Научная статья на тему '2005. 03. 022. Салас Д. Мораль XXI века. - М. : София, 2004. - 528 с'

2005. 03. 022. Салас Д. Мораль XXI века. - М. : София, 2004. - 528 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВИСТЬ / МОРАЛЬ / ТОЛПА / ЧЕЛОВЕК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 03. 022. Салас Д. Мораль XXI века. - М. : София, 2004. - 528 с»

Для решения сегодняшней проблемы необходимо воспитывать людей так, чтобы они поддерживали свободу на самореализацию, свободу на обучение, свободу думать, проявлять творческий подход, свободу работать и свободу зарабатывать на жизнь.

О.В.Летов

2005.03.022. САЛАС Д. МОРАЛЬ XXI ВЕКА. - М.: София, 2004. - 528 с.

Опираясь на идею древних греков о том, что порядок во Вселенной основан на взаимодействии всех ее частей так же, как в живом организме, Дарио Салас выдвигает тезис, согласно которому человек неизбежно получит поощрение или наказание, соответствующее качеству его поступков. «Что посеешь, то и пожнешь». Данное положение опирается на принцип голографии: «Каждая часть содержит целое».

Салас призывает развивать в человеке не мышление «члена общества массового потребления», характерное для «посредственности», «человека толпы», а «высшее сознание», с помощью которого субъект способен познать себя и свое место в мире. Цель человеческой жизни - эволюция индивидуального сознания, состоящая в развитии истинно человеческих качеств, отличающих людей от животных. Современный человек служит промежуточным звеном, «мостом» от животного состояния к подлинному человеку («сверхчеловеку»)1.

Салас выдвигает положение о том, что современный человек живет в эпоху «тирании толпы». Толпа - это монстр, лишенный разума и воли, который пожирает все на своем пути. Принцип «приказывает большинство» вынуждает отдельного человека подчиняться этой безликой толпе. В противовес идее, согласно которой «большинство всегда право», Салас склоняется, скорее, к тому, что «истина никогда не принадлежит большинству». Человек действует, думает и чувствует как толпа. Он настолько зависим от чужого мнения, что позволяет толпе быть его судьей, жертвуя всем, лишь бы его считали «таким же, как все». Человек стремится к всеобщему признанию как к награде, боится отличаться от других, потому что это вызывает реакцию со стороны общества:

1 При этом не может не вызвать определенный скепсис вера Саласа в то, что в истории человечества будет открыт «научный способ измерения уровня индивидуального сознания», благодаря чему можно будет определить, какую ответственность возложить на человека и какой пост ему доверить. В итоге каждый получил бы заслуженное в соответствии с правилом эквивалентного равенства - одним из важнейших правил космической справедливости. - Пр-им. реф.

недоверие, неприятие, подозрительность. Одной из основных причин увеличения всеобщей посредственности является слишком быстрый отказ людей от развития собственной индивидуальности. Им гораздо легче и приятней слиться с толпой в однородную массу, искусственно раздувая свое Я вплоть до полного его растворения в коллективной душе. Когда мозг и сердце человека принадлежат толпе, он не может следовать морали, потому что не знает, что это такое, и не видит в том необходимости. Людям толпы несвойственна мораль: у них нет ни собственного мышления, ни чувства ответственности. Обладающие властью государственные деятели должны всегда оставаться свободными от влияния какой бы то ни было политической партии или психологической толпы, снижающих способность к мышлению.

Салас предупреждает о стремлении глобального рынка создать международное сообщество одинаковых потребителей, лишенных воли и способности мыслить, которые, «как наркоманы, нуждаются в очередной дозе для продолжения иллюзии счастья». Свойство любого чувственного удовольствия заключается в том, что его нельзя удовлетворить полностью, можно получить лишь временное удовлетворение, поэтому к нему возвращаются снова и снова. В отличие от удовлетворения чувства голода, удовольствие не может накапливаться, его невозможно запасти на будущее. Ничего не давая человеку, оно лишь опустошает его. Когда у тех, кто видит цель жизни в чувственных удовольствиях, неизбежно наступает момент крушения счастья, у них пропадает желание жить. Потеря смысла жизни - не более чем ощущение, что тебя кто-то обманул, когда обещанная земля обетованная в действительности оказалась совсем не раем. Изобилие денег не гарантирует соблюдение морали, скорее наоборот, часто служит источником испорченности, поскольку любой избыток - это порок, извращающий характер и волю.

