с генсеком Комитета 29 октября 2002 г., Баку) (с. 212), контролировать все религиозные организации и предупредить радикализацию ислама.
Ослаблению ислама способствует и конкуренция с «турецким исламом»: предоставляются гранты студентам на обучение в Турции, финансируется строительство нескольких мечетей в Азербайджане. Открыт теологический колледж, активны миссионеры Ф. Гюлена, транслируются радио- и телепередачи («Виге ЕМ», «Батапуо1и»).
Тем самым следует признать, что советские преследования религии невольно смягчили различия между суннизмом и шиизмом; этому же смягчению содействует правительство независимого Азербайджана. В перспективе возможны два сценария: первый -создание «национального ислама, который сотрет и так слабые границы между суннизмом и шиизмом»; второй - их нынешняя хрупкая гармония будет взорвана зарубежными суннитскими, шиитскими, ваххабитскими проповедниками (с. 215).
С. И. Кузнецова
2006.01.029. ПОГОСЯН ГА. АРМЯНСКОЕ ОБЩЕСТВО В ТРАНСФОРМАЦИИ. - Ереван, Лусабац, 2003. - 459 с.
Директор Института философии и права АН Республики Армения (РА), президент Армянской социологической ассоциации ставит задачу показать современное состояние армянского общества, пользуясь многочисленными социологическими обследованиями, и выявить тенденции его дальнейших преобразований.
Армения была одной из самых индустриализированных республик СССР и, несмотря на экономический кризис после его распада, сохранила свои высококвалифицированные кадры. Осуществленные в годы независимости реформы, прежде всего земельная, повысили значение сельскохозяйственного сектора (почти треть ВНП), одновременно произошла деиндустриализация страны. Реальный рост ВНП составил 7,9% в 1999-2000 гг., и 9% в 2002 г. (с. 112). Либерализация экономики продолжается, социальные расходы выросли к 2000 г. до 15% бюджета (с. 115). По данным министерства статистики РА, за 1992-2000 гг. ВВП страны вырос с 327,7 до 1915, 2 млн. долл., ВВП на душу населения соответственно с 87,8 до 503 долл. (с. 122). Тем не менее, по оценкам Мирового
банка, уровень жизни свыше половины армян ниже национальной черты бедности. Эта проблема остается сверхзадачей экономики, непосредственно влияет на ее развитие1. Макроэкономические сдвиги в республике привели даже к углублению неравенства. Необходимо восстановить регулирующую роль государства.
В январе 1999 г. под руководством автора было проведено социологическое обследование в 12 селах (1 тыс. опрошенных, см. с. 132-134). На вопрос «Используете ли Вы полностью приватизированный земельный участок или усадьбу?» около 30% опрошенных ответили отрицательно. Причинами невозможности полностью использовать полученную в собственность землю назывались проблемы с водоснабжением, отсутствие средств или несправедливость выдачи именно этого участка. 71% полностью использующих свою землю работают на ней всей семьей и ведут фактически натуральное хозяйство. 84% никаких операций с землей (купля, продажа, аренда) за последние два года не производили. Если же производили, то не все ее официально регистрировали, опасаясь уплаты большого налога.
Поскольку армянское правительство, передав землю в собственность крестьянам, оставило без внимания сельскую инфраструктуру (механизация, технические комплексы разворовывались, продавались с молотка), а молодежь в тяжелые годы уехала на заработки в Россию, сельское хозяйство низведено до уровня натурального производства, произошла архаизация уклада. Приватизация в промышленности и в других секторах экономики осуществлялась с 1994-1995 гг. Опрос в марте 2000 г. показал, что по вопросу приватизации электросетей большинство высказывается отрицательно из-за уверенности в последующем росте тарифов (с. 138139). Основной процесс ваучерной приватизации проходил в 19961997 гг. и не привел к сформированию заметного слоя частных предпринимателей; многие предприятия остановились, что повлекло рост безработицы, обогатилась лишь верхушка общества, ску-
1 10 years of independence and transition in Armenia. NEDR, 2001. - Описание здесь и далее по реф. источнику.
