Научная статья на тему '2006. 01. 008. Гольдфранк У. Возврат парадигмы? Правила мир-системного метода Валлерстайна. Goldfrank G. paradigm regained? The rules of Wallerstein's world-system method? // J. of World-Systems research. - N. Y. , 2000. - Vol. 6 (2). - P. 150-195'

2006. 01. 008. Гольдфранк У. Возврат парадигмы? Правила мир-системного метода Валлерстайна. Goldfrank G. paradigm regained? The rules of Wallerstein's world-system method? // J. of World-Systems research. - N. Y. , 2000. - Vol. 6 (2). - P. 150-195 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
268
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЛЕРСТАЙН И
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 01. 008. Гольдфранк У. Возврат парадигмы? Правила мир-системного метода Валлерстайна. Goldfrank G. paradigm regained? The rules of Wallerstein's world-system method? // J. of World-Systems research. - N. Y. , 2000. - Vol. 6 (2). - P. 150-195»

2006.01.008. ГОЛЬДФРАНК У. ВОЗВРАТ ПАРАДИГМЫ? ПРАВИЛА МИР-СИСТЕМНОГО МЕТОДА ВАЛЛЕРСТАЙНА. GOLDFRANK G. Paradigm regained? The rules of Wallerstein's world-system method? // J. of world-systems research. - N.Y., 2000. - Vol. 6 (2). - P. 150-195.

В статье Уолтера Гольдфранка (факультет социологии Калифорнийского университета) рассматриваются источники, составные части мир-системной теории, разработанной известным американским ученым И. Валлерстайном, и критика в ее адрес.

Гольдфранк отмечает, что события последней трети XX в. -войны, восстания, экономические кризисы - дискредитировали парадигму, господствовавшую до того в американской социальной науке - структурно-функциональный анализ, разработанный Т. Парсонсом и его последователями. Одной из самых внушительных попыток создать ему теоретическую альтернативу стал мир-системный анализ И. Валлерстайна (род. в 1930), который синтезировал историцизм европейской науки, идейный радикализм «третьего мира» и марксизм.

Самыми значительными и инновативными из достижений Валлерстайна стали реконцептуализация социальных изменений в терминах тотальностей как единиц анализа. Он попытся историзи-ровать социальные науки и преодолеть раскол между генерализацией теории и партикуляризацией истории, а также диалектически подчеркнуть то обстоятельство, что движение - это сущность явления. Постулирование капиталистической мир-экономики как базовой единицы анализа современных социальных изменений противопоставляет концепциям, которые он называет девелопменталист-скими, понятие отдельного национального государства.

Хотя Валлерстайн начинал свою научную карьеру как африканист, достигнув признания на этом поле (в 1971 г. он был избран президентом Ассоциации африканских исследований), но он стал широко известен после 1974 г., с выходом первого тома его «Современной мир-системы», а также после публикации его статьи «Подъем и будущая гибель мировой капиталистической системы: понятия для сравнительного анализа». Ученый оказал большое влияние на современную социальную науку, его идеи вызвали оживленные дискуссии. Его атаковали справа («слишком марксист») и слева («недостаточно марксист»).

Автор вкратце излагает биографию Валлерстайна для того, чтобы лучше понять источники его мысли. Жизнь ученого была в основном связана с тремя местами - Нью-Йорком, Парижем и Африкой южнее Сахары, особенно Западной Африкой. Валлерстайн

родился в Нью-Йорке и получил здесь образование. Он окончил Колумбийский университет, получив здесь ^степень бакалавра в 1951 г. и доктора философии в 1957 г. Нью-Йорк был тогда, как и сейчас, центром мирового бизнеса и моды, рекламы, издательской деятельности и высокой культуры. Подобно Лондону времен зрелости Маркса Нью-Йорк времен юности Валлерстайна был местом приюта для интеллектуалов-беженцев со всего мира и удобным пунктом для наблюдения за всем миром.

Колумбийский университет тех времен был цитаделью космополитизма и бунтарства, что разительно отличало его от либеральных университетов Гарварда и Йеля. В Колумбийском университете тогда преподавали Г. Маркузе, К. Поланьи, Р. Миллс и другие видные интеллектуалы, здесь активно сопротивлялись маккар-тизму. Валлерстайн пришел в университет, испытывая большой интерес к событиям в Индии, которая только что стала независимой, и идеями Ганди о ненасильственном сопротивлении, но благодаря общению со студентами-иностранцами заинтересовался Африкой.

