Научная статья на тему '2005. 02. 017. Кокгезен М. Коррупция в Киргизии: факты, причины и последствия. Cokgezen M. Corruption in Kirgyzstan: the facts, causes and consequences // Centr. Asian surv. - Abingdon, 2004. - Vol. 23, n 1. - P. 79-94'

2005. 02. 017. Кокгезен М. Коррупция в Киргизии: факты, причины и последствия. Cokgezen M. Corruption in Kirgyzstan: the facts, causes and consequences // Centr. Asian surv. - Abingdon, 2004. - Vol. 23, n 1. - P. 79-94 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
43
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОК-ЗАПАД (ПРОБЛЕМА) / КОРРУПЦИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 02. 017. Кокгезен М. Коррупция в Киргизии: факты, причины и последствия. Cokgezen M. Corruption in Kirgyzstan: the facts, causes and consequences // Centr. Asian surv. - Abingdon, 2004. - Vol. 23, n 1. - P. 79-94»

2005.02.017. КОКГЕЗЕН М. КОРРУПЦИЯ В КИРГИЗИИ: ФАКТЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ.

COKGEZEN M. Corruption in Kirgyzstan: the facts, causes and consequences // Centr. Asian surv. - Abingdon, 2004. - Vol. 23, N 1. - P.79—94.

Автор (Университет Мармара, Стамбул, Турция) напоминает, что обычно в мировой литературе анализируются экономические, политические, юридические и культурные факторы коррупции. Особо выделяется положение в странах с переходной экономикой (СПЭ): в процессе осуществления рыночных реформ возникают наиболее благоприятные условия для высокого уровня коррупции, причем прежде всего в государствах, где длительно существовал социалистический строй.

Обследование независимыми международными организациями индекса восприятия коррупции (Corruption perceptions index - CPI) выявило в 1999 г., что в Киргизии он равен примерно 2 (10 - почти отсутствует коррупция, 0 - очень высока) и республика занимает «почетное» 87-е место среди 99 обследованных стран; хуже поло-жение в Югославии, Узбекистане, Азербайджане, немного лучше - в России, Казахстане, Армении, Грузии (с. 84).

По другому подсчету состояния СПЭ1, Киргизия вновь попала в число наиболее коррумпированных государств; хуже ситуация в Туркмении, Казахстане, Азербайджане, несколько лучше - в Узбекистане, России, Армении, Грузии (там же). Наконец, при опросе Центра изучения общественного мнения 74% ответили, что уровень коррупции в республике стал выше, чем в советский период (с. 85)2

Коррупция - одна из причин (хотя и не единственная) негативных явлений в экономике (см. табл. 1).

Таблица 1 (с. 87) Влияние коррупции на основные экономические показатели

1 Nations in transit, 2002: Civil society, democracy and markets in East Central Europe and newly independent states / Ed. by Koratnycky А., et al. - N.Y., 2002. - Описание здесь и далее по реф. источнику.

2

Ilibezova E., Ilibezova Z., Asanbaev N., Musakojaeva G. Corruption in Kyrgyzstan. - Center for opinion studies and forecasts report, 2000.

61

2005.02.017

Средний Средний ПИИ*/ВВП Доля Госрас- Коэф.

рост ВВП в рост в 1997-2000 теневой ходы Джини**)

1990-2000 капитало- (в среднем) эконо- ВВП

(%) вложений в 1990-2000 мики в ВВП в 2000

СПЭ

в среднем -2,62 -0,79 2,74 37,6***) 30,32 33,30

СНГ

в среднем -5,88 -9,09 1,92 43,6 21,50 37,31

Киргизия -4,10 -5,00 1,58 35,7 19,70 34,6

*) ПИИ - прямые иностранные инвестиции.

**) включены обследования в разных странах после 1990 г.

***) не включены страны Балтии.

Источник: World bank (1999, 2000а, 2001, 2002).

Сравнение данных по Киргизии, СНГ и СПЭ (табл. 1) свидетельствует, что республика страдает от всех негативных последствий коррупции. Прежде всего, после падения социалистических режимов резко снизился уровень ВВП и доходов населения (только в странах Восточной Европы и Балтии снижение не достигло отрицательных величин). Снизились инвестиции в народное хозяйство, включая ПИИ (с тем же исключением). Коррупция тесно связана с теневой экономикой, что влечет недобор налогов и, соответственно, нехватку средств на все общественные потребности. Так, в Киргизии почти 36% ушедшей в тень экономики привели к наименьшей доле госрасходов в ВВП, из-за чего особенно пострадали образование (многие учителя были вынуждены искать другую работу, неплатежи за электричество и газ влекли закрытие школ зимой, студенты бросали учебу ради заработков), здравоохранение (закрытие больниц или требования платы за лечение, рост заболеваемости туберкулезом, ВИЧ). Наконец, коррупция усилила неравенство, как видно из высоких показателей коэффициента Джини (в Киргизии 20% беднейшего населения контролируют только 6% общественного богатства, тогда как богатейшие 20-47%).

