2006.02.037. СЕНАШЕНКО В., КУЗНЕЦОВА В., ПАХОМОВ С. СОВРЕМЕННАЯ АСПИРАНТУРА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ // Высш. образование в России. - М., 2005. - № 3. - С. 68 - 73.
Ключевые слова: аспирантура, послевузовское образование, повышение квалификации.
Статья написана коллективом авторов: В. Сенашенко - профессор Российского университета дружбы народов; В. Кузнецова -профессор Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова; С. Пахомов - доцент, сотрудник Министерства образования и науки РФ.
Аспирантура относится к послевузовскому профессиональному образованию. Именно она формирует интеллектуальную и научно-техническую элиту общества, и поэтому ее роль в цивили-зационном развитии страны чрезвычайно велика, пишут авторы. Однако в настоящее время престиж аспирантуры, к сожалению, падает, и повсеместный рост набора в аспирантуру не является показателем того, что молодежь стремится к научным исследованиям. «В качестве мотивов поступления зачастую выступают более прозаические причины: оттягивание момента послевузовского трудоустройства; для иногородних студентов - желание сохранить место проживания в городе - общежитие; для юношей - хотя бы временная отсрочка от службы в армии» (с. 68). Сегодня лучшие выпускники высшей школы предпочитают аспирантуре высокооплачиваемые должности в фирмах, а часть из них уезжает за границу. Поэтому при увеличении планового набора в аспирантуре оказываются почти все желающие, а не только те, кто может и хочет учиться. Согласно статистическим данным, с 1984 по 2002 г. число аспирантов в России выросло с 53 541 до 136 242 человек, т. е. более чем в 2,5 раза. Однако увеличение количества далеко не всегда обеспечивает качество, которое сегодня заметно падает.
Одной из причин такого положения является обвальное свертывание в последние десятилетия наукоемких производств, да и промышленности в целом. Профессионалы высокого уровня оказались невостребованными, поскольку застойная экономика не стимулирует повышение качества образования. К тому же неадекватная
оплата интеллектуального труда вызвала у значительной части молодежи понижение мотивации к получению качественного образования. Поэтому одной из первоочередных задач является решительное сокращение числа аспирантов по всем специальностям, для того чтобы нормализовать положение в послевузовском образовании и оставить в аспирантуре действительно талантливую молодежь, утверждают авторы.
К проблемам современной аспирантуры в России можно отнести и тот факт, что в последние годы ее эффективность оценивается лишь одним показателем - защитой диссертации. Поэтому аспирантура как форма послевузовского образования «превратилась в конвейер по изготовлению кандидатских диссертаций». А как следствие этого - выпускник аспирантуры оказывается иногда беспомощным, проявляя функциональную неграмотность и ее «высший уровень» - профессиональную некомпетентность.
Именно поэтому сегодня целью аспирантуры является углубление профессиональной подготовки аспирантов на базе регулярного, систематического обучения, формирование их как носителей новых научных подходов и концепций в будущей профессиональной деятельности. Необходимо также повышать квалификацию преподавателей, работающих в аспирантуре.
Однако усиление образовательной компоненты в аспирантуре в настоящее время по ряду причин является непростой и трудновыполнимой задачей. Формально, кроме экзаменов по философии и истории, а также иностранного языка, имеется всего один экзамен по специальности. Поэтому расширение образовательной составляющей потребует введения обязательных дополнительных форм контроля - экзаменов, зачетов, рефератов, причем этот акт должен иметь нормативно-правовой статус. Следует отметить, пишут авторы, что превращение аспирантуры в полноценный образовательный институт в структуре профессионального образования может усложнить и резко сократить масштабы соискательства.
Однако проблема все же требует конструктивного решения. Необходимо среди прочего разработать дифференцированный подход на этапе приема в аспирантуру, а также диверсифицировать аспирантскую подготовку, поскольку при сохранении единого срока обучения в аспирантуре для выпускников вузов, освоивших образовательные программы высшей школы различного уровня и
различной направленности, это не может не сказаться на результатах обучения и качестве подготовки кадров высшей квалификации.
Авторы предлагают следующую структуру: магистратура (шесть лет) плюс аспирантура (три года); обучение по специальности (пять лет) плюс аспирантура (четыре года); бакалавриат (четыре года) плюс аспирантура (пять лет).
Увеличенная длительность прохождения аспирантуры для бакалавров и дипломированных специалистов вызвана необходимостью реализации полноценной образовательной составляющей, что не замедлит сказаться на повышении качества послевузовского образования.
В заключение авторы отмечают, что в результате анализа деятельности современной аспирантуры и сложившихся к настоящему времени требований к ее выпускникам можно сделать вывод о необходимости создания принципиально новой, многовариантной системы послевузовского образования.
Е.Н. Рачкова
2006.02.038. ХОФМАН Н. ПЛАТА ЗА УЧЕБУ В ЕВРОПЕ. HOFFMANN N. Studiengebühren in Europa // IFO Schnelldienst.-München, 2005.- Jg. 58, N 3.- S. 33-35.
Ключевые слова: Европа, плата за учебу, стипендии.
В статье немецкого автора приведены данные о размерах платы за учебу в разных странах Европы.
С тех пор как федеральное правительство Германии приняло решение ввести платное обучение и отпустить цены на учебу в высших учебных заведениях, в стране не утихают дискуссии на тему, каков же верхний предел стоимости высшего образования. Во многих других европейских странах высшее образование также становится платным, причем модели платы за учебу очень разные. На сегодняшний день в 15 из 27 стран Европейского содружества введена плата за учебу в вузе. Пока бесплатным высшее образование остается в Скандинавских странах, Франции, Ирландии, Польше, Чехии, Словакии, Люксембурге, на Мальте и частично в Германии. Однако студенты-иностранцы все же должны платить за свою учебу на Мальте, в Швеции и Словакии; во Франции платным