В 1950-х годах в Париже Валлерстайн изучал историю африканского колониализма под руководством Ж. Баландье, который учил, что единицей анализа колониальных социальных отношений служит не племя (tribe), а колония в целом. Здесь же Валлерстайн познакомился с историками и социальными теоретиками из группы «Анналов». Париж в ту пору был главным центром политической и интеллектуальной активности африканских, азиатских и латиноамериканских студентов, а также научным центром, противостоявшим англо-американскому либерализму и эмпиризму.

Другим важным для формирования идей Валлерстайна регионом стала Африка. В Западной Африке Валлерстайн в отличие от макросоциологов его поколения провел много полевых исследований, взял множество интервью жителей Ганы и Берега Слоновой Кости, что было важно для исследования модели неоколониализма. Эти материалы были положены в основу его диссертации, которая получила название «Путь к независимости: Гана и Берег Слоновой Кости» (1964). В этой работе ощутимо влияние П. Лазарсфельда. Африке были посвящены и его труды «Африка: политика независимости» (1961) и «Политика единства» (1967). Африканский опыт обострил внимание Валлерстайна к политическим проблемам, к вопросам расы и идентичности. Он также показал, что гипотеза о росте нищеты, вытекающая из закона капиталистического накопления Маркса, находит подтверждение в развивающихся странах, а не в развитых, как это пытались доказать некоторые марксисты.

Париж и Африка познакомили его с литературой негритюда, противостоящей европоцентристской литературе, в частности с трудами Ф. Фанона.

Волнения 1968 г. в Колумбийском университете и в западных странах вообще (антивоенное движение, борьба афроамериканцев и студентов за свои права) произвели на Валлерстайна глубокое впечатление, заставив его полеветь и уйти из университета. Вал-лерстайн поддерживал радикальное студенческое движение и был одним из немногих белых профессоров, которому чернокожие студенты выразили свое доверие.

В конце 1960-х - начале 1970-х Валлерстайн начинает изучать историю развития Европы начала Нового времени. В это время зарождается концепция мир-системы как единицы анализа социального развития. С выходом первой части «Современной мир-системы» Валлерстайн добился известности в науке за пределами африканистики.

В 1976 г. Валлерстайн стал профессором университета в Бингхэмптоне. В это же время он создал и возглавил центр имени Фернана Броделя в этом университете и сформировал новую секцию Американской социологической ассоциации, которая получила наименование «Политическая экономия мировой системы». Одновременно Валлерстайн преподавал в качестве приглашенного профессора во многих университетах США и Европы. Влияние ученого быстро росло: Первый том книги «Современная мир-система» был переведен на 9 языков. Но работа над этим многотомным трудом замедлилась: последняя часть увидела свет еще в 1989 г., а продолжения так и не последовало. Валлерстайн в 1990-е годы сосредоточился на критике организации социальных наук, на предсказаниях развития мира, на пророчествах. Он призывал к переосмыслению статуса и роли социальных наук. Свидетельством всемирного признания заслуг ученого стало избрание ученого в 1994-1998 гг. президентом Международной социологической ассоциации.

Источники идей Валлерстайна были весьма многообразны, отмечает Гольдфранк. На формирование научных взглядов повлияла традиции науки, противостоявшей англо-американскому либерализму и позитивизму - немецкая историческая политическая экономия, школа «Анналов», марксизм, а также радикальные течения стран «третьего мира».

Немецкая традиция, оказавшая влияние на Валлерстайна, была связана в первую очередь с именем М. Вебера, но не Вебера «Протестантской этики» и исследований политической легитимно-

сти, а Вебера, изучавшего противостояние городского империализма и сельского уклада, а также статусных групп. Кроме Вебера следует назвать имена К. Бухера, Г. Шмоллера, Й. Шумпетера и К. Поланьи. В частности, большое значение для Валлерстайна имели исследования Шумпетером циклов экономической активности, труды К. Поланьи в области экономической антропологии, в которой выделены реципрокный, редистрибутивный и рыночный способы обмена.

Французская школа «Анналов» в лице М. Блока, Л. Февра и Ф. Броделя обратила внимание Валлерстайна на длительные исторические процессы, на важность учета геоэкологических регионов как единиц анализа. Благодаря французским историкам Валлер-стайн осознал актуальность изучения истории сельского хозяйства. Как отмечал сам Валлерстайн, акцент на изучении жизни городов был характерным недостатком либерализма и марксизма. Экономическая история, находившая в центре внимания анналистов, оказалась и в центре внимания Валлерстайна.

