Научная статья на тему '2005. 03. 032. Будниченко Л. А. Экспрессивная пунктуация в публицистическом тексте: (на материале языка газет). - СПб. : филол. Фак. С. -Петерб. Гос. Ун-та, 2003. - 263 с. - библиогр. : С. 251-262'

2005. 03. 032. Будниченко Л. А. Экспрессивная пунктуация в публицистическом тексте: (на материале языка газет). - СПб. : филол. Фак. С. -Петерб. Гос. Ун-та, 2003. - 263 с. - библиогр. : С. 251-262 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
175
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗЕТА ЯЗЫК И СТИЛЬ / РУССКИЙ ЯЗЫК ПУНКТУАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНЫЕ СРЕДСТВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 03. 032. Будниченко Л. А. Экспрессивная пунктуация в публицистическом тексте: (на материале языка газет). - СПб. : филол. Фак. С. -Петерб. Гос. Ун-та, 2003. - 263 с. - библиогр. : С. 251-262»

2005.03.032. БУДНИЧЕНКО Л.А. ЭКСПРЕССИВНАЯ ПУНКТУАЦИЯ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ: (На материале языка газет). - СПб.: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2003. - 263 с. - Библиогр.: С. 251-262.

Работа состоит из введения, четырех глав (1. «Экспрессивная пунктуация как информативно-коммуникативная подсистема»; 2. «Стилистические функции знаков препинания»; 3. «Прагматические функции знаков препинания в публицистическом тексте»; 4. «Типология экспрессивных пунктуационных приемов») и заключения.

В книге подчеркивается, что основной функцией пунктуационных знаков в русском языке является функция смысловой актуализации высказывания. Актуализация при этом понимается широко: «Актуализировать -значит выделить, сделать "важным", актуальным на данный момент тот или иной фрагмент высказывания или текста, причем как в логическом, так и в эмоциональном плане» (с. 245). В соответствии со своей основной функцией пунктуационные знаки определяются как смысловые актуализаторы, выполняющие экспрессивные функции.

Структурно-логические знаки препинания реализуют свое имплицитное значение в пределах языковой структуры, в основе которой лежит тема-рематическое членение, отражающее логическое развитие мысли. Эмотивные пунктуационные знаки, указывая в письменной речи на эмоциональные реакции говорящего/пишущего, проявляют свое значение в коннотациях.

Различен и механизм экспрессивного функционирования рассматриваемых пунктуационных групп. Под экспрессивностью в работе понимается «усиление выразительности» как логического, так и эмоционального аспектов высказывания, что отражает субъективное отношение пишущего к тому, о чем он пишет. Экспрессивная функция структурно-логических знаков препинания реализуется в процессе их транспозиции, которая возможна в двух вариантах: 1) когда один пунктуационный знак (ПЗ), более сильный, замещает другой, более слабый, образуя парадигматические пунктуационные варианты; 2) когда ПЗ употребляется в новой, незамещенной позиции, образуя синтагматические пунктуационные варианты. В результате транспозиции (вторичная, экспрессивная актуализация) наблюдается выдвижение той или иной части высказывания как более «важной». При этом структурно-логические знаки препинания реализуют свое прагматическое модусное значение «степени важности».

Достижение выразительного эффекта связывается с привлечением внимания читателя к определенным (важным с точки зрения автора) элементам текста. Кроме лексики и синтаксических конструкций, эту задачу способны выполнять и структурно-логические знаки препинания, выделяющие элементы текста по «степени важности». Авторские акценты - эффективное средство воздействия журналистского текста. Выражение эмоций есть их экспрессия, поэтому высказывание, оформленное эмотивными знаками препинания, становится экспрессивным, отражая актуализацию коннотативных значений и субъективные намерения пишущего.

Как экспрессивные выступают в речевой коммуникации и пунктуационные комплексы, включающие в свой состав как логические, так и эмо-тивные знаки препинания. В стилистическом аспекте экспрессивная пунктуация выступает как яркое изобразительно-выразительное средство, имеющее огромное значение для творческого процесса, в том числе и для журналистского мастерства. С одной стороны, можно говорить о преемственности в функционировании экспрессивных пунктуационных средств в художественной речи и публицистике, а с другой - об особенностях их проявления в публицистической речи, в процессе отражения таких фундаментальных категорий публицистической поэтики, как социальный факт, образ, портрет современника, автор-публицист.

Названные категории рассматривались в рамках традиционно выделяемых в стилистике типов речи (повествование, описание, рассуждение). В работе показано, что каждый из типов речи закономерно отличается своими характеристиками стилистического использования экспрессивных знаков препинания. В контекстах повествовательного типа пунктуационные знаки выступают как яркие выразительные средства, отражающие авторскую интерпретацию факта. Благодаря пунктуационным экспрессемам факт поворачивается в публицистике различными гранями, оживляя фактуальную канву повествования. Экспрессивные знаки препинания могут подчеркивать содержательный аспект фактуальной информации, социальную значимость и эмоциональную окраску факта как разновидности концептуальной информации, образные «инкрустации» факта, а также его подтекстовое сопровождение. В повествовательных и описательных контекстах стилистическое функционирование пунктуационных экспрессем отражает усиление образной стороны текста. Экспрессивные пунктуационные знаки способствуют синтагматическому развертыванию образа, актуализации тех или иных деталей его восприятия, окрашивают образ эмоционально и стимулируют

процесс воображения, усиливая реальные и моделируя импликативные образы.