Телевидение, проникая в бессознательное людей, колонизирует их разум и насаждает ложные ценности, такие как гедонизм и вседозволенность. Вся структура рекламы основывается на обманчивой доступности предлагаемых товаров и услуг, что неосознанно приводит людей к представлению о жизни как о фантастическом мире, где все можно получить без особых усилий. Миллионы людей-роботов покупают определенные товары, повинуясь подсознательной информации, введенной рекламой в их мозг. Многие полностью теряют мораль, становятся преступниками, подражая героям кино и телевидения, повторяя преступления, смакуемые прессой. Часто в фильмах наглядно показывается, как лучше украсть,

обмануть, ограбить. Из-за банальности и посредственности, навязываемых СМИ, люди утрачивают понимание того, каким должен быть человек. Внимание уделяется только имиджу, внешности и наличию материальных благ, то есть происходит подмена ценностей, когда о людях судят по тому, что у них есть, а не потому, кем они являются. Как сказал бы Э.Фромм, человек все более приобретает качество «иметь», утрачивая при этом свойство «быть» Человеком с большой буквы.

Салас подвергает критике современную систему образования и воспитания. Чем выше престиж учебного заведения, тем выше уровень пассивности и внушаемости студентов или учеников, им и в голову не приходит сомневаться в том, чему их учат. И хотя сомнение не является единственным условием обучения, но без постоянного рассуждения по поводу услышанного в классе не обойтись, поскольку только внутреннее рассуждение ведет к истинному пониманию. Воспитание превращает людей в обыкновенные хранилища информации. Их головы наполнены автономной информацией, а это влечет за собой опасность неадекватного поведения. Вся информация, проникающая в мозг тогда, когда человек не может разумно ею распорядиться, имеет гипнотическое свойство, уменьшает возможность сознательного поведения.

Интересны мысли Саласа о роли эмоций в историческом развитии народов. Так, зависть представляется непреодолимым препятствием к процветанию. Завистливому народу крайне трудно достичь экономического успеха, для него недостижимо даже поддержание общественного порядка. Многие вполне здоровые люди несправедливо считают, что государство обязано обеспечивать благосостояние всем, кто сам не смог его добиться. Вместо развития собственных способностей они предпочитают отказаться от возможностей самореализации. Салас призывает перестать верить в понятие «бесплатное», поскольку в природе его не существует, хотя оно и приятно человеку. Все подчиняется закону «космической экономики»: «Я должен вернуть ровно столько, сколько взял».

Марксизм, который был неправильно понят и неверно применен, отравляет душу развивающихся стран, где зависть и обида используются в качестве объединяющей разрушительной силы. Эти

страны упрямо наращивают власть государства за счет внедрения грабительских налогов, позволяющих сильнее контролировать жизнь граждан и подавлять тех, кто выделяется.

Автор выражает непримиримое отношение к коррупции, в основе которой лежит безграничный эгоизм. Преступление или обман, совершенные государственным служащим при исполнении своих обязанностей, заслуживают более сурового морального осуждения или даже уголовного наказания, так как эти люди пользуются защитой государства. Чем выше занимаемый ими пост и его престиж, тем более тяжким будет должностное преступление, поскольку имеет место злоупотребление общественным доверием. Самое страшное, что может произойти с моральной точки зрения, - это постепенное привыкание общества к все более коррумпированному поведению, так что однажды это окажется настолько распространенным и обычным, что перестанет удивлять кого бы то ни было. Это процесс снижения планки требований и постепенного нарастания вседозволенности, которая обычно сопровождает падение морали.

О.В.Летов

2005.03.023-025. РАССЕЛ КЁРК, МОРАЛЬ И ОБЩЕСТВО. (Сводный реферат).

2005.03.023. ATTARIAN J. Russell Kirk's economics of the permanent things. -Mode of access: http://www.libertyhaven.com/thinkers/russellkirk/ index.html.

2005.03.024. KIRK R. The conservative movement: Then a. now. - Mode of access: http://www.townhall.com/hall_of_fame/kirk/kirklect.html.

2005.03.025. KIRK R. Malcolm Muggeridge's scourging of liberalism. - Mode of access: http://www.townhall.com/hall_of_fame/kirk/kirklect.html.

Дж.Аттерен в статье «Экономика непреложных ценностей Рассела Кёрка» (023) отмечает, что американский философ Расселл Кёрк (19181994) ставил непреложные ценности, такие как нормы долга, справедливости, милосердия и т.п., выше социального блага. Связь этих ценностей с жизнью осуществляется благодаря «естественному праву». Оно проистекает из божественных заповедей, из абстрактного разума, из богатого человеческого опыта. Естественное право - это совокупность этических норм, которыми человек руководствуется в своей повседневной жизни. Отклонение от этих норм приводит к таким человеческим недугам, как СПИД, наркомания и т. п. С точки зрения Кёрка, отношение к непреложным ценностям служит основным критерием для оценки деятельности отдельных людей, социальных институтов и общества в целом. Экономи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.