Марксизм, во-первых, повлиял на идеи Валлерстайна концепцией социального конфликта среди групп людей с разными материальными интересами. Во-вторых, на него повлияло то, что марксизм, так же как и школы «Анналов», исходил из целостного подхода к общественным явлениям. В-третьих, имел большое значение идея трансисторичности социальных процессов. В-четвертых, была важна концепция накопления, проходящего вкупе с конкуренцией и классовой борьбой. В-пятых, для мир-системного подхода оказалась значимой диалектика марксизма. Помимо Маркса и Энгельса на Валлерстайна повлияли и идеи В.И. Ленина о межимпериалистическом соперничестве и о антиимпериалистических революциях в «третьем мире». У Мао Цзэдуна Валлерстайн позаимствовал идею обострения классовой борьбы по мере строительства социализма.

Кроме того, указывает Гольфранк, на Валлерстайна повлияла неомарксистская теория зависимости, связанная с работами П. Барана, С. Амина, Ф. Кардозу, Т. дос Сантоса, А. Эммануэля, А.Г. Франка и др. Эти ученые обратили внимание Валлерстайна на необходимость критики девелопментализма и важность учета противостояния центра и периферии в мировой системе.

Валлерстайн испытал влияние марксистских историков, объединенных вокруг левого английского журнала «Past and Present» -К. Хилла, Р. Хилтона, Э. Хобсбаума и К. Тауни, а также влияние советского историка Б. Поршнева.

Теория Валлерстайна рассматривает пять важных проблем: функционирование капиталистической мир-экономики как системы, ее происхождение, ее отношения с некапиталистическими структурами в ее до-глобальном прошлом, сравнение альтернативных способов производства, а также переход к социализму. Основные составляющие концепции Валлерстайна - это целостности, осевое разделение труда, международная система государств, циклические ритмы, тренды и антиномии мир-системы.

Согласно Валлерстайну, существовало три типа целостностей или способов производства (четвертый возможен в будущем) - мини-системы, мир-империи и мир-экономики (последние два типа являются мир-системами). Эти целостности выступают единицами анализа. В центре внимания ученого находится современная мир-экономика. Четвертая целостность, или социалистическое мир-правительство, характеризуется тем, что производство, присвоение и распределение мирового прибавочного продукта осуществляется коллективно и демократически, но не бюрократией.

Центральным отношением мир-систем было отношение ядра и периферии, географически разделенных регионов, специализирующихся на капитало-интенсивном и трудо-интенсивном производстве соответственно. Отсталость стран «третьего мира» была результатом не позднего старта этих стран, а следствием их эксплуатации странами ядра. Валлерстайн дополнил это положение теорий зависимости идеей полупериферии, т.е. промежуточного звена между ядром и периферией. Концепция полупериферии, отмечает Гольфранк, столь же неясная и так же порождает споры, как и теория среднего класса.

Концепция капиталистического накопления у Валлерстайна отличается от традиционной марксистской. Во-первых, согласно Валлерстайну накопление имеет не национальный, а мировой характер. Во-вторых, оно необходимо сопряжено с присвоением и трансформацией периферийного прибавочного продукта: географическая экспансия и первоначальное накопление не случайны, а являются необходимой и интегральной частью капитализма.

Международная государственная система, по Валлерстайну, включает в себя три элемента: империализм, гегемонию и классовую борьбу. Империализм заключается в господстве сильных государств ядра над слабыми периферийными регионами. Гегемония выступает как соперничество наиболее мощных государств ядра над миром. Власть гегемона основана на господстве в производстве, коммерции и финансах, что предполагает наличие первоклассной военной машины. В роли гегемонов в мир-системе выступали

Голландия, Великобритания и США. Классовая борьба рассматривается Валлерстайном как международное, а не только национальное явление.

Развитие мир-системы подчинено как циклам гегемонии, т.е. циклам борьбы наиболее мощных государств за власть в мир-системе, так и циклам Кондратьева.

Географическая экспансия является одной из основных тенденций развития современного капитализма. К началу XX в. капиталистическая мир-экономика охватила всю планету. Экспансия особенно важна в периоды дефицита дешевого сырья и новых рынков. Другой такой тенденцией является превращение всего и вся в товар. Третья тенденция - это механизация производства, индустриализация, рост отношения постоянного капитала к переменному .Четвертая тенденция развития мир-системы - это бюрократизация в духе Вебера.

Развитие капиталистической мир-системы связано с решением и воспроизводством трех основных противоречий. Первое из них - это противоречие между экономикой и политикой. Второе -противоречие между спросом и предложением. Третье - противоречие между капиталом и трудом.

Если рассматривать капиталистическую мир-экономику как явление архитектуры, то следует сказать, что она включает в себя производственные регионы ядра, полу-периферию и периферию, объединенные рыночными механизмами.

