Научная статья на тему '2006. 03. 001. Гобзонов И. А. Куда катится философия: от истины к постмодернистскому трепу. (философский очерк). - М. : Савин, 2005. - 200 с'

2006. 03. 001. Гобзонов И. А. Куда катится философия: от истины к постмодернистскому трепу. (философский очерк). - М. : Савин, 2005. - 200 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
212
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКС К / НИЦШЕ Ф / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ТЕОЛОГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 03. 001. Гобзонов И. А. Куда катится философия: от истины к постмодернистскому трепу. (философский очерк). - М. : Савин, 2005. - 200 с»

ФИЛОСОФИЯ: ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

2006.03.001. ГОБЗОНОВ И.А. КУДА КАТИТСЯ ФИЛОСОФИЯ: ОТ ИСТИНЫ К ПОСТМОДЕРНИСТСКОМУ ТРЕПУ. (ФИЛОСОФСКИЙ ОЧЕРК). - М.: Савин, 2005. - 200 с.

Иван Аршакович Гобзонов, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик Международной академии информатизации, главный редактор журнала «Философия и общество», автор работ «Современная французская буржуазная философия истории», «Общественный прогресс и будущее человеческого общества», «Философия истории Р. Арона» и др., подчеркивает, что возникновение философии связано с поиском истины, с рефлексией человека над собственным бытием и над бытием окружающей природной и социальной действительности. Сегодня, считает автор, философия находится в удручающем положении, потому что она отказалась от поиска истины и глубоких теоретических рассуждений, и выражает глубокую озабоченность таким ее состоянием. Книга, написанная популярным языком, состоит из восьми глав: 1. Философия - это изумление; 2. Философия - служанка теологии; 3. Cogito, ergo sum; 4. «Система поведения - созданная невежественным воображением»; 5. Философия как постижение эпохи; 6. Не только интерпретировать мир, но и изменить его; 7. Ницше - «могильщик» философии; 8. Постмодернизм - смерть философии.

Ключевую мысль первой главы автор выражает высказыванием Р. Декарта: «Вся философия подобна дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие от этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике» (цит. по: с.12). В те далекие времена, когда философия была наукой всех наук, она выступала в роли всеобщего решения сложнейших проблем. Возникла эта наука в связи с тем, что обществу понадобились категории (общие понятия) для характеристики бытия человека и окружающего его мира. Одним из основоположников философии стал Платон, чья теория основывалась на размышлениях о человеке, государстве,

воспитании и искусстве. Принцип афинского философа был таков, что «философ должен категорически отвергать любую ложь и проявлять глубокую любовь к истине. Ему должны быть присущи четыре основы добродетели идеального государства: любовь к истине, справедливость, мужество и рассудительность» (с.10). Последователь Платона и его ученик Аристотель сделал шаг вперед в своих рассуждениях, он утверждал, что непонятное и удивительное возбуждают в человеке тягу к философствованию, причем вначале наступает простое удивление, а после - тяга к знаниям. Люди философствовали не ради какой-нибудь пользы, а ради понимания, ради того, чтобы избавиться от незнания. Постепенно философия включила в себя математику, физику и другие науки. Это представление о философии сохранялось, пока частные науки не приобрели автономию.

Во второй главе автор пишет, что философия в эпоху Средневековья «утратила свой универсальный характер» (с.14). Эпоха Возрождения способствовала освобождению философии от религиозных предрассудков. В период формирования буржуазных отношений человек пытался освободиться от «религиозных оков». Философы не отказывались от теологии, но оттесняли ее «на обочину».

В третьей главе отмечается, что во времена Декарта философы еще больше секуляризировали философию. Теология постепенно уступала место «разуму и поиску истины» (с .17). Ведь только при помощи разума можно найти истину в объективной реальности.

В четвертой главе речь идет о XVIII в. Анализируя труды фило-софов-материалистов Д. Дидро, П.А. Гольбаха, К.А. Гельвеция и др., Гобзонов приходит к выводу, что эти просветители подняли философию на еще одну ступень в своем развитии: просветители считали, что все то, что кажется человеку «сверхъестественным», является необъяснимым в силу того, что ему не хватает знаний. Они стремились показать, что человек является творением не Бога, а природы. «Человек существует только в природе и подчинен ее законам» (с.27). В основе же религиозных убеждений находится незнание законов природы.

Пятая глава посвящена роли философии в общественном прогрессе. Не существует философии, не связанной с жизнью людей. Философия возникла на том этапе развития человечества, когда оно благодаря накопленным знаниям смогло абстрагироваться от объективной реальности. «Возникновение философии... свидетельствует о том, что

человечество совершило окончательный переход от доисторической эпохи к эпохе исторической» (с.31).

В шестой главе речь идет о творчестве К. Маркса, который «придал философии подлинно научный характер» (с.35). Творчество Маркса сфокусировано на том, что «практическая деятельность человека должна подтверждать наши теоретические выводы» (с.36). Будучи частью природы, человек становится человеком только в обществе, и поэтому сущностью человека является совокупность всех общественных отношений: «Не человек выступает в качестве исходной категории, а общество, общественные отношения» (с.39).

Вторая половина XIX в., отмечается в седьмой главе, - это время глубокого кризиса, который охватил не только политику и экономику, но и духовную жизнь Европы. Ярким представителем философии того времени был Ф. Ницше, который поставил своей целью «разрушить все прежние философские доктрины» (с.76). «Ницше - крайний нигилист и иррационалист» (с.77). Он критиковал прежние философские теории, не прибегая ни к каким научным аргументам и не признавая науку как систему идей и теорий. Он утверждал, что любая философия есть «исповедь своего сочинителя, а не стремление к истине» (с.79). Эти мысли были отражением кризиса буржуазного общества.

Восьмая глава посвящена глобальному кризису нашей эпохи. Этот кризис вызван многими причинами, но в первую очередь глобализацией современной общественной жизни. Он коснулся и философии, которая оказалась «проникнутой духом иррационализма» (с.99). Со всех сторон идут атаки на классический рационализм, на науку, «на возможности разума познать объективную действительность» (с .100). Представители постмодернизма - Ж. Бодрийар, Ж.Ф. Лиотар, Ж. Делёз, Ф. Гваттари, М. Серр, Р. Рорти и др. - «жонглируют фразами», лишенными смысла, занимаются словесными упражнениями. Они излагают свои мысли при помощи аналогий и ассоциаций, а не строгих логических рассуждений, отвергают диалектику и такие понятия классической философии, как «разум», «абсолют», «истина», «прогресс», «противоречие», «диалог» (с.107). «Эра постмодерна - это эра пустоты, мещанства и наслаждения» (с. 141), а человек этой эры - «массовый человек», характерной чертой которого является полная потеря индивидуальности. «Парадокс ситуации заключается в том, что философы этого не замечают» (с. 194).

АА.Боброва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.