пив фабрики, объекты торговли и сферы обслуживания («прихва-тизация»), в 2001 г. приватизация должна была завершиться1.
В результате постсоветских экономических преобразований «в Армении также создался смешанный вариант "реформированной социалистической экономики", где, наряду с рыночными механизмами регулирования, существуют государственные, а также, может быть не менее сильные, клановые регуляторы. Общество в минимальной степени участвует в экономических процессах» (с. 147-148).
Отношение населения к реформам видно из опроса населения под руководством автора в феврале 1999 г. (1200 человек). На вопрос «По Вашему мнению, экономические реформы в целом содействовали экономике Армении?» 34% опрошенных ответили, что ничем не содействовали, а 39% считали, что даже ухудшили ситуацию в республике, 20% признали определенную положительную роль и только 1,3% (15 человек) утверждали, что реформы «очень способствовали» экономике (с. 149). Молодые люди (18-30 лет) отличались несколько большим оптимизмом, старшее поколение (61 год и старше) - наиболее негативными оценками; сходная тенденция прослеживается в различных социальных группах - бизнесменам и интеллигенции свойственно скорее положительное отношение к реформам и целям, которые они должны обеспечить, тогда как пенсионеры, рабочие, безработные судят по прямым результатам (с. 150-151). Информацию о реформах 78% опрошенных получают из телевидения (с. 154).
Помимо общей оценки экономических реформ в опросе отдельно задавался вопрос о приватизации: 26% опрошенных ответили, что она ничем не способствовала экономике Армении, 46,5% нашли, что она даже нанесла вред (с. 154). Различия по возрастным и социальным группам в отношении к приватизации сходны с различиями в общей оценке экономических реформ. На вопрос в правильной ли форме осуществлялась приватизация в РА 56% ответили, что «неправильным образом», а 23% думали, что ее вообще не следовало проводить, тогда как только 15,5% нашли правильным или почти правильным ее проведение; наконец, 57,6% считали
1 10 years of independence and transition in Armenia. NHDR, 2001. Описание здесь и далее по реф. источнику. - С. 65-66.
темп приватизации слишком быстрым, нормальным - только 11,5% (с. 154).
К становлению институтов демократии прежде всего относится создание в республике многопартийной системы - в 1991 г. было зарегистрировано 20 партий, в 2002 г. - 114 (с. 166). В парламентах двух последних созывов были представлены 16 партий, в их числе Коммунистическая партия Армении (КПА), Рамкавар - Аза-такан, Гнчак, Армянское общенациональное движение (АОД). Ежегодные опросы под руководством автора в 1991-2003 гг. (от 11 тыс. до 1 тыс. опрошенных) показывают изменение отношения населения к 11 партиям. Как правило, рейтинги всех партий постепенно снижались, например, АОД спустилось за эти годы с 19 до 0,4%, КПА - с 5 до 2,5%; набирали рейтинг только вновь созданные партии, например, Оринац Еркир (зарегистрирован в 1999 г.) поднялся с 3 до 11%, Народная партия Армении (НПА, зарегистрирована в 2002 г.) - с 3 до 12% (с. 178-179). Примерно половина опрошенных все годы не выражает симпатий ни к одной из партий (с. 181).
Исследования под руководством автора в 1999-2001 гг. установили, что армянское общество достаточно политизировано: только 14% опрошенных ответили, что не интересуются политикой, при этом больший интерес проявляют мужчины, лица среднего возраста, чем женщины, молодежь (с. 192). Менее 10% читают газеты, 12-15% регулярно слушают радио, основной источник информации - телевидение (83%), и большинство доверяет этой информации, хотя с некоторой долей скептицизма (с. 193).