Экспрессивные пунктуационные знаки употребляются с целью выделения, акцептации той или иной «детали» создаваемого автором образа, портрета или пейзажа, которые могут быть социально окрашены. Так, например, благодаря актуализации при помощи знаков препинания определенных деталей-характеристик выделяются такие разновидности портрета, как внешний портрет, психологический портрет, социальный портрет, групповой социальный портрет.

Немаловажную роль экспрессивные знаки препинания играют и при создании подтекста. Главная функция подтекста - субъективизация изложения. В подтексте заложено отрицательное или положительное отношение автора к фактам, которые вызывают определенную эмоциональную реакцию читателя. Подтекст становится действенным средством усиления выразительности публицистической речи.

Таким образом, стилистическое применение выразительных средств в конкретном журналистском тексте индивидуализировано. Журналист творчески трансформирует известные или создает новые выразительные средства.

Изучение прагматического потенциала экспрессивных знаков препинания в языке газеты приводит автора к выводу, что пунктуационные единицы в условиях публицистического дискурса обладают огромными возможностями: с одной стороны, они участвуют в формировании социальных оценок и мнений автора как субъекта высказывания, а с другой - способны выступать в роли прагматических средств речевого воздействия.

В работе были выделены разные виды авторских социальных оценок: авторское комментирование, авторская вербальная оценка, авторская импли-кативная оценка-мнение, вытекающая из характеристики самой ситуации, авторская оценка по степени «важности», авторская эмотивная оценка.

Экспрессивная пунктуация становится активным средством актуализации высказывания в процессе авторского комментирования, при выражении эмотивной социальной оценки, а также логической социальной оценки по «степени важности». Экспрессивные знаки препинания либо выделяют важный для выражения авторской идеи, авторской общественной позиции сегмент высказывания (структурно-логические единицы), либо окрашивают контекст эмоционально, отражая авторскую реакцию как общественно значимую (эмотивные знаки). Часто оценка по степени важности и эмотивная оценка как социально значимые взаимодействуют.

Пунктуационные знаки как экспрессемы способны выступать в роли прагматических средств речевого воздействия при реализации таких выделяемых психолингвистами типов речевого воздействия, как эмоциональное заражение, внушение, убеждение. Отражая в определенной степени речевую интонацию на письме, знаки препинания становятся активным средством речевого воздействия в публицистическом дискурсе. Чем экспрессивнее текст, тем выше его интонационный потенциал и тем эффективнее воздействие, которое он оказывает на читающего. Экспрессивная пунктуация становится ярким средством прагматики любого текста, в том числе и газетного дискурса, трансформация которого обусловлена формированием аксиологических компонентов изложения.

В работе представлена оригинальная типология пунктуационных приемов, основанная на функциональном признаке экспрессивности языковых элементов. Экспрессивный пунктуационный прием направлен на создание локальных текстовых эффектов, таких как дубитация, контраст, скрытое двуголосие, полифония, подтекст, метатекст и др.

Предлагаемая типология разрабатывалась применительно к языку газетной публицистики. Здесь выделяются: 1) конструктивные пунктуационные приемы, основанные на актуализации логическими знаками препинания частей той или иной синтаксической конструкции; 2) эмотивные пунктуационные приемы, связанные с отражением эмоциональных реакций говорящего; 3) комбинированные метатекстовые приемы, отражающие взаимодействие эмотивных знаков препинания со структурно-логическими и создающие явление метатекста; 4) контаминированные пунктуационные приемы, отражающие взаимодействие знаков препинания с другими языковыми средствами в процессе коммуникации.

Разработанная классификация позволяет сделать вывод, что в речевой реализации практически каждый ПЗ способен выступать в роли экспрессивного элемента пунктуационного приема. Так, при помощи точки организуется прием парцелляции, при помощи точки с запятой - прием полупарцелляции и антипарцелляции; запятая организует в письменной речи приемы перечисления и присоединения. Вопросительный знак становится организующим элементом приема дубитации, а двоеточие - структурным элементом «рубленого» заголовка. Тире организует эллипсис и участвует в реализации присоединения, а двойные знаки (скобки, двойные тире и запятые) направлены на создание метатекстовых эффектов. Тире и многоточие в совокупности с союзами участвуют в создании приема союзно-пунктуационного взаимодействия, а многоточие с разорванной конструкци-

ей организует прием «умолчания». Многоточие также может взаимодействовать с лексическим повтором.

Обзор экспрессивных пунктуационных приемов подводит автора к заключению, что журналист при создании текста использует, с одной стороны, приемы универсальные, возможные как в художественной речи, так и в публицистике, а с другой - пунктуационные приемы, характерные для каждого из этих стилей речи. К универсальным приемам относятся: перечисление, присоединение, эллипсис, парцелляция, полупарцелляция, прием умолчания, прием союзно-пунктуационного взаимодействия, а также часть эмо-тивно-экспрессивных приемов. К специализированным приемам -антипарцелляция, встречающаяся преимущественно в художественной речи; приемы «диалогизированного» и «рубленого» заголовка, а также комбинированные метатекстовые приемы, характерные прежде всего для газетной публицистики. Общность и различия как самих стилевых разновидностей (художественной прозы и публицистики), так и особенностей функционирования в них экспрессивных пунктуационных приемов объясняются различными условиями коммуникации речевых стилей.

Индивидуальные пунктуационные приемы, характерные для поэтической речи, а отчасти и художественной, в публицистике редки. Однако отмечаемый в настящее время социолингвистами процесс авторизации публицистического стиля позволяет прогнозировать появление индивидуально-авторских пунктуационных приемов на страницах газет.

А.М.Кузнецов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.