Научная статья на тему '2005. 03. 034. Хантингтон С. Кто мы? Вызов американской национальной идентичности. Hantington S. Who are we? The challenges America's National identity. - N. Y. : Simonand Shuster, 2004. - 448 p'

2005. 03. 034. Хантингтон С. Кто мы? Вызов американской национальной идентичности. Hantington S. Who are we? The challenges America's National identity. - N. Y. : Simonand Shuster, 2004. - 448 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
516
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТЕСТАНТИЗМ / СТАНОВЛЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / СОВРЕМЕННАЯ ИММИГРАЦИЯ В США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Валюженич А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 03. 034. Хантингтон С. Кто мы? Вызов американской национальной идентичности. Hantington S. Who are we? The challenges America's National identity. - N. Y. : Simonand Shuster, 2004. - 448 p»

Фокусируя внимание на истории и внешней политике США, автор убедительно доказывает совпадения и разногласия стратегических устремлений президентов США Дж.К.Адамса и Ф.Д.Рузвельта. Автор считает, что они повлияли на эволюцию американской мощи, хотя и не совпадали в разработке стратегических задач внешней политики США. Автор также рассматривает стратегические вожделения администрации Буша. Уязвимость курса стратегий - вот квинтэссенция анализа Джона Гэддиса.

Пожар в Вашингтоне в 1814 г., устроенный английскими войсками, нападение японцев в Пёрл-Харборе, а также трагические события в Нью-Йорке в 2001 г., развязанные «Аль-Кайдой», вынуждали американцев переоценивать свои место и роль в мире. Каждое событие вызывало у них стремление к пересмотру своей внешнеполитической стратегии, делать ее такой, чтобы она соответствовала реальностям жизни.

Стратегию, отмечает Гэддис, подвергая резкой критике внешнеполитическую стратегию Буша, нельзя считать великой, если она не приводит к успеху. Президент США, отмечает автор, не сумел добиться поддержки своим внешнеполитическим деяниям со стороны многих стран, которые считаются дружескими. Буш поэтому дает знать, что собирается прибегнуть к принципам федерализма, которые помогут решить проблемы его «выдающейся» стратегии.

В целом книга Гэддиса представляет собой своеобразный свод полезных советов и рекомендаций, реализация которых, по мнению автора, поможет сделать стратегию Буша действительно великой.

А.В.Валюженич

2005.03.034. ХАНТИНГТОН С. КТО МЫ? ВЫЗОВ АМЕРИКАНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ.

HANTINGTON S. Who are we? The challenges America's national identity. -N.Y.: Simonand Shuster, 2004. - 448 p.

Ключевые слова: протестантизм и становление американской национальной идентичности, современная иммиграция в США.

Сэмюэл Хантингтон, которого в США называют «карьерным мыслителем», в своей новой книге как бы подытоживает идеи, изложенные им в ряде своих предыдущих исследований, в числе которых - «Создание мирового порядка» (1996), «Солдат и государство» (1964), «Обещание дисгармонии» (1981)

135

2005.03.034

В монографии «Кто мы?» Хантингтон обращается к наиболее значимым моментам истории США, к личностям, которые так или иначе имели отношение к формулированию внутренней политики государства, к людям, для которых их жизнь стала осмыслением реальности этой политики в историческом процессе. Главной же задачей исследования, по словам автора, является раскрытие роли англо-протестантской-культуры в жизни страны, в формировании американской нации.

Хантингтон исходит в своих построениях из тезиса, что существует «ядро» американской идентичности, которым он считает английский протестантизм. В прошлые годы все иммигранты, которые много лет числились как переселенцы, таковыми себя и считали. Нынешние же иммигранты обычно предпочитают не вспоминать о своих корнях и с гордостью называют себя американцами. И только незначительное число иммигрантов рассматривают Америку как страну с криминальным прошлым. Сам Хантингтон утверждает, что «Соединенные Штаты разделяют судьбу Спарты, Рима и других человеческих сообществ», но США, по Хантингтону, не только «переварят» иммиграцию, но и сделают ее «процветающей и американской» (с. 103).

Английский протестантизм, отмечает Хантингтон, стал результатом объединения епископальной и пресвитерианской церквей, которые получили распространение в разных районах Соединенных Штатов, а затем уже в форме протестантизма охватили северо- восточные штаты Америки, утвердившись здесь в качестве господствующей религии. Протестанты, которыми являются многие иммигранты, с уважением относятся к другим конфессиям, включая католичество и иудаизм. Католицизм представлял собой крупную христианскую деноминацию в Соединенных Штатах во второй половине XIX в. Католики прославили себя в сфере образования, спорта, на поприще внешней политики. Американские евреи адаптировали свою веру к американской культуре.

По словам автора, иммигранты более критически относятся к американской традиции ассимиляции, нежели те, кто появился в Соединенных Штатах до них. Отдельно автор останавливается на характеристике иммигрантов из Мексики, представляющих собой самую большую группу переселенцев в США. Они менее образованны, чем другие иммигранты, не торопятся с обращением на получение американского гражданства, не очень обременяют себя изучением английского языка. Что касается религии, то мексикано-американцы обращаются к протестантизму быстрее всех прочих иммигрантов, за исключением приезжих из Кореи. Хан-

тингтон полагает, что мексиканская иммиграция происходит главным образом из демографических изменений, происходивших в XIX в., когда в 1830 и 1840 гг. Соединенные Штаты военным путем «меняли» границы Мексики. Поведение мексиканских иммигрантов перенимают и другие выходцы из стран Латинской Америки.

Рассматривая другие проблемы, с которыми сталкиваются современные американцы, Хантингтон акцентирует внимание на патриотизме и национализме. По его словам, многие иммигранты занимают националистские позиции, считая себя патриотами своей исторической родины, за которую они даже готовы сражаться. При этом 75% иммигрантов утверждают, что «Соединенные Штаты лучше многих других стран». В феврале 2004 г. 25% американцев-иммигрантов, многие из которых прибыли из стран Латинской Америки, высказались в поддержку Ирака, в то время как большинство часть этих переселенцев стали участниками войны с Ираком.

И тем не менее автор делает вывод, что недавно прибывшие в США иммигранты чувствуют себя большими патриотами своей новой родины, нежели ставшие британцами считают родиной Англию, ставшие французами - Францию или ставшие немцами - Германию.

А.В.Валюженич

АРХЕОЛОГИЯ

2005.03.035. СЕМЕНОВ В.А. СУГЛУГ-ХЕМ И ХАЙЫРАКАН -МОГИЛЬНИКИ СКИФСКОГО ВРЕМЕНИ В ЦЕНТРАЛЬНО-ТУВИНСКОЙ КОТЛОВИНЕ. - СПб.: Петерб. востоковедение, 2003. - 239 с. - (Труды / РАН. Ин-т истории материал. культуры; Т.9) (АгсЬаго1о^са РйгороШапа; 15). - Библи-огр.: с. 208-209.

Ключевые слова: Центрально-Тувинская котловина, Суглуг-Хем и Хайыракан - могильники скифского времени.

В монографии представлены результаты исследований могильников Суглуг-Хем I и II и Хайыракан скифского времени в Центрально-Тувинской (Улуг-Хемской) котловине. Автором рассмотрены особенности погребального обряда в коллективных усыпальницах - срубах, каменных ящиках и склепах, осуществлена классификация погребального инвентаря (керамики,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.