Мир-системная теория Валлерстайна завоевала много сторонников (вокруг ее автора сформировалась целая международная школа) но встретила и много критики. Существует четыре сферы дискуссий по поводу его идей - пространство, время, марксизм и «экономизм».

В том, что касается сферы пространства, для одних критиков подход Валлерстайна, для которого единицей анализа социальных изменений служит мир-экономика, «слишком узок», для других -«слишком широк».

Первые критикуют его за то, что он исключил из своего исследования мир-экономики XVI в. Оттоманскую империю и Африку, которые в действительности были тесно связаны с европейской мир-экономикой. Достаточно вспомнить о торговле предметами роскоши с Оттоманской империей и о работорговле.

Вторые исходят из того, что в либеральной социальной науке единицей анализа выступает национальное государство, иногда регион (в экономической географии), иногда небольшая политическая общность (в социологии урбанизма или в антропологии), ино-

гда международная арена (как в теории международных отношений). Марксистская социальная наука в отличие от этого берет в качестве единицы анализа общественную формацию (другое наименование национального государства), иногда способ производства (региональную экономику). И либералы, и марксисты исходят из того, что пространственные границы распространялись в течение последнего тысячелетия для разных обществ линейно, т. е. через маноры в X в., с помощью городов в XII в., регионально в XV в., национально в XIX в. и интернационально в XX в. В этом случае предполагалось, что имело место параллельное поступательное движение развитых национальных государств, обусловленное скорее внутренними, чем внешними факторами (торговлей и войной).

Исходя из антиномии внутреннего и внешнего, либералы и марксисты критикуют Валлерстайна за абсолютизацию внешних факторов развития. Гольфранк полагает, что этот упрек несправедлив. Мировой рынок - это не то же самое, что международная торговля. Он не локален, не связан с удовлетворением насущных потребностей производства, независимо от того, приходится ли изделиям пересекать в ходе их переработки из сырья в конечный продукт государственные границы. Продвижение в национальных рамках высоко капитализированного производства посредством соглашений предпринимателей и бюрократов становится возможным только при определенном сочетании национального и международного рынков. Меркантилизм, доктрина национального государства Ф. Листа и «социализма в одной стране» становились исторически последовательными механизмами решения этой задачи. При анализе страны X или Y внешние факторы не являются более важными, чем внутренние: обе страны взаимно необходимы и диалектически связаны, потому что обе имеют отношение к внутренним связям мир-экономики - обмену товарами, классовой борьбе и государственным структурам.

В том, что касается времени, Валлерстайн также находится в промежуточном положении между теми, кто определяет переход к современной мир-системе в XVI в. как «слишком поздний», и теми, кто квалифицировал его как «слишком ранний». Представители первого подхода апеллируют к средневековым инновациям в коммерческой практике, значению торговли золотом и текстилем на длинных дистанциях или к международной политической системе XIV и XV вв. Или же они, подобно Франку, говорят о 5000-летней мировой системе, которая не знала скачка в своем развитии в XVI в. Либералы и марксисты считают, что Валлерстайн увидел начало мир-

системы как «слишком раннее». Они полагают, что промышленная революция в Великобритании совокупно с массированной урбанизацией положила начало современному капитализму, а период между 1450 и 1750 г. рассматривают как эпоху географических открытий, или абсолютизма, или коммерческого капитализма, или мелкобуржуазного производства, или просто как переходный период.

В отношении марксизма Валлерстайн предстает как центрист, т.е. слишком марксист для одних и недостаточно марксист для других. Первые указывают на недооценку ученым фактора культуры, на акцент на концепции эксплуатации, на классовом анализе. Вторые полагают, что Валлерстайн слишком акцентирует демографию и торговлю, но недооценивает классовую борьбу.

В отношении к «экономизму» наблюдается подобная же ситуация: одни ученые считают Валлерстайна слишком увлеченным экономизмом, другие - недостаточно экономически ориентированным. Автор статьи полагает, что позиция Валлерстайна является синтезом экономизма теоретических построений представителей II и III Интернационалов с политологическими антитезами их грам-шианских и маоистских критиков.

В заключении своей статьи Гольфранк пишет, что попытки реконцептуализации и реинтерпретации социальных наук, осуществленные Валлерстайном, породили долговременную кризисную ситуацию. С одной стороны, существует разрыв между ведущими концептами и объяснительными моделями. С другой стороны, базовые понятия - «мир», «империя» и «капитализм» - так и не были точно определены Валлерстайном. Но все же при этом труды Вал-лерстайна и его последователей при всей их незавершенности дали мощный толчок историческому социальному анализу, включая исторический анализ современности.

А.Б. Рахманов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.