Ф. де Кеведо. «В образе Мьера, Аренас смог выразить свое личное разочарование и неудовлетворенность современной ему Кубой. Этот род мстительного гнева, свидетельствующего о desengaño, встречается в литературе барокко повсюду <...> С помощью сарказма, абсурдистской игры, множественности повествовательных голосов Аренас высмеивает провалившуюся кубинскую утопию <...> и средствами романа развенчивает цель марксистской истории: создать внятное, однозначное, телеологически оптимистическое сообщение для масс и утвердить примат общественного блага над личной свободой» (с. 81). «Пикаро - подобно кубинским революционерам - ищет свободу и лучшую жизнь, но не находит ее. Его жизнь - тюрьма, а лучшее будущее ускользающая мечта. Какая метафора для погребенного на острове-тюрьме писателя может оказаться удачнее, чем путаный, бессмысленный, заканчивающийся в точке отправления путь пикаро?» (с. 82).
Е.В. Лозинская
2006.02.028. АНЦ Т. СОВРЕМЕННАЯ НЕМЕЦКАЯ
ЛИТЕРАТУРА: ПОКОЛЕНИЯ, ТЕМЫ И ФОРМЫ.
ANZ T. Deutsche Literata der Gegenwart: Generationen, Themen und
Formen. - 2004. - Mode of access: http://www.litrix.de/magazin/pano-
rama/ueberblick/de12072.htm.
В реферируемой статье профессор-германист из Магдебург-ского университета Томас Анц выявляет некоторые характеристики нынешней литературной ситуации, закономерности развития и восприятия новейшей литературы в Германии. По его наблюдениям, многие известные писатели, критики, литературоведы и культурологи на протяжении последних пятнадцати лет (начиная с 1989 г. - года объединения Германий) неоднократно провозглашали приход «нового литературного поколения». Сначала было заявлено «поколение 89-го», якобы объединившее писателей, сформировавшихся как личности в годы распада соцлагеря (самый яркий представитель - поэт Дурс Грюнбайн 1962 г.р.). За ним в середине 1990-х последовало «поколение Берлин», довольно искусственным образом привязанное к обратному переносу столицы страны из Бонна в Берлин (Инго Шульце, Томас Бруссиг, а также весь восточно-берлинский поэтический андерграунд). К концу 1990-х годов почти одновременно заговорили о «поколе-
нии @», ощутившем Интернет неотъемлемой частью культуры, о «поколении внуков» (по аналогии с «поколением детей» тех, кто участвовал во Второй мировой войне на стороне фашистской Германии), и о «поколении Гольф», идеологически сформированном «телевизионной войной» в Персидском заливе в 1990 г. (если верить изобретателю последнего термина Флориану Илиесу).
Т. Анц полагает, что в этой множественности «поколений» на самом деле проявляет себя существующее в культуре современной Германии стремление «покончить» с предыдущим бунтарским «поколением 1968-го», а также со всей послевоенной литературой. Однако адекватной замены - заметной группы относительных ровесников, объединенных хотя бы отчасти общими принципами и стремлениями, - в нынешней ситуации выявить не удается. В 1994 г. И. Радиш в статье «Второй час нуль» («Ди цайт», октябрь 1994) указывала, что литераторы «второго послевоенного поколения», иначе «детей» (среди которых Гюнтер Грасс, Зигфрид Ленц, Мартин Вальзер, Ханс Магнус Энценсбергер, Криста Вольф, Бото Штраус и др.) «исписались», «пишут все меньше и все скучнее», «описывают все что угодно, только не современность» и что «пора наконец освободить дорогу третьему послевоенному поколению». На протяжении последующих нескольких лет те же пожелания регулярно звучали в статьях других известных критиков и публицистов, однако и через десять лет ситуация в литературе не изменилась.
Смена ведущих поколений в культурной жизни страны происходит иначе, чем в отдельной семье. Представители «поколения 68-го», с которыми критики «распрощались» в середине 1990-х, продолжают жить и, главное, продуктивно работать до сих пор. Так, Мартин Вальзер, три года назад выпустивший роман «Смерть критика», направленный против заклятого литературного «врага» Марселя Райх-Раницки и породившего в обществе бурную дискуссию, в 2003 г. издал сборник афоризмов «Путешествия Месмера», а в 2004 г. - полноценный роман «Мгновения любви». Справивший свое семидесятипятилетие Гюнтер Грасс на следующий же год после выхода романа «Пятясь назад» (2002) выпустил сборник стихов «Последние танцы» (2003), где наряду с другими автобиографическими мотивами явственно звучит и мотив молодости, возвращенной с помощью творческой продуктивности.
