугами между людьми, внутренне связанными друг с другом в их устремлении достичь абсолютной чистоты, т.е., как заключает Дюмон, «нечистота неприкасаемых по сути своей неотделима от чистоты брахмана» (с. 242).
1 Dumont L. Homo Hierarchicus. The Cast System and its Implications. - Chicago, 1980. - P.43. Описание по реф. источнику.
Для сравнения с теорией Дюмона Мицкявичене привлекла гипотезы других исследователей, исходивших из оригинальных, индийских концепций чистоты, в частности М.Мэрриотта и Р.Индена (попытка реконструкции внутреннего морального кодекса в индийском социуме на основе древних священных книг и в фольклоре), а также М.Дэвиса (учение о трех ганах - gun - satt-vagun, rajagun, tamogun, сочетание которых в человеке и определяет степень его ритуальной чистоты). Жизнь индийца подчинена закону кармы, по которому нынешнее низкое или высокое положение человека объясняется его мыслями, поступками и поведением в предыдущих рождениях, таким образом, аморальные поступки в прошлом «загрязняют» жизнь в настоящем и «безнравственный человек любой касты может осквернить, так же как и низкокастовый» (с. 244).
Однако выстраивание последовательной системы зависимости поступков, ситуаций и наказаний за совершенные деяния затруднено. Во-первых, объект не всегда имеет одинаковое оскверняющее действие на разных субъектов (постель одного человека может «загрязнить» другого, будь он даже из одной касты или выше по кастовой лестнице); во-вторых, существуют определенные моменты жизни, когда человек более всего подвержен осквернению (например, во сне или при употреблении пищи); в-третьих, не существует четкого критерия, кто, когда и чем должен делиться и кто кого должен избегать. В связи с чем Дюмон приходил к выводу, что единого критерия для всех индусов не существует, а единственное, что остается неизменным - это защита субъекта от осквернений другими для сохранения абсолютной иерархии кастовости и ритуальной чистоты, даже среди самых низких каст (с. 247).
Мицкявичене отмечает слабости данного подхода: постулат о неизменности дихотомии чистого-оскверняющего в современной Индии, ограничение влияния индуизма и использование в качестве базиса практически только брахманической традиции изучения проблемы. В качестве альтернативы она предлагает рассматривать феномен «чистого-нечистого» как явление индийской культуры, исходя из того, что этот критерий определения статуса касты менялся и будет продолжать меняться по мере изменений культуры и образа жизни.
Происходит ли что-то с кастовой системой Индии в настоящее время, или она осталась в том же виде, в каком ее представил Дюмон в своем труде? Изменения, естественно, произошли, и порой существенные. Политика правительства Индии по резервированию мест в органах самоуправления, образовательных учреждениях и т.д. для неприкасаемых разрушает вековые границы между кастами. Появляются общественные движения, руководствующиеся принципами вовлечения новых людей в индуизм (как религиозно-духовное и моральное учение) и распространением духовного наследия Индии. Сокращается пропасть между неиндусами и индусами в отношении совместного приема пищи, посещения храмов и святынь (что прежде было просто немыслимо), хотя и сохраняется предубеждение, что «неиндус стоит вне системы религиозной чистоты-нечистоты» (с. 248).
Дюмон предсказывал, что «неприкасаемость не исчезнет окончательно до тех пор, пока полностью не девальвируется чистота брахмана»1. Д. Мицкявичене высказывает предположение, что в современной Индии если не девальвируется, то, по меньшей мере, десакрализуется вся концепция ритуальной чистоты. Основываясь на данных полевых исследований, проведенных ею в 2001-2002 гг., Мицкявичене предлагает 2 варианта дальнейшего развития кастовой системы, и в частности концепции «чистоты», в Индии.
При первом варианте, кастовая система трансформируется в некое подобие свода или кодекса моральных ценностей, вне зависимости от статуса человека по рождению (например, идеал брахмана ориентирует людей на получение образования, накопление мудрости, ведение духовной и моральной жизни; идеал вайшьи -стать хорошим, преуспевающим бизнесменом; идеал кшатрия -храбрость, выносливость и т.д.). Таким образом, кастовая система как бы теряет свое право на распределение людей по стратам в зависимости от их рождения в той или иной из них, и становится некоей моделью моральных ценностей и идей, в которой ритуальная чистота преобразуется в духовную добродетель.
Движение Навьяшастра в Индии как раз и предпринимает попытки к подобному преобразованию кастовой системы, где идеал (брахмана ли, кшатрия ли) основывается, прежде всего, на мо-
1 Битой Ь. Ор.сй. - Р.54.
ральных принципах и ценностях; брахман остается идеалом, по степени приближенности к которому определяется положение человека в социальной иерархии, при этом меняется сам способ определения данного идеала - вместо факта рождения в той или иной касте появляются современные индивидуальные морально-этические постулаты и ценности; место индивида на этой иерархической лестнице будет отныне определяться не его статусом в обществе, а его духовной жизнью (с.251).
При втором сценарии развития кастовая система превращается в своеобразную мозаику из самобытных культур, некий каталог культурных групп, поскольку после искоренения дискриминационного начала особенности и различия между разными кастами сохранятся. Не все касты были и остались довольны той ролью, которая им отводилась в рамках общеиндийской стратификации общества, носители кастового сознания пытались изменить, скорректировать создавшееся положение, создавали легенды, мифы о том, как каста потеряла свой некогда высокий статус из-за чьего-либо поступка, греха, неправедного помысла, предательства и т.д. Дихотомия чистота-осквернение перестает быть единой идеологией какой-либо одной касты, а начинает входить в списки постулатов большинства каст (с. 252).
О. О. Гончаренко
2006.04.066. ДЕВИКА ДЖ. МАЛАЯЛЬСКАЯ СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: СЕКС, «ОСВОБОЖДЕНИЕ» И ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ В КЕРАЛЕ.
DEVIKA J. The Malayali sexual révolution: Sex, "liberetion" and family planning in Kerala // Contributions to Indian sociology. - Delhi, 2005. - Vol. 39, N 3. - P. 343-374.
Сотрудница Центра по изучению проблем развития (Тирува-нантапурам, Индия) отмечает, что керальское общество пережило революцию в умах относительно искусственной контрацепции (именно этот аспект она назвала «сексуальной революцией»): от враждебности и ассоциирования с распущенностью к приятию и отождествлению с социально ответственным поведением, соответствующим эпохе модернизации.
Бытовавшая до середины ХХ в. мораль враждебно относилась к искусственной контрацепции. Считалось, что наличие внешних по отношению к природе человека искусственных средств кон-