По результатам опроса 1999 г. относительно участия в выборах выяснилось, что 76% опрошенных участвовали в выборах президента в 1998 г., 70% - в выборах в Национальное собрание в 1999 г., тогда как в выборах в органы местного самоуправления 48% в 1996 г. и 33% в 1999 г. (с. 194). На самом деле официальные статистические данные свидетельствуют о некотором преувеличении опрошенными своей активности. В митингах участвовали менее 10% опрошенных, примерно на этом же уровне членство в общественных организациях (с. 195-196). Еще ниже показатели членства в политических партиях; в лидерах списков и симпатий и антипатий неизменно фигурируют КПА и Дашнакцутюн (с. 196-197).
Ответы на вопросы о том, насколько власти всех уровней и политические партии обращают внимание на проблемы простых людей, продемонстрировали, что в среднем не более одной четверти опрошенных согласны с тем, что они занимаются этими проблемами; но политическим партиям доверяют несколько больше, чем правительству (с. 198). Еще хуже отношение населения к судам и прокуратуре. Только 1,8% опрошенных согласны и 18,8% в какой-то степени согласны с тем, что решения в судах принимаются честно и по закону (с. 199).
Оценивая в целом систему выборов в Армении, 59% опрошенных не согласились с мнением, что выборы в основном выражают желания большинства граждан (с. 199). Снижение выборной активности за 1996-1999 гг. объясняется именно низким уровнем доверия населения к властям. Интерес же граждан к политическим процессам достаточно высок, в центре внимания - социальные проблемы. Во время опроса 2001 г. 62% опрошенных ответили, что не считают РА демократической страной, 16% назвали ее частично демократической и только 15% - демократической (с. 207).
В Конституции закреплена свобода печати, и, несмотря на огромные материальные трудности, в период независимости возникали сотни органов СМИ. Сейчас регулярно действуют 150 газет, 60 национальных и местных телекомпаний, около десятка БМ-радиостанций и 5 информагентств (с. 214). Большинство этих СМИ - частные, и сосредоточены в Ереване, тогда как единичные государственные СМИ действуют по всей территории республики. Интернетом пользуется не более 1% населения. В приведенных выше опросах подтвердилось, что для подавляющего большинства жителей (83%) основным источником информации является телевидение. Постоянная читательская аудитория печатных СМИ в Армении сократилась в 10 раз по сравнению с советским периодом: тогда многие подписывались на 5-7 газет и журналов, а теперь годовая подписка равна двухмесячной средней зарплате, и люди могут лишь от случая к случаю покупать газеты в киосках. Кроме того, по данным опроса 2002 г., печатные СМИ больше всего потеряли доверие граждан: телевидению доверяют 61% опрошенных, газетам - 7% (с. 218). Самая популярная, с наибольшим тиражом (60 тыс.) газета - «Етер» («Эфир»), в которой печатается полная программа телевидения и радиопередач на неделю.
В Армении в 1999-2001 гг. было зарегистрировало 2800 НПО, т.е. 0,8 НПО на 1 тыс. жителей, тогда как в Грузии соответственно 4000 или 0,7, в Азербайджане - 1400 или 0,17 (с. 224)1. Правда, до 1/3 НПО существуют на бумаге, среди действующих организаций больше всего занимающихся гуманитарной помощью, культурой и спортом, женскими вопросами. Во многом НПО критикуют политику государства, и это пытаются использовать оппозиционные политические партии. Напротив, госчиновники стремятся поставить НПО под свой контроль. Финансовую помощь многим НПО оказывают в Европе ТАСИС, а также Агентство международного развития США. Опросы 1995-2001 гг. показали, что не более 3% взрослого населения республики так или иначе вовлечены в сферу деятельности НПО. Знают о них мало, но относятся положительно, так как они оказывают материальную помощь нуждающимся, а при урегулировании региональных конфликтов их деятельность оценивается позитивнее, чем политических партий и религиозных организаций2.