Автобиографические формы, по мнению Т. Анца, доминируют среди произведений авторов «за семьдесят» - таковы «Один день года» Кристы Вольф, в основе которого дневниковые записи писательницы, начиная с 1960 г., роман «Учиться жить» (2003) Томаса Херлинга, сборник стихов Ганса Магнуса Энценсбергера «История облаков» (2003). Исключение составляет Зигфрид Ленц, чей последний роман «Бюро находок», как и большинство предыдущих, далек от личных обстоятельств жизни автора.
Едва ли не главной темой немецкой литературы в 20032004 гг. Т. Анц считает любовь. О любви пишут писатели «всех возрастных категорий» - от двадцатилетнего Беньямина Леберта («Птица оказалась вороном») до «тех, кому за семьдесят» - Гюнте-ра Грасса («Мгновение любви») и Бото Штрауса («Ночь с Алисой, когда Юлия бродила вокруг дома»). Среди книг тридцати-сорокалетних, решившихся писать о любви, автор выделяет роман «блестяще литературно одаренной» Карен Дуве («Книга не о любви»), «Школу обнаженных» Эрнста Августина, сборник рассказов Юдит Герман («Только тень»).
И хотя Марсель Райх-Раницки на протяжении многих лет высказывал пожелание, чтобы литература поменьше занималась общественно-политическими темами и побольше сил отдавала художественному воплощению любви и страдания, приоткрывая человеку путь к себе, молодые авторы отнюдь не целиком сосредоточились на теме любви. По мнению Т. Анца, примечательно, что заметная их часть обратилась к жанру «производственного романа» -Стен Надольный («Роман об Ульштайнах»), Буркхардт Шпиннен («Черный край»), Вильгельм Хэндлер («Когда мы умрем»).
Что же касается политики, то и она так или иначе оказываетя в фокусе литературы последних лет. Даже Флориан Илиес, главный идеолог «поколения Гольф», до недавнего времени принципиально отвергавшего общественно-полтитическую активность любого рода, в своей книге «Поколение Гольф Два» значительное внимание уделяет событиям в США 11 сентября 2001 г. и пытается проследить, какое влияние они оказали на представителей изобретенного им поколения.
По-прежнему актуальными у писателей всех возрастов остаются темы нацизма и Второй мировой войны. Наряду с «детьми» (Уве Тимм «На примере брата», Улла Хан «Нерезкие снимки») к
2006.02.029-031
этой проблематике обращаются и более молодые авторы - Марсель Байер, Дурс Грюнбайн.
В целом, по убеждению Т. Анца, немецкая литература последних двух-трех лет радует заметно возросшей продуктивностью и многообразием. Трудно говорить об однозначном доминировании в ней определенных тем и жанров, как невозможно говорить о ведущей роли того или иного поколения.
Е.В. Соколова
2006.02.029-031. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ШВЕДСКОГО РОМАНА. (Сводный реферат).
2006.02.001. ПЕТЕРСОН М. ОЛАВИ ХЕММИЛЕ: ЙОГ ПРИХОДИТ В ГОРОД: ИНДИЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ В ШВЕДСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ С АКЦЕНТОМ НА ТВОРЧЕСТВО ДАНА АНДЕРСОНА. PETERSSON M. Olavi Hemmillie: En yogi kommer till stan: Indisk religiositet i svensk skönlitteratur med särskilt tonvikt pâ Dan Anderssons författarskap // Studies in history of literature. - Stokholm, 2002. - N 46. - S. 259-264.
2006.02.002. ДУБОИС И. ВОЗМОЖНЫЙ МИР. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОМАННОГО ТВОРЧЕСТВА ЛАРСА ГУСТАФСОНА 90-Х ГОДОВ.
DUBÖIS J. En möglig varld. En tematik studie av Lars Gustaffson 1990 -talsromaner // Recentioner av dortorsavhandlingar. - Hedermora, 2003. -N 6. S. 303-308.
2006.02.003. ПЕРСОН БЕРГЕР И. РЕАЛЬНОСТЬ И ПОСТМОДЕРНИЗМ В РОМАНЕ ЧЕРШТИН ЭКМАН «ОЖИВИ МЕНЯ».
PEHRSON BERGER I. Verklighets fragan: Kerstin Ekmans roman «Gör mig levande igen» // Recentioner av dortorsavhandlingar. -Hedermora, 2003. - N 6. - S. 158-207.
Маргарита Петерсон оценивает детальный обзор роли индийских религиозных верований в литературном процессе Швеции начала века, который осуществляет в своей работе исследовательница творчества Дана Андерсона (1888-1920) Олави Хеммиле. Она пишет о связи этого культурного феномена с мировоззренческим плюрализмом, говорит об усилении интереса к теософии и, как следствие, обострении внимания к индуизму. Прологом к книге