Негативные последствия коррупции видны не только по макроэкономическим показателям. Опросы населения показывают обеспокоенность рядовых граждан: большинство опрошенных в 2000 г.1

1 Ilibezova E., Ilibezova Z., Asanbaev N., Musakojaeva G. Corruption in Kyrgyzstan. - Center for opinion studies and forecasts report, 2000.

назвали главными препятствиями на пути дальнейшего развития Киргизии «коррупцию и слабость правительства» (с. 88).

Причины высокого уровня коррупции в Киргизии автор видит в благоприятных условиях для нее, создавшихся в годы независимости. Потеря прямых трансфертов из бюджета Союза (13% ВВП республики) повлекла за собой гиперинфляцию, катастро-фическое увеличение масштабов бедности. Несмотря на некоторое улучшение в результате реформ, в 2000 г. 51% населения находился за чертой бедности (средняя зарплата 22 долл. в месяц), причем нередко она выплачивалась с опозданием; в таких условиях госчиновникам было трудно противостоять искушению брать взятки (с. 89)1. Доля государства в экономике уменьшилась в ходе реформ, но приватизация прошла с большими

нарушениями законности, предоставив шансы разбогатеть партбоссам,

2

членам правительства, родственникам и друзьям президента . Взяточничеству способствует сложная бюрократическая процедура получения любых разрешений и многочисленность последних для начала любого дела (с. 90)3.

Хотя Киргизия и считается самой демократической страной в Центральной Азии в сфере законодательства, свободы СМИ, процесс демократизации в последние годы замедлился, а до СССР здесь вообще не было демократических институтов, в советский период не возникли социальные движения, сходные с восточно-европейскими, первые шаги по либерализации ситуации, предпринятые А. Акаевым, захлебнулись в условиях экономического кризиса, социальной неста-бильности и неспособности его окружения правильно действовать. Акаев удерживает власть, государство предпринимает ряд мер по удушению оппозиционных изданий («Моя столица - Новости», «Res publica»).

Несовершенство юридической системы, недостаток хорошо подготовленных судей, политическое давление на последних не позволяют вести подлинную борьбу с коррупцией. Начатые против высших госчиновников процессы по обвинению в коррупции заканчиваются без результатов или обвиняемых переводят на другие высокие посты. Самое страшное, что в коррупцию вовлечены полиция,

1 World bank. World development indicators. - Wash., 2002; IMF. Working paper.

2

Cm. «Over a barrel». - Vol. 4, N 10; Kirgizstan - Turkiye Manas universitesi yayinlari. - 2002. - N 17 h gp.

3

The 2003 index of economic freedom. - Wash., 2003.

63

2005.02.018-019

таможенники, суды и прокуратура. По докладу Между-народной кризисной группы (декабрь 2002 г.), посты в МВД Киргизии продаются и покупаются по цене от 100 до 50 тыс. долл. в зависимости от значимости этой должности (с. 92).

Коррупцию облегчают и поощряют традиционные семейные и клановые связи (система уважения - урмат).

Таким образом, «низкий уровень доходов, вмешательство государства, слабость демократических институтов, плохо работа-ющая юридическая система и культурные традиции поощряют коррупцию в Киргизии. В свою очередь, коррупция отрицательно влияет на экономические показатели» (с. 92). В будущем автор надеется на перемены к лучшему, если будет проявлена политическая воля властей, а «общество поддерживает любые действия против коррупции» (с. 93).

С. И. Кузнецова

2005.02.018-019. УЗБЕКИСТАН: ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ И ОТНОШЕНИЯ С США.

2005.02.018. POTTENGER J. Civil society, religious freedom and Islam Karimov: Uzbekistan's struggle for a decent society // Centr. Asian surv. -Abingdon, 2004. - Vol.23, N 1. - P.55-77.

2005.02.019. AKBARZADEH Sh. U.S. - Uzbek partnership and demo-cratic reforms // Nationalities papers. - N.Y., 2004. - Vol.32, N 2. - P.271-286.

Дж. Поттенджер (Университет штата Алабама, г. Хантсвилл, США) (018) исходит из тезиса Дж. Роулса1 о существовании «либеральных обществ» и «приличных обществ»: первые базируются на либеральных политических ценностях, в них конституционнные демократические правительства, вторые - на сопоставимых с первыми политических ценностях, правительства пользуются народной поддержкой, но не демократические. К «приличным обществам» можно отнести центральноазиатские. Возросший после 11 сентября 2001 г. интерес США к Узбекистану обратил внимание аналитиков на внутреннюю политику этой республики в переходный период от советского строя к рыночной экономике .

1 Rawls J. The law of peoples. - Cambridge, 1999. Описание здесь и далее по реф. источнику.

2

Yalcin R. The rebirth of Uzbekistan: Politics, economy and society in the Post-Soviet era. - Reading, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.