Преобразования в социальной структуре общества за десятилетие реформ определяются изменением форм собственности, резким снижением уровня жизни и миграциями населения. Доля частной собственности достигла 86,2%, в государственной и муниципальной осталось 8%, а удельный вес смешанной собственности (в том числе с участием иностранного капитала) - 5,8% (с. 256). Соответственно изменилась и структура занятости: доля занятых в частном секторе стала преобладающей; по данным Мирового банка, в 2001 г. 55% трудовых ресурсов сосредоточились в сельском хозяйстве, в промышленности - 25% и в сфере обслуживания -20% (там же). Произошла деиндустриализация республики (к началу 90-х годов в сельском хозяйстве работало не более 18% населения), рабочий класс частично пополнил сферу обслуживания, ряды мелких собственников, но большей частью влился в армию безработных. Согласно официальной статистике безработица не превышает 12%, в реальности она достигает 45%, за 1990-2000 гг. про-
1 Nations in transit, 2002. - Wash., 2002.
2
Перспективы решения конфликтов на Кавказе. - Ереван, 2001. - С. 29.
мышленно-производственный персонал сократился на 310 тыс. человек (с. 258)1.
В социальной структуре нынешнего армянского общества появились крупные, средние и мелкие частные собственники, в том числе 335 тыс. фермеров. Резко возросло и продолжает углубляться социальное неравенство. Одновременно из-за массовых миграций сложился дисбаланс в соотношении мужчин и женщин (удельный вес последних достиг 55%), происходит старение населения. По индексу человеческого развития Армения в 1999 г. оказалась на 72-м месте (с. 259)2.
Социальную структуру армянского общества автор представляет следующим образом: 1) верхний класс (политическая верхушка, крупные собственники, директоры ведущих корпораций) - 57%; 2) средний класс (мелкие бизнесмены, высокооплачиваемые госчиновники и управленцы) - 10-12%; 3) основной слой (рядовые служащие, рабочие, крестьяне, представители интеллигенции, сфера обслуживания) - 65%; 4) социальное «дно» (бомжи, хронически безработные, проститутки, наркоманы) - 15% (с. 262).
Самым негативным следствием реформ стало массовое обнищание населения, появление «новых бедных», что усугубляется энергетическим кризисом (последствия землетрясения 1988 г., военные действия и блокада первых лет независимости), разворовыванием международной гуманитарной помощи, приватизацией за гроши госсобственности чиновниками. Особенность армянской «новой бедности» - ее городской характер. Проведенные расчеты показателей бедности в республике включают две категории: бедные - душевой доход ниже черты бедности и очень бедные - душевой доход ниже стоимости минимальной продуктовой корзины (см. табл.).
Таблица (с. 277) Основные показатели бедности населения
1 Статистический сборник Армении, 2001. - Ереван, 2001.
2
Статистический сборник Армении, 2001. - Ереван, 2001.
1996 г. 1999 г. 2001 г.
Бедное население (%) 57,4 55,1 51
В том числе очень бедное (%) 27,7 22,9 16
Коэффициент Джини 0,65 0,57 0,53
Согласно другим статистическим расчетам, в селе было 11,3% очень бедных, в городе - 18,3% (с. 279). Особенно тяжелое положение в зоне землетрясения, высокогорных районах, малых и средних городах. Пенсии все годы находятся ниже черты бедности; зарплаты бюджетников почти вдвое меньше, чем в частном секторе, и также не защищают от бедности; в целом 45-47% работающих относятся к бедным (с. 281-282).
Можно сравнить среднемесячную зарплату в Армении с соответствующими показателями некоторых других стран; так, если принять зарплату в Армении за 100%, то в Азербайджане она составит 195, в Грузии - 100, в России - 361%; по пенсиям соответственно 118, 79, 188% (с. 282)1. Кроме того, в Армении и пенсии, и заплаты нередко выплачиваются с большими задержками. Особенно тяжелое положение в многодетных семьях, у беженцев, пенсионеров (в 2001 г. стоимость минимальной продуктовой корзины -12 тыс. драм, а средняя пенсия - 5,2 тыс. драм) (с. 284).
По результатам многочисленных социологических обследований сегодня среднемесячный доход на одного члена семьи составляет: менее 5 тыс. драм имеют 16,4% населения, от 5 тыс. до 15 тыс. драм - 37,9%, т.е. 54,3% жителей получают менее 25 долл. (с. 285). Автор приходит к заключению, что опубликованная в 2002 г. «разработанная правительством Армении стратегическая программа по преодолению бедности, с одной стороны, представляется нереальной и по крайней мере наполовину невыполнимой, с другой стороны, даже выполнение всех ее программных требований не гарантирует полного преодоления бедности в нашей стране» (с. 287). Он подчеркивает, что решение этой тяжелейшей проблемы возможно только при поддержке армянской диаспоры (старой и новой). Диаспора и сейчас оказывает огромную помощь, но часть ее разворовывается госчиновниками.
1 Growth, inequality and poverty in Armenia, UNDP. - Yerevan, 2002. - P. 68.
Мощная волна миграции армян связана с распадом СССР и последовавшим экономическим кризисом. К концу 90-х годов республику покинули около 1 млн. человек - примерно 1/3 населения (по данным переписи 2001 г., в стране 3,2 млн. человек) (с. 298). Это трудовая миграция. В тот же период, по разным подсчетам, в республику приехали свыше 300 тыс. беженцев из Азербайджана (гражданство РА приняли 50-60 тыс., другие уехали в поисках работы) (с. 295). Одновременно с прибытием армян-беженцев из Азербайджана около 160 тыс. азербайджанцев покинули Армению, уезжали русские и другие этносы, и теперь республика моноэтнич-на (97% армян, тогда как за ее пределами вдвое-втрое больше). Этническая гомогенизация произошла и в Грузии, Азербайджане.
Миграции весьма отрицательно сказываются на современном армянском обществе (старение населения, снижение уровня квалификации оставшихся трудовых ресурсов и возрастание социальной нагрузки на них и государство, непоправимый ущерб реформам и гражданскому обществу). Вместе с тем и в будущем Армения останется трудоизбыточной, миграции неизбежны, а государство не контролирует ни этот процесс, ни адаптацию возвращающихся из других стран нелегальных армянских мигрантов.
Относительно соблюдения прав человека было проведено широкомасштабное социологическое обследование в мае 2000 г. одновременно в Армении, Азербайджане и Грузии1. В Армении 79% опрошенных ответили, что их права часто или иногда нарушаются, причем политические и административные свободы соблюдаются лучше, чем экономические и социальные; основные нарушители - высшие органы власти, а местные органы и армия оцениваются несколько лучше; только 17% протестуют и пытаются бороться против нарушения своих прав, что свидетельствует о низкой гражданской активности и опасениях преследования; для укрепления прав и свобод граждан, по мнению опрошенных, необходимо прежде всего провести честные выборы на всех уровнях (69% опрошенных), повысить жизненный уровень населения (68%), очистить от коррупции полицию и прокуратуру (57%), назначить честных и независимых судей (51%) (с. 326-330).
1 Положение с правами человека в странах Южного Кавказа / Ред. Пого-сян Г. - Ереван, 2003.
Таким образом, «дальнейшее развитие прав человека будет зависеть, с одной стороны, от улучшения экономических условий и преодоления массовой бедности, а с другой - от развитости институтов гражданского общества» (с. 332). В 2002 г. в тех же республиках проводился опрос об институтах гражданства. Средние показатели по этому вопросу в Грузии, Армении и Азербайджане: 1,541,86-2,21 соответственно (с. 333). По другим вопросам выявлены столь же низкие средние показатели и сходное их соотношение по республикам: доверие к правительству 1,36-1,80-2,43; к президентам 1,40-1,98-3,06; полиции 1,26-1,98-3,06; полиции 1,26-1,851,98; судам 1,83-1,97-1,99 и парламентам 1,45-1,69-1,96 (там же). Полученные данные характеризуют пассивность населения, о чем свидетельствует в РА названный выше низкий уровень (причем он все время падает) участия населения во всех выборах.
Изменение ценностей населения отставало от социально-экономических сдвигов. В начале 90-х годов армянское общество с одобрением воспринимало такие вновь обретенные гражданские свободы, как свобода слова, печати, многопартийность. Однако очень скоро наступило разочарование. Согласно социологическим опросам 1996-1998 гг., свобода печати стала восприниматься как вседозволенность, спал интерес к политическим партиям (в 2002 г. лишь 4% ответили, что являются членом какой-либо партии, а 2/3 никакой партии даже не симпатизировали) (с. 355), недоверие к самому институту демократических выборов снизило участие в них с 73% граждан в 1991 г. до 38% в 1996 г. (с. 356). Сформировалась атмосфера ностальгии по советскому прошлому, запрос на власть «сильной руки»: на парламентских выборах 1999 г. это принесло успех партии под руководством К. Демирчяна (бывший первый секретарь ЦК Компартии Армении) и В. Саркисяна (министр обороны), а в целом способствовало переходу к авторитарному руководству. Постепенно формируется тип «авторитарной демократии».
Армянское общество сегодня нельзя назвать консолидированным. Общее понимание существует по нескольким проблемам: необходимость независимости Карабаха от Азербайджана, геноцид армян 1915 г., прошлое величие народа, первым принявшего христианство в качестве государственной религии. По другим, не менее важным проблемам мнения армян резко расходятся. По-разному оценивается советское прошлое (лишь в опросах 2000-
2002 гг. доля ностальгирующих по прошлому сократилась до 42%) (с. 368), допустимость («патриотичность») эмиграции, темп экономических реформ, масштабы и сферы частной собственности (что должно остаться в госсобственности). Все же постепенно в сознании утверждается модель «социального рыночного государства». Относительно геополитической ориентации раздвоения нет: «Более 80% населения считает Россию другом и стратегическим партнером Армении» (с. 378).
Автор настоятельно подчеркивает первоочередность социального сотрудничества между властями и народом в самой Армении, а также приверженности национальным идеалам всего «мирового армянства». В эпоху глобализации проживание большинства армянского этноса за пределами родины создает «совершенно уникальные условия для формирования новой национальной идентичности армян» (с. 400).
В монографии отдельно поднимается вопрос о «трансформационном ресурсе общества и трансформационной динамике». В этой связи повторяется, что самые глубокие изменения были проведены в экономике, все экономические и политические реформы с целью модернизации общества внедрялись сверху, причем реформаторы ошибочно не уделили должного внимания социальной сфере, надеясь, что ее изменение последует автоматически. Иначе говоря, предполагалось, что общество само будет адаптироваться к новым экономическим и политическим условиям. Но в действительности этого не произошло, общество вверглось в хаос. «Это значит, что трансформационный ресурс не только не был достаточно задействован, но к тому же оказался изрядно ослаблен» (выделено автором) (с. 411). Власти пренебрегли человеческим фактором, поэтому «модернизация захлебнулась, процесс трансформирования вышел из-под контроля» (там же). Огромная часть армянского общества не поддержала реформы.
Таким образом, вначале реформы сдерживались внутренними причинами, «трансформационная динамика на последующих этапах будет ограничиваться уже внешними геополитическими, региональными факторами» (выделено автором) (с. 412). Прежде всего речь идет о нерешенности карабахского конфликта. Модернизация не будет завершена, пока не будут преодолены внешние неблагоприятные условия. Наконец, сам процесс модернизации не
может идти путем заимствования западных моделей, необходимо учитывать культурно-исторические и национальные особенности армянской идентичности.
Каковы сценарии обозримого будущего? В среднесрочной перспективе нельзя ожидать серьезных изменений в социальной структуре общества. Сглаживание социальной дифференции, преодоление бедности, коррупции, клановости потребуют значительного времени и усилий государства, консолидации общества. Приход новой, политической элиты не может произойти раньше выборов 2008 г.
Главный вывод автора - необходимо разработать свою национальную модель модернизации в Армении, она должна учитывать (в том числе посредством активизации потенциала армянской диаспоры) процессы глобализации.
С. И